УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как Таджикистан справится с "эхом" российского кризиса

4,5 т.
Как Таджикистан справится с 'эхом' российского кризиса

Экономический кризис в России начинает сказываться и на Таджикистане. Принятый в стране антикризисный план делает ставку на инфраструктуру. Оправдают ли себя расчеты Душанбе?

В конце января в Таджикистане приняли план антикризисных мер на 2015-2016 годы. В правительстве страны рассчитывают, что эта программа позволит смягчить последствия влияния на республику экономического кризиса в России. Первые признаки воздействия экономических трудностей в РФ, как признают в местном экспертном сообществе, страна начала ощущать уже в конце 2014 года.

Последствия кризиса уже проявились

Спад российской экономики уже "аукается" в Таджикистане. И первым его почувствовал финансовый сектор. По официальной информации, Нацбанк страны в 2014 году на поддержание курса национальной валюты успел потратить 137 миллионов долларов. Причем большая часть этих средств была израсходована осенью. Данная сумма - серьезная для небогатого Таджикистана, если учесть, что весь объем золотовалютных резервов республики составлял в январе 2015 года 482 миллиона долларов.

Другой достаточно весомый показатель влияния кризиса - трудовая миграция. Пока не обнародованы данные о денежных переводах гастарбайтеров из РФ в 2014 году. Но и в таджикском правительстве, и в экспертном сообществе в унисон говорят, что доходы семей мигрантов сократились. Причиной стало как обесценивание рубля, так и возвращение на родину самих людей на фоне новых миграционных правил в РФ, которые касаются легализации труда иностранных рабочих.

В этой ситуации перед таджикскими властями встает сложная задача компенсировать потери граждан, поддержать покупательский спрос на внутреннем рынке и, самое главное, - трудоустроить бывших гастарбайтеров. А их число может исчисляться сотнями тысяч человек.

Правительственный план

Программу антикризисных мероприятий власти обещают опубликовать на днях. Но уже известно, что в план легли поручения президента Таджикистана правительству и законодателям, высказанные в ежегодном послании парламенту 23 января.

В документе пять блоков вопросов и 74 пункта, рассказал DW Шариф Рахимзода, покинувший пост министра экономического развития и торговли страны на этой неделе в связи с участием в парламентских выборах, назначенных на 1 марта. Он поведал, что власти сделают акцент на сбалансированную денежно-кредитную политику, осторожные фискальные меры, сокращение госрасходов и привлечение средств в развитие инфраструктуры.

В последнем случае он уточнил логику решения. Экс-чиновник пояснил, что строительство дорог, мостов и энергоузлов позволит создать новые рабочие места и обеспечить потребительский спрос на внутреннем рынке. Сделать это власти постараются за счет привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций в инфраструктурные проекты. Только из КНР в ближайшие три года должны поступить около шести миллиардов долларов. Данные средства пойдут на строительство 12 крупных предприятий и сооружение транзитной ветки газопровода "Центральная Азия - Китай".

Удастся ли обеспечить людей работой?

Таджикские власти заявляют, что путем развития инфраструктуры намерены в течение года трудоустроить не менее 200 тысяч человек. Примерно, такое же количество рабочих мест, по официальным данным, было организовано в 2014 году. Но, как пояснил источник в Минтруда Таджикистана, только 35 процентов из них оказались постоянными. Остальные носили временный и сезонный характер.

Независимый финансовый аналитик Бехруз Химо считает задачу расширения рынка трудновыполнимой в столь короткие сроки. По его словам, существует много расчетов затрат на создание одного долгосрочного рабочего места в современных условиях. "По минимальным выкладкам, в промышленности оно обходится в 100 тысяч долларов и основные затраты идут на высокоэффективное оборудование, так как потребность в рабочей силе в производственных секторах продолжает снижаться с развитием технологий", - говорит экономист.

Он отмечает, что у Таджикистана сегодня отсутствуют в нужном объеме внутренние ресурсы для развития инфраструктуры. Власти в последнее десятилетие и так широко привлекали китайские инвестиции в данную сферу. "Это нужно продолжать, но максимум можно занять еще десять тысяч таджикских граждан, а временно вернутся из миграции сотни тысяч", - отмечает Химо.

По мнению эксперта, в краткосрочной и среднесрочной перспективе у Таджикистана нет иной альтернативы, как вступать в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). "Участие в ЕАЭС ежегодно "добавит" каждому таджикскому мигранту не менее 60 тысяч рублей в год, поскольку не придется платить за патенты и сдавать тесты. В пересчете на всех мигрантов-граждан Таджикистана - это 1 млрд долларов США в год. Кроме того, люди не станут тратить свое время на легализацию, которая может занимать до одного месяца. Мигранты - это кормильцы Таджикистана и власти должны сделать все для облегчения их пребывания в России", - говорит Химо.

Чему кризис научит Таджикистан?

По прогнозам экспертов, в ближайшие месяцы влияние кризиса почувствуют почти все отрасли экономики, включая авиацию, банки, связь, оптово-розничную торговлю и строительный сектор. Все эти направления были тесно связаны с доходами семей трудовых мигрантов. "Сдуются пузыри на рынке жилья и потребительского кредитования", - говорит Химо.

Но кризис может иметь и положительные последствия для Таджикистана. Правительство, возможно, пойдет на серьезные структурные преобразования. "Для изменения ситуации необходимы масштабные реформы в сфере экономики и в целом системы государственного управления. Но надо понимать, что реформы не приносят результатов сразу после их начала, в лучшем случае через пару лет", - подытоживает глава общественной организации "Центр свободного рынка" в Таджикистане Константин Бондаренко.