УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Специфика гибридной войны: как Киев обращается с российскими пленными

2,1 т.
Специфика гибридной войны: как Киев обращается с российскими пленными

Задержанные на Украине россияне рассказывают, что с ними хорошо обращаются. Но этичны ли действия Киева в отношение пленных? Правозащитники пока не дали четкой оценки.

Счастье - небольшой городок на востоке Украины, расположенный к северу от Луганска. Он появился на карте в 1950 году, его построили из-за близлежащей электростанции. Она и сейчас снабжает электроэнергией весь регион, в том числе и пророссийских сепаратистов из Луганска. Электростанция хорошо видна с контрольно-пропускного пункта на въезде в Счастье, где базируются украинские военные. К югу от него мост, который занят сепаратистами. Именно здесь после боя 16 мая и были задержаны двое россиян: Евгений Ерофеев и Александр Александров, которых Киев называет действующими сотрудниками ГРУ Генштаба вооруженных сил России.

Задержание как доказательство?

Задержание российских бойцов для украинского президента Петра Порошенко - явное доказательство того, что его страна воюет не против сепаратистов Донбасса, а против российского соседа. Москва же продолжает отрицать присутствие своих войск на территории Украины и участие в конфликте. В министерстве обороны РФ признают факт задержания россиян, но заявляют, что они ранее уже уволились из армии и на момент ареста не были военнослужащими. Телеканал "Россия 1" показал интервью с женой Александра Александрова Екатериной, которая заявила, что ее муж уволился из армии в декабре 2014 года.

А тем временем в четверг, 21 мая, советник главы Службы безопасности Украины Маркиян Лубкивский показал самих задержанных, а также ручные гранаты и документы, которые, по его мнению, доказывают, что Ерофеев и Александров на момент задержания служили во втором батальоне третьей отдельной гвардейской бригады спецназа ГРУ, которая базируется в Самарской области. Командиром батальона, по словам Лубкивского, является майор Константин Напольский (позывной - "Фагот"), а задержанных перебросили на Украину 20 марта с целью подготовки вторжения в контролируемый украинскими силовиками район, где находится стратегически важная электростанция в Счастье.

Видеозапись интервью с двумя задержанными россиянами украинские власти выложили в интернете с субтитрами на английском языке, чтобы его мог увидеть и понять любой человек на Западе.

Как обращаются с пленными

"Мы пытаемся обращаться с задержанными россиянами максимально по-человечески", - заявил Лубкивский. Его слова подтверждают и сотрудники международной организации Amnesty International. "Условия, действительно, хорошие", - отмечает представитель киевского офиса правозащитной организации Татьяна Мазур. В то же время никто не может дать заключение о том, применялись ли к задержанным пытки: медицинскую документацию Киев не предоставил.

В Amnesty International уточняют, что смогли посетить задержанных только два раза и только в присутствии офицеров украинских спецслужб. Обычно правозащитники из AL так не работают. Согласно международным стандартам, применяемым в правозащитной деятельности, любые действия не в интересах задержанных недопустимы. Но до сих пор не совсем ясно, не противоречит ли интересам задержанных видеосъемка и публикация видеоролика в интернете. Татьяна Мазур из киевского офиса AL подчеркивает, что "они не должны были снимать эти кадры".

В ОБСЕ также сомневаются в этичности проведения подобных съемок военнопленных. "Если сами задержанные пошли на такой шаг - в этом нет ничего страшного, если же их заставили - это неприемлемо", - подчеркивает замглавы специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг. Один из двух задержанных россиян был снят на камеру, находясь в больнице. Это не очень хорошо, говорит европейский дипломат. Но, по его словам, "Россия действительно не оставила украинцам другого выбора".

Специальный корреспондент "Новой газеты" Павел Каныгин также взял видеоинтервью у задержанных россиян. По его словам, сначала разговоры велись в присутствии офицера, но потом его оставили с Александром Александровым и Евгением Ерофеевым наедине. В интервью пленные рассказывают, что с ними обращаются "нормально". Днем ранее Александрову сделали сложную операцию на ноге. Пока он не может даже вставать, но после реабилитации должен начать ходить. В обоих случаях угрозы ампутации больше нет. Корпус, где лежат россияне, охраняет с полтора десятка людей в штатском. Раненых уже посетили представители ОБСЕ, Красного Креста, психологи и адвокаты.

В рамках своего визита в Берлин на прошлой неделе для встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель (Angela Merkel) президент Украины Петр Порошенко рассказал в интервью второму каналу немецкого общественно-правового телевидения ZDF, что он - президент, который желает мира. Между тем представители миссии ОБСЕ обвиняют в нарушении перемирия и минских договоренностей и украинскую армию, а не только сепаратистов. Последние, судя по всему, вновь вооружаются. В начале этой недели один из разведывательных беспилотников ОБСЕ зафиксировал в вблизи Мариуполя на территории, подконтрольной сепаратистам, ПЗРК "Стрела". Поэтому новая эскалация конфликта вполне возможна.

Звонок жене пленного

Кульминация пресс-конференции в киевском офисе СБУ: Лубкивский берет в руки телефон. Позади него - вооруженные охранники в черных масках. Лубкивский набирает номер. Он звонит жене одного из двух задержанных, которая уже выступила с интервью на российском телеканале "Россия 24". Ему отвечает автоответчик. Потом он держит устройство около его микрофона, чтобы журналисты смогли услышать и записать ее номер. Поможет ли это Киеву в борьбе за моральный авторитет в конфликте, остается открытым.