УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

В большую партию - по большому делу

В большую партию - по большому делу

Героями «Большой политики» стали знаковые фигуры - Сталин, Меркель, Тигипко

Начали незатейливо – с комментариев событий недели: Тимошенко прекратила голодовку, судебные слушания откладываются на после Евро, на Западе звучат прямые требования всех освободить, Украине грозит изоляция, но Евро бойкотируют не станут; Путин давит на Януковича, в Москве проходят народные гуляния, украинская оппозиция играет в чехарду, Кравчук готовит новую Конституцию, Олланда ударила молния, Femenпокусились на Еврокубок, Донна Саммер отошла в мир иной.

В правительстве тяжелее, но комфортнее

Тем временем в студию прошествовал Сергей Тигипко. Он интересовал Евгения Киселева не как вице-премьер или министр, а как руководитель предвыборной кампании Партии регионов. Свидетель – ваш! - кинул ведущий журналистам, сымитировав американские фильмы.

Журналисты покряхтели и принялись за трапезу. Валерий Калныш выбрал печенку гостя с гарниром из оппозиции... Тимошенко вредит имиджу власти лишь на Западе, пояснил Тигипко, внутри страны на нее плевать – рейтинги не меняются. А Юля нанесла стране такой урон, что остальные детали – детский лепет. О реформах надо беспокоиться, а также обеспечить прозрачность выборов.

Говоря о своей судьбе, Тигипко заявил, что пойдет в Раду по партийному списку, а потом удерет в правительство. Киселев назвал такую позицию амбивалентной: надуваете избирателя! Но Тигипко не смутился: это обычная европейская практика. Работать в правительстве тяжелее, но комфортнее. Впрочем, если скажут, придется пахать в парламенте – партийная дисциплина, блин!

Гость признался, что балдеет от проведения реформ – видать, это его призвание. Девять месяцев Тигипко вынашивал пенсионную реформу, и теперь проходят роды – это сущий кайф!

Ирина Соломко впилась зубами в шейку гостя: почему он предал однопартийцев по «Сильной Украине», распустив партию? И как там с налогами при продаже ТАС?.. Покряхтев по поводу обилия вопросов, Тигипко принялся рассказывать про трудности проведения реформ. Что же до предательства, то большие дела творят большие партии. Сам же Тигипко занимает не дюже популярные должности, а цена – это пенсия матери его сотрудницы… Продажа же банка – сложнейшее мероприятие, волосы на голове дыбом становятся.

Партия не акционерное общество

Да не было бы выборов, пенсии никто не поднимал бы, зажевала Соломко шейку ухом гостя. В ответ Тигипко принялся жаловаться на падение экономики и пинать прежнюю власть. Нам не оставили полных закромов.

Откуда же деньги перед выборами? – пожал плечами Калныш, впившись в желудок… Это знает Яценюк, пояснил Киселев, не словом не обмолвившись, что на программе поначалу планировался именно Арсений Петрович…

Станок не печатает, утешил Тигипко, иначе полезли бы цены. Деньги берутся из экономического роста. Оппозиция лишь трепаться и обвинять горазда, а Тигипко готов быть последним популистом, повышая пенсии.

Как в Греции не получится? – поинтересовался Киселев. Гость заверил, что мы идем своим и верным путем – лишь бы с бизнесом удалось договориться.

А люди-то не ощущают улучшения жизни, вонзился в мясистую ножку Вадим Денисенко и поинтересовался амбициями вице-премьера и министра. А также поинтересовался, почему власть наплевала в душу татарскому народу, не явившись ни на одно из мероприятий в Крыму. Переступив с укушенной ноги на другую, Тигипко предложил не игнорировать статистику и заверил, что никаких теневых штабов на выборах не будет: говорить по всей стране должны в одном режиме.

Партия не акционерное общество, заверил гость, и места в списках продаваться не будут. А перед татарами они извинился за крымскую власть: если бы не болел (Тигипко продемонстрировал слегка севший от простуды голос), сам полетел бы в Крым.

Ольга Мусафирова предпочла мясистую спинку гостя: она не сомневается, что Регионы победят, более того – получат более 300 голосов, как обещал Чечетов. Бизнес валит из Украины, расцвет коррупции и криминалитета, управляет страной семья, потому власти ничего не остается, как побеждать. Разумеется, с помощью фальсификаций. Но тогда власть окажется на пороховой бочке под названием Украина…

Защитим и бизнес, и собственность

Тигипко заверил, что не разделяет оптимизма Чечетова: первое место займем – по спискам получим около 30%. А проводить фальсификации нынче весьма сложно, пожаловался гость, предварительные опросы мешают… Так социологи уже дорисовывают, ведется борьба рейтингов, подкинул Киселев.

На это Тигипко пообещал конкретные дела и принялся перечислять проблемы, которые нарастают… Окно возможностей власти забито досками, выплюнула позвонок гостя Мусафирова, но то еще дергался: до выборов еще далеко, что нужно проведем – защитим и бизнес, и собственность.

На сладкое Киселев взялся поглодать крылышки гостя: как там насчет осеннего дефолта. Не будет ни дефолта, ни девальвации, заверил Тигипко, валютных резервов хватит. Хаоса не допустим, гривня останется стабильной.

Самая большая проблема - это когда люди теряют бизнес из-за коррупции, разоткровенничался гость, мы плодим оппозицию. Претензии Киселева к лидерству Азарова Тигипко развел компотом: на съезде партии определимся. А люди поддержат.

И напоследок Киселев впился в брюшко, да еще и зубами Яценюка: тот называет нелегитимным любой результат выборов кроме победы оппозиции - это они должны получить 300 голосов… Все рейтинги дают №1 Регионам, попытался вывернуться Тигипко… Оппозиция победит, и к ней побегут мажоритарщики, пояснил Калныш мысль Яценюка… Надо четко делать дело - как партизан перед расстрелом, выдал Тигипко. Главное, чтобы выборы прошли демократично… Но Киселев отправил его в Москву – там есть чему поучиться.

Украина застряла на пути к демократии

Отпустив обглоданного, но недоеденного Тигипко, перешли к геополитике: меняются президенты, трещит по швам Греция, и Украина трепыхается в силках евроинтеграции.

Российский журналист Александр Баунов назвал пиар-катастрофой то, что делает Украина. Так лихо врезать Юлей по Евро-2012 – это же надо уметь!.. А Россия наблюдает и ручакми потирает, подкинул Киселев.

Российском руководству иногда приятно побыть европейским, заметил Баунов. В прошлом году это происходило, когда Москва наезжала на Минск. Однако Путин менялся в 2004-2005 годах, а нынче метаморфоз не предвидится. Он останется прагматичным, жестким, в меру антизападным.

Из Москвы сиганули в Берлин, откуда Александр Рар отметил стремление Запада создать единую систему ценностей во всем мире, чтобы все было четко – тут диктатура, там демократия. А Украина никак не может уразуметь, что же Запад от нее хочет… Рар признался, что не разделяет оценку Меркель насчет диктатур в Украине и Белоруссии, диктатура – это в Северной Корее. Просто страны застряли на пути к демократии. А канцлер поддакивает СМИ.

Киселев со второго захода переориентировал Рара на Москву и подкинул ему книгу Юргена Рота про восточноевропейскую коррупцию: Газпром, обогащение демократа чистой воды Путина, его дружба со Шредером… Есть мнение, что Меркель готова уступить Украину России в обмен на газ, заметил Киселев.

Рар признался, что не является сторонником такой версии. Напротив - германские фирмы пытаются вернуть Украину в европейскую энергетику… Но Киселеву хотелось превратить Путина с Меркель в Молотова с Риббентропом… Рар не сдавался и отмел двуполярное устройство Европы – никто не хочет Российской империи…

Баунов тоже не поддержал грубый раздел: не может быть такого, чтобы Германия с Россией пожрали Европу, урча и чавкая… Киселева же волновала судьба бледного Обамы, которому Путин отвесил оплеуху, отказавшись от Кэмп-Дэвида: где же перезагрузка? Баунов выразил мнение, что с Обамой все было заранее договорено, а Путину было удобно не делать первый визит в Штаты. У Путина другая проблема: он не может внятно сформулировать, зачем вернулся. Пока он может предложить лишь Евразийский союз.

В Европу входят и никак выйти не могут

Гостям Киселев предложил Украину, зажатую между Западом и Востоком. Надо заниматься европейской интеграцией, стремиться вслед за Сербией, а не оставаться «сильно укрепленным авторитарным режимом», заметил Виталий Портников. Последнее определение он позаимствовал у Рара, чтобы смягчить терминологию в присутствии «представителя диктатуры» Колесниченко. Но у нас рулят безответственные политические силы. Без досрочного ухода Януковича с поста движения не произойдет, а для этого должен состояться диалог элит. Иначе может быть достигнута точка невозврата.

При Путине правила большая семья, а у нас – маленькая, поведал Портников, даже г-н Колесниченко в нее не входит… Валерий Чалый упрекнул Штаты и Россию в том, что их устраивает состояние буферной серой зоны для Украины, лишь бы капитал можно было сюда впихнуть… Чалый признался, что воспринял бы как личное оскорбление, если бы Януковича не пригласили в Чикаго. А у нас есть еще четыре-пять лет на размышление. Пока вместо многовекторности получился шиш. Из субъекта мы превратились в объект.

Киселева же не оставляла в покое тема двойных стандартов: Путину сходят дворцы на Черном море и Ходорковский в тюрьме, а Януковичу не могут простить жменю политических заключенных... Современный политик крутит ценностями, как цыган солнцем, заявил Дмитрий Выдрин, но нужно делать ставку на новых политиков. С таковыми он пообщался на днях. Скажем, в одним банкиром, который отметил, что это хорошо, что уровень воды в европейской луже понизился – теперь видно, кто из банкиров в трусах, а кто без оных. Все думали, что Европа – это остров, а оказалось, что часть континента, и фундамент по очертаниям напоминает Советский Союз. Ослик Иа объяснял, что хорошо, когда входят и выходят, а в Европу входят и никак выйти не могут.

Но в хорошие организации надо входить и выходить, продолжил Выдрин. В Европе уже есть своя Анджела Дэвис, в Украине - шикарные студии и грязные коридоры, намекнул он на студию «Большой политики»… Спасение Выдрин обнаружил в повсеместном создании университетов и ярких людях, которые умеют трезво и дальнобойно мыслить..

Никакой проблемы Тимошенко нет, заметил дождавшийся своей очереди Вадим Колесниченко. В Украине просто произошла пиар-катастрофа. Бывших политиков в Европе судят повсеместно, а крик подымают только из-за Тимошенко. Украину продолжат и дальше пинать, но наша власть сильна и не поддается давлению ни с одной стороны. Ведь начаты реформы, с которыми никто не чесался 20 лет. Трудно, с ошибками, но мы движемся вперед – выборная кампания покажет, кто прав.

Священных коров в истории не бывает

Последней темой стал сталинский террор. Киселев напомнил, что преступления Сталина были осуждены неоднократно, но дело его живо, хоть ты тресни!.. Был культ, но была и личность, напомнил Евгений Копатько. И посмертная популярность Сталина в Украине медленно, но лезет в гору. В Европе наступает реабилитация Гитлера, а у нас грядет ренессанс Сталина.

Разговор не о Сталине, а о коммунизме, заявил историк Юрий Шаповал. Это вопрос неразвеянного мифа. Ну, какие коммунисты Симоненко и Грач? Типичные мелкие буржуа…

А Шаповал – первоклашка и приспособленец, отреагировал из Крыма Леонид Грач. Сталин же - фигура, которую надо рассматривать в историческом контексте. Он был величайшим государственником, заявил Грач и потребовал, уважать его за то, что наши родители не умерли от голода… Зато Симоненко Грач походя назвал двурушником и политическим спекулянтом.

Впрочем, Грач предъявил претензии к Сталину за репрессии и за депортацию татар. Но его фигура столь велика, что ему ни холодно, ни жарко от наших дискуссий.

Шаповал послал Грача вместе со всеми коммунистами в монастырь каяться, а не разглагольствовать о Сталине. Он-то уничтожал миллионами. Даниил Гранин признал войну единственным положительным действием, которое можно зачислить в позитив Советского Союза. Остальное – индустриализация, коллективизация - от лукавого.

Священных коров в истории не бывает, а Сталин однозначно должен быть признан преступником, заявил историк Никита Петров из Москвы. И в Украине это произошло официально с признанием Голодомора. А молодежь клюет на миф. Сталин же нарушал советские законы, он – тиран и убийца. Но до сих пор не состоялся суд над Сталиным, а не мешало бы. Зато его лик украшает то школьные тетрадки, то сталинобусы…

Авторитеты есть, да только менталитет - новороссийский

Грач же – хоть убей - стоял на непреходящей значимости Сталина в истории. Выясняется, что нам нужен вождь, а тот действует авторитарно. Впрочем, нельзя равнять кое-что с чем-то, а обвиняя Сталина, не мешает взглянуть на себя… Киселев попросил не ставить знак равенства между Януковичем и Сталиным.

Сталинизм живуч, поскольку носители той идеологии остаются при власти, заметил Юрий Костенко. В Прибалтике эта проблема не стоит. У нас же за 20 лет так и построили национального государства, законодательство не приведено к европейским нормам, ни один из общественных институтов не реформирован. Мы продолжаем, как песик, бегать по кругу между Россией и Америкой, а движения вперед нет как нет.

Костенко призвал организовать Нюрнбергский процесс над коммунизмом, а коммунистам придется исповедоваться лишь перед Господом Богом.

Петров напомнил о рабской психологии населения, и Сталин используется для претворения в жизнь максимы: разделяй и властвуй. Так легче объединять народ против нужного врага…

Историк Анатолий Чайковский был готов к серьезной дискуссии, а услышал лишь политическую риторику. Сталин был личностью, без которой история пошла бы кувырком. Он был вынужден прибегать к насилию, которое царило в мире в первой половине ХХ века…

Бандеровцы в Западной Украине уничтожили 30 тыс., а Советы – 180 тыс. и полмиллиона репрессировали, напомнил Шаповал… Чтобы осуждать Сталина, нужно иметь моральный авторитет, заметил Копатько, а у наших деятелей с этим худо. У нас авторитеты есть, да только менталитет - новороссийский, пояснил Шаповал.

Последнее слово предоставили Колесниченко, который предложил не подменять факты желаниями. Нет приговора о Голодоморе. Сталина же он предложил рассматривать в контексте общемировых репрессий: что делалось во Франции или в Австро-Венгрии. Каждая личность – черно-белая. В Украине же уровень взаимной ненависти перехлестывает через край, и нужно понижать конфликтность, а не перемывать косточки Сталину… Сталин уж точно жив, пожал плечами Киселев.