УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Беларусь - ЕС: реальная политика в действии

3,4 т.
Беларусь - ЕС: реальная политика в действии

Эксперты объяснили DW, почему после аннексии Крыма потепление отношений для Брюсселя и Минска может быть более предпочтительно, чем политика конфронтации.

На минувшей неделе белорусский МИД сообщил о нескольких встречах с европейскими партнерами, где обсуждались перспективы взаимодействия с ЕС, участие Беларуси в программе "Восточное партнерство" и "проблемные вопросы в отношениях с Россией". "Налаживание сотрудничества - результат совместной работы обеих сторон", - заявила в СМИ замминистра иностранных дел Беларуси Елена Купчина.

Но по мнению правозащитников и белорусской оппозиции, диалог с Брюсселем развивается на условиях Минска. Ведь власти не спешат освобождать политзаключенных и продолжают репрессии. Однако опрошенные DW эксперты заявили, что освобождение политузников остается в центре внимания ЕС. При этом, по мнению аналитиков, активизация отношений с Беларусью на фоне российско-украинского кризиса оказалась для Европы более предпочтительной, чем политика конфронтации.

Курс на сближение

Директор исследовательской программы по Восточному соседству ЕС и по России Финского института международных отношений (FIIA) Аркадий Мошес отметил, что тенденция к сближению Брюсселя и Минска обозначилась еще с весны 2013 года. Причем, по мнению эксперта, несмотря на то, что тема политзаключенных не снята с повестки дня, "на практике для Евросоюза нерешенный вопрос с политузниками не является сколько-нибудь заметной проблемой в налаживании диалога с Беларусью".

Мошес указал DW причины, по которым Брюссель, на его взгляд, заинтересован в улучшении отношений с Минском. Во-первых, это "бюрократическая игра еврочиновников для спасения инициативы ЕС "Восточное партнерство" (ВП), когда даже незначительный прогресс в отношениях с Беларусью выдается за значительный успех", что было заметно еще в процессе подготовки вильнюсского саммита 2013 года. Курс на сближение, уверен эксперт, будет продолжен, так как на май 2015 года запланирован саммит ВП в Риге, в котором должна участвовать и Беларусь.

Второй причиной для активизации диалога, полагает аналитик FIIA, стал российско-украинский кризис. Мошес уверен, что "Минск напуган действиями Москвы в отношении Украины и может рассчитывать на рост внимания европолитиков, поскольку не поддержал российскую сторону, в частности, и в том, что касается введенных Россией антисанкций в адрес Запада".

Для европейских производителей очевидна важность белорусского коридора для поставок на российский рынок, говорит эксперт, и потому ЕС заинтересован в независимой позиции Беларуси по украинскому вопросу.

Игра в действительность

С этим мнением согласен профессор каунасского Университета Витаутаса Великого Гинтаутас Мажейкис. "Европейские страны, чья сельхозпродукция попала в санкционный российский список, хотели бы смягчить удар, поэтому готовы некоторое время не видеть, что происходит в Беларуси", - отмечает Мажейкис.

"Беларусь показывает, что готова договариваться, прежде всего, с ближайшими соседями - Литвой, Латвией и Польшей, а Запад показывает, что принимает игру за действительность", - заявил DW литовский аналитик. Он убежден, что администрации Лукашенко такой поворот событий выгоден, так как в данный момент Минск видит большую опасность с востока, чем с запада.

Профессор Балтийской Международной академии Карлис Даукштс также считает, что "психологическая атмосфера взаимоотношений с Западом сейчас более комфортна для Лукашенко, которому в 2015 году предстоит сложный период, связанный с президентскими выборами, определением внешней политики и собственной судьбы". "Непонятные цели России на постсоветском пространстве насторожили белорусские власти, в ЕС же правила игры известны и понятны, даже если они не всегда приемлемы для Минска", - считает латвийский политолог.

"Реальная политика дейcтвует лишь нeкоторое время"

Даукштс подчеркнул, что политика давления, от которой никто не выиграл, отошла на второй план. Поэтому, по его словам, болезненную тему политзаключенных европолитики не будут обходить на переговорах, но при этом будут искать и методы влияния на окружение авторитарного правителя, чтобы сблизить позиции.

Эксперт не исключает, что сама идея смягчения белорусского режима может просуществовать недолго - пока Минск не прибегнет к жестким репрессиям на очередных выборах президента, как это было в декабре 2010 года.

Поэтому Гинтаутас Мажейкис напоминает, что реальная политика дейcтвует только нeкоторое время и в определенной ситуации. "Когда ситуация изменится, немедленно поменяется и политика отношения к Минску со стороны ЕС", - убежден эксперт.

Он замечает, что оценка действий Минска в польской или литовской прессе не изменилась и осталась критичной. Но все же, по словам Мажейкиса, "из-за того, что Беларусь вдруг оказалась нужным игроком, в Европе о белорусских проблемах все чаще предпочитают молчать".