УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Майдан проиграл: Украине нужен прогрессор

Майдан проиграл: Украине нужен прогрессор

Майдан проиграл. Как ни горько это осознавать, но такова объективная историческая реальность, которую надо принять, чтобы сделать правильные выводы и продолжить борьбу.

Майдан изначально был обречен на поражение, потому что у него не было целей, принципов и лидеров. Майдан был порывом, протестом светлых людей, не желающих жить под властью малограмотного, чванливого, патологически жадного человека; и в этом он достиг результата — главного самодура прогнали, но прочие деспоты, крепостники, олигархи и сами правила игры сохранились, пишет Юрий Касьянов для ZN.

В дни Майдана и сразу после бегства Виктора Федоровича казалось, что как прежде уже быть не может. Однако жизнь стала даже хуже, циничнее, подлее. Идеалами Майдана стали называть наглое воровство, неприкрытое лицемерие и бесконечное предательство, которыми заражена т.н. "элита". Эти люди, которые сегодня находятся во власти или в оппозиции, не были и не могли быть лидерами Майдана; они никогда не были носителями его идей. Потому что у Майдана не было настоящих лидеров, не существовало идеологии протеста, не было четкого плана захвата власти, как и плана последующего жизнеустройства.

Янукович сбежал, и на его место тут же уселись другие януковичи — псевдопатриоты, псевдореволюционеры и псевдодемократы. Эти весьма недалекие люди, стяжатели и приспособленцы с первых дней нахождения у власти стали рыть себе ту же яму, в которую попал их предшественник. Воруют настолько бесстрашно и беспощадно, как в период позднего Средневековья. И так же, как в Средневековье, конец карьеры коррупционера на плахе представляется вполне приемлемым — в назидание и устрашение.

Иначе, кажется, их не остановить. Несколько тысяч или десятков тысяч чиновников, прокуроров, судей в Украине занимаются только тем, что самозабвенно грабят страну лично или покрывают и отмазывают тех, кто грабит. Эти паразиты разрушают самое важное в человеке — чувство собственного достоинства, веру в свои силы и веру в справедливость. Без устранения паразитов от власти, без ликвидации самого класса коррупционеров, без изменений установленных еще Кучмой правил игры жизнь не изменится.

Третий Майдан не поможет. Не так уж трудно, но совершенно недостаточно поднять людей на протест, отстранить нынешних от власти и при этом не подыграть Кремлю и не развалить страну. Этого действительно недостаточно. На место Порошенко придет очередной "лидер", в парламенте сядут новые-старые лица, однако сама система не изменится.

Система, лидеры и ключевые лица которой выбираются из одной и той же колоды постсовковой воровской "элиты", не может измениться, сколько ни перетасовывай карты. Апологетом жестких, скорых и крайне необходимых изменений может быть только незамаранный системой человек, несвязанный обязательствами, компроматом и круговой порукой с коррумпированной чиновничьей кликой.

Мы, очевидно, идем к диктатуре. Если президенту удастся окончательно подмять под себя все ветви власти, то по факту будет установлена чиновничья диктатура белорусского или казахского образца, направленная на сохранение существующего статус-кво путем максимальной централизации власти в руках закрытого и крайне коррумпированного чиновничьего аппарата. Второй вероятный вариант диктатуры — установление диктата "прогрессоров (по Стругацким), людей, никак не связанных с чиновничеством, людей, которым доверяет общество, и которые способны избежать соблазна личного обогащения ради проведения необходимых реформ.

Ничего фантастического и невероятного в идее прогрессорства нет. Такое не раз уже случалось в мировой истории. Такими прогрессорами для своих стран были Ататюрк, Рузвельт, Бен-Гурион… Прогрессорами для Украины — в своих областях — были активисты Майдана и волонтеры. Теперь нам нужен государственник-прогрессор — незамаранный, непридуманный, не вышедший из студии Савика Шустера, а настоящий национальный лидер со своими принципами, идеями переустройства страны и четким планом проведения реформ.

Невероятно?.. Но это едва ли не единственный шанс.