УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Гепатит С в ФРГ: русскоязычные наркозависимые в группе риска

1,7 т.
Гепатит С в ФРГ: русскоязычные наркозависимые в группе риска

В Германии удалось предотвратить эпидемию гепатита С. Особую роль здесь сыграли программы снижения вреда от наркотиков, не получившие распространения в России.

Вспышка вируса гепатита С (ВГС) произошла в Германии примерно в то же время, что и в России (на рубеже веков - с 1999 по 2010 годы), но затем инфекцию удалось взять под контроль, благодаря слаженным действиям медиков и соцработников. Наибольшее количество новых случаев было зарегистрировано в 2004 году - около 9000. С 2005 по 2010 год их количество шло на убыль. Когда в 2010 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вирусный гепатит глобальной угрозой, в Германии зарегистрировали 5302 новых случая. В 2014 году наблюдался незначительный прирост - 5817 случаев ВГС, как сообщает "Инфекционно-эпидемиологический ежегодник болезней, подлежащих обязательной регистрации" Института имени Роберта Коха (RKI).

На сегодняшний день Германия относится к странам с относительно низкой распространенностью ВГС - наличие антител обнаружено примерно у 0,4 процента населения. Это означает либо хроническое заболевание, либо перенесенную в прошлом острую форму. Эксперты предполагают, что от 300 до 500 тысяч человек в Германии могут жить с ВГС. Можно предположить, что из всех федеральных земель более всего ВГС распространен в Берлине - здесь зарегистрировано 17,4 новых случая на 100 тысяч жителей.

Снижение вреда

Большое значение в борьбе с ВГС имело внедрение программ снижения вреда от употребления наркотиков, поскольку в 90-е и начале 2000-х в Германии, как и в России, вирус в основном распространялся среди инъекционных наркопотребителей. Разницу между подходами двух стран к профилактике и терапии ВГС можно понять на следующем примере. С начала 90-х в Германию хлынул поток переселенцев с территории бывшего СССР, в том числе - наркозависимых. Многие везли с собой невидимый багаж - ВИЧ/СПИД и ВГС.

Разработанные к тому времени эффективные меры профилактики гепатита среди немецких наркопотребителей на выходцев из постсоветских стран не действовали. Вскоре власти осознали, что требуется особый подход, и привлекли для работы специалистов.

В 1997 году психолог Эдгар Вилер (Edgar Wiehler) из контактно-консультационного центра для наркозависимых Misfit в Берлине стал первым работать с необычными русскоязычными клиентами. Врачам они поначалу не доверяли, опасаясь, что те сотрудничают с полицией. По наблюдениям Вилера, немецкие наркопотребители были в те годы инфицированы гепатитом С на 60-70 процентов, среди русскоязычных это количество приближалось к ста. "Многие из них приезжали из Казахстана или Сибири, такие понятия, как снижение вреда, были для них совершенно чужеродны. Например, было принято обмениваться шприцами. О возникающих при этом рисках они были мало информированы", - вспоминает Вилер.

Врачи стараются помочь всем

В отличие от России, где заместительная терапия наркозависимости запрещена, в Германии она сыграла большую роль в борьбе с ВГС. По словам Вилера, "люди перестали безумно носиться по местности в поисках наркотиков и начали лечить свои хронические болезни". "В нашем проекте не было таких случаев, чтобы человек с ВГС не получил помощи. Мы находили пути, чтобы помочь и тем, у кого не было возможности оплатить лечение", - рассказывает Вилер. 18 лет спустя в его наркологической консультации не 95, а 45 процентов клиентов зависимы от героина. Число людей, начинающих употреблять опиаты впервые, существенно снизилось, проблема ВГС для них уже не актуальна. Те, кто должен проходить терапию, относятся к старому поколению.

Другой пример того, как работают германские соцслужбы, - это финансируемая берлинским Сенатом организация Zuhause im Kiez (ZIK). С 1994 года здесь предоставляют социальное сопровождение и жилье для людей, живущих с ВИЧ и ВГС. Сейчас у проекта около 40 клиентов, большинство проходит заместительную терапию наркозависимости, рассказала DW сотрудница ZIK Катя Эгетенмайер (Katja Egetenmeier). "Когда к нам приходит новый человек с хроническим гепатитом С, если у него еще нет врача, мы стараемся подыскать специалиста. Есть группа врачей, с которыми мы сотрудничаем. Начать терапию немедленно или подождать, зависит от состояния здоровья конкретного человека. Случаев, чтобы кому-то отказали в терапии, мне не известно", - подчеркнула она. Разница в подходе связана исключительно с медицинскими показателями и индивидуальными особенностями пациентов.

Терапевтический прорыв

Проекты, подобные Misfit или ZIK, существуют в каждом районе Берлина, а по всей стране их буквально не сосчитать. Говорить об эпидемии ВГС не приходится, но существует потребность улучшать выявление носителей вируса. Поскольку симптомы болезни скрыты, многие просто не подозревают, что у них развивается воспаление печени. Между тем терапия ВГС переживает в Германии настоящий прорыв. С 2013 года введено уже несколько новых противовирусных препаратов прямого действия, в разных комбинациях воздействующих на разные генотипы вируса.

Курс лечения сократился до 8-24 недель, снизились побочные действия. Зато повысилась цена. Если классическая интерфероновая терапия стоила около 25 тысяч евро, то теперь, по данным организации помощи пациентам с заболеваниями печени Deutsche Leberhilfe e.V., цена курса разнится от 44 до 100 тысяч. Однако система страховой медицины в подавляющем большинстве случаев покрывает эти расходы. В Германии рассчитывают постепенно отказаться от применения интерферонов, предполагая, что в обозримом будущем появится возможность полностью искоренить гепатит С.