УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Два года в окопах и никаких нокаутов

Два года в окопах и никаких нокаутов

Политологи о новом парламенте Украины

Кто, с кем и почему объединится в стенах сессионного зала Верховной Рады нового созыва? С этим вопросом "Обозреватель" обратился к политическим экспертам: директору Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимиру Фесенко и эксперту корпорации "Гардарика" Константину Матвиенко.

Кому достанется большее количество мандатов в новой Раде? Будет ли однопартийное большинство и блокирующее меньшинство? Сколько предателей-"тушек" окажется среди нардепов? Насколько эффективно народные избранники будут выполнять свои законотворческие обязанности? Будут ли пропускать заседания и голосовать чужими карточками?

Ответы на эти и другие вопросы – в сокращенной версии стенограммы пресс-конференции.

"Свободу" пропустят в Раду как "страшилку" для русскоговорящих

К.Матвиенко: Независимо от того, как распределятся голоса на выборах, мы понимаем, что здесь, как говорил товарищ Сталин, важно, не как голосуют, а как считают. Партия регионов абсолютно контролирует комиссии по всей вертикали, но здесь возникает интрига: насколько тонко готова играть ПР.

Насколько заинтересована Партия регионов включить в парламент "Украину – Вперед"? Согласно с социологическими данными, эта партия сегодня не преодолевает 5% барьер. Но вопрос о том, что для ПР лучше иметь свое собственное большинство или все-таки пустить в парламент "Украину – Вперед", чтобы продемонстрировать определенную плюралистичность следующего законодательного органа – это вопрос, который они будут решать не на электоральных полях, а в кабинетах.

Это же касается и партии "Свобода". Сейчас эта партия почти преодолевает 5% барьер, но насколько ПР заинтересована в том, чтобы пустить такую радикальную организацию в парламент и, опираясь на ее радикальную позицию, играть с Россией – это еще вопрос.

То есть вопрос в том, будут ли они использовать тонкие хирургические инструменты или все-таки пользоваться кувалдой, как пользовались всегда.

Я считаю, что все-таки ПР не будет пускать "Свободу" в парламент, независимо от того, как проголосует реальный избиратель. Думаю, партия Королевской имеет шанс.

В.Фесенко: Думаю, тут дело не в Партии регионов. ПР пытается играть на противоречиях в оппозиции, пытается распылить оппозиционный электорат, в частности, используя и такие политические проекты, как "Украина – Вперед". Я думаю, и сама госпожа Королевская – достаточно амбициозный игрок, который хочет стать самостоятельной фигурой. Думаю, есть специфический интерес и у ее спонсоров.

Поэтому шансы есть. Другой вопрос, как они будут использованы.

Думаю, "Свободу", которая имеет неплохие шансы преодолеть 5% барьер, пропустят в Верховную Раду. Она не мешает ПР, она будет даже полезна как "страшилка" для русскоговорящих избирателей, говоря языком пропаганды Партии регионов, как "звериное лицо украинского национализма". Даже не столько Тягнибок, сколько Фарион или Михальчишин будут очень нужны для демонстрации такой ситуации.

По другим партийным спискам ситуация более или менее понятна, кроме, возможно, одного вопроса: каким будет результат объединенной оппозиции и "Удара".

Однопартийное большинство и блокирующее меньшинство надо договариваться

К.Матвиенко: Очевидно, ядром парламентского большинства станет Партия регионов плюс те формально независимые кандидаты, которые сейчас ведут кампании в мажоритарных округах.

Для меня понятно, что Компартия, которая формально критикует олигархический режим, в ключевых и необходимых голосованиях будет голосовать так, как это будет нужно Партии регионов.

Единого, пусть даже сложного, но единого оппозиционного субъекта в парламенте вряд ли удастся создать. При том, что Партия регионов вместе с коммунистами сможет продолжать свои экономические игры, если, конечно, Запад их не остановит.

В.Фесенко: Скорее всего, Партия регионов получит больше депутатских мандатов, чем другие политические силы. Около 30% они возьмут по партийным спискам (порядка 75 мандатов) и около половины депутатских мандатов по мажоритарным округам. Суммарно это будет от 180 до 200 мандатов. Но однопартийного большинства не будет. не будет никакого конституционного большинства.

Но регионалы могут сформировать свое парламентское большинство за счет союза с депутатами-самовыдвиженцами или представителями малых партий. Самовыдвиженцы могут составлять порядка трети победителей по мажоритарным округам, из них львиная доля – потенциальные союзники ПР.

Если не будет хватать депутатских мандатов за счет депутатов-самовыдвиженцев, здесь может присоединиться и Компартия. Она может сохранить свою относительную самостоятельность, политическую "невинность", но во время голосования ключевых вопросов – формирование нового руководства ВР, если в нем будет Адам Мартынюк, -коммунисты, конечно, проголосуют вместе с ПР.

КПУ могут быть "полуоппозицией", и тут уже вопрос тактики и политической целесообразности. Но регионалы, скорее всего, попробуют сформировать формализованное большинство. Просто, чтобы продемонстрировать: мы выиграли парламентские выборы, мы сохраняем контроль над ВР.

Но это большинство будет не таким стойким, как сейчас, не таким дисциплинированным – в первую очередь, за счет депутатов-мажоритарщиков, которые будут реагировать на политическую и социально-экономическую конъюнктуру.

Что касается оппозиции. Мы увидим в Верховной Раде разнообразную оппозицию. В ВР пройдут три оппозиционные силы. Безусловно, будет определенный паритет двух главных оппозиционных сил – партии "Удар" и "Батькивщины". Думаю, оппозиционеры все-таки будут договариваться между собой. Общая задача-минимум для оппозиции – иметь не менее 150 мандатов. Но, поскольку есть риск того, что могут появиться "тушки", думаю, для оппозиции нужно ориентироваться на результат не меньше 160-170 мандатов.

Три оппозиционные политические силы могут взять около половины голосов по партийным спискам, 115-120 мандатов. По мажоритарным округам – 20-25 мандатов, но если сработает тактика единого кандидата с "Ударом", они могут увеличить этот показатель до 40 и больше. Это даст возможность сформировать блокирующее меньшинство.

Для "Удара", учитывая очень неплохие президентские перспективы Кличко, очень важно сохранить самостоятельность. Чтобы эта перспектива сохранялась, не может быть никакого политического союза с Партией регионов. Более вероятна коалиция, определенные партнерские отношения с объединенной оппозицией.

Что касается мажоритарщиков, возможно, будет попытка создать две или даже три депутатские группы, но такие группы будут не очень стабильными, пока эти депутаты будут ориентироваться на политическую конъюнктуру и учитывать президентские выборы.

Для оппозиции – два года в окопах и никаких нокаутов и блицкригов

В.Фесенко: Для законодательной эффективности нужно провластное большинство, потому что реформы разрабатывают не в парламенте – это функция, прежде всего, исполнительной власти.

Но у парламента есть еще и представительская функция. Он должен представлять разнообразное поле идеологических, политических, экономических интересов. И тут единогласное большинство, которое мы видим сегодня, работает в "минус". Парламент должен быть той самой "говорильней", полем для дискуссий о том, как должна развиваться страна. В этом плане, думаю, новый парламент будет выполнять эту функцию лучше, чем нынешний.

Вопрос конституционного большинства может стать актуальным не раньше второй половины следующего года. Здесь может возникнуть интересная политическая игра. Очевидно, что не только по партийным спискам, но и по мажоритарке представители влиятельных бизнес-политических групп заводят своих депутатов. Как эти депутаты будут голосовать по конституционным вопросам, особенно, если возникнет вопрос перенесения выборов президента в парламент, не знает никто.

Не будет никаких "золотых акций", но вот голоса отдельных депутатов станут "золотой акцией". Именно олигархи, возможно, будут решать, переносить ли выборы президента в парламент или оставлять их прямыми.

Мне кажется, оппозиции следует готовится к тяжелой окопной войне, как минимум, на два года. Одна из ошибок объединенной оппозиции – ставка на блицкриг. "Сделаем импичмент, устраним Януковича от власти…" - это нереалистично. Нужно было откровенно сказать избирателям: это только первый шаг, решающий бой будет на президентских выборах.

Говоря языком бокса, нужно настраиваться на полный 12-раундовый бой. Победы нокаутом не будет. Нужно готовиться к тяжелой, изнурительной, стратегической и тактической борьбе.

Прогул заседаний, голосование чужими карточками, порча имущества: тот же "жлободром"

Регулярное отсутствие депутатов на заседаниях парламента, голосование чужими карточками, драки, порча имущества – все это стало необъемлемой частью Верховной Рады, которая уходит в прошлое. "Обозреватель" поинтересовался, унаследуют ли новые-старые народные избранники пагубные привычки своих предшественников?

К.Матвиенко: Я не вижу оснований, чтобы новая Верховная Рада была более качественной с точки зрения этики поведения, чем действующая сейчас. Например, людей, которые владеют украинским языком и пользуются им как инструментом общения, в следующей ВР будет меньше, чем в этой, за счет мажоритарщиков. Это касается и людей, которые имеют определенный научный и исследовательский путь.

Придут люди с очень специфической психологической организацией, сформированной в 1990-х годах в условиях жесткой конкуренции в бизнесе. Эти люди готовы договариваться любым способом, если за этим стоят свободно конвертируемые зеленые купюры.

Так что говорить о том, что эта Рада будет более этичной, более интеллектуальной, что она сможет демонстрировать определенный уровень поведения, этики и культуры, абсолютно не приходится. Мы будем иметь тот же "жлободром", который имеем сейчас.

В.Фесенко: Вопрос политической ответственности будет очень актуальным. Если даже Мартынюк об этом говорит, значит, уже сами депутаты, даже провластные депутаты, это понимают. Мне кажется, как раз здесь многое зависит от оппозиции. Они должны жестко ставить вопрос об усилении политической ответственности.

Если депутат не посещает парламент, нужно применять к нему предупреждение, а если он не работает в парламенте, нужно лишать его депутатского мандата. Точно так же должны быть предусмотрены санкции за нарушение парламентской дисциплины – драки, поломку микрофонов и т.д. Нужно уже как-то материально приучать депутатов быть более культурными.

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

Литвин из спикеров переквалифицируется в "аксакалы" - политологи

В новой Раде ПР получит 200 мандатов – Фесенко

Новая ВР может высказать вотум недоверия правительству - политолог

Политологи посчитали, сколько "тушек" будет в новой Раде

Политолог о новом составе ВР: мы будем иметь тот же "жлободром"

Политолог предложил штрафовать некультурных нардепов

Смотрите видеосюжеты:

Сколько "тушек" будет в новой Раде

ПР получит в новой Раде 200 мест

Литвин переквалифицируется в "аксакалы"

Свобода станет "страшилкой для русскоговорящих" /strong