УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Долгие муки формирования Кабмина

Долгие муки формирования Кабмина

Последние несколько заседаний Верховной Рады в кулуарах просто в воздухе витал вопрос формирования правительства и соответственно создания коалиции. Сначала спикер Александр Турчинов обещал решить этот вопрос 25 февраля, но не сложилось, поэтому следующей конечной датой формирования правительства Турчинов назначил 27 февраля.

Неспособность переформатированной Верховной Рады оперативно сформировать такое необходимое стране новое правительство на фоне голосования конституционным большинством и без обсуждения ряда других менее важных вопросов, о которых раньше не могли договориться месяцами, выглядит, по меньшей мере, странно и не играет на руку новой власти.

Согласно возвращенной Конституции, состав Кабинета министров должен быть утвержден парламентской коалицией, то есть для формирования Кабмина в Раде необходимо объединить несколько депутатских фракций и групп, сумма голосов которых будет не менее 226.

Как выяснилось, с этим в парламенте проблем нет. 24 февраля бывший регионал, а теперь внефракционный нардеп Анатолий Кинах заявил о создании депутатской группы "Экономическое развитие". В ее составе по состоянию на 25 февраля было 34 нардепа, заявивших о готовности идти в коалицию с новой властью, не претендуя при этом на министерские портфели.

"Объединение настроено на сотрудничество, в том числе с коалицией. Мы не претендуем на должностные портфели. Уверены, что сейчас не время заниматься оппозиционными схемами, ведь страна в кризисе, и все, независимо от политических ориентиров, должны объединиться, чтобы не допустить падения в обрыв", - сказал Кинах "Обозревателю".

Кроме того, в Раде сформировались внефракционные группы нардепов, возглавляемые Ярославом Москаленко и Игорем Еремеевым. По словам Москаленко, они готовы объединить свои группы в одну, численностью 47 нардепов, и войти в коалицию без каких-либо условий, и не претендуя на места в Кабинете министров.

Таким образом, в Раде уже неформально создана коалиция из 247 нардепов (88 членов фракции "Батьківщина", 42 УДАРовца, 36 свободовцев, 34 нардепа из группы Кинаха и 47 – из группы Москаленко-Еремеева), которой достаточно для формирования правительства. Осталось только объявить о ее создании формально и можно утверждать состав Кабинета министров, но принятие этого решение по каким-то причинам пока откладывается.

В кулуарах Верховной Рады неофициально говорят о том, что вопрос встал за нежеланием некоторых кандидатов на должности министров занимать эти высокие посты. Говорят, что на некоторые портфели есть по несколько конкурирующих кандидатов, но есть ряд должностей в Кабмине, занимать которые никто не хочет.

В кулуарах высказывают предположение, что некоторые претенденты на министерские кресла боятся брать на себя ответственность, в связи с крайне сложной экономической ситуацией в стране, о которой уже неоднократно заявляли представители новой власти.

"Обозреватель" поинтересовался у главы центра прикладных политических исследований "Пента" Владимира Фесенко, насколько, по его мнению, правдивы эти слухи, и какие должности в фаворе у претендентов, а какие – нет.

Политолог заявил о том, что отказы от министерских должностей действительно есть, но подчеркнул, что они идут не от политиков, а от майдановцев, которые по ряду причин не хотят становиться чиновниками.

"Я могу подтвердить информацию о том, что действительно целый ряд потенциальных кандидатов отказывается, но речь идет не только о политиках. Более того, преимущественно, когда речь идет об отказах, речь идет не о политиках. Дело в том, что будущий Кабмин, скорее всего, будет формироваться и предполагают его формировать с участием представителей Майдана. Одна из идей, которая идет и с Майдана, она присутствует и в общественном мнении, ее принимают и политики: часть представителей нового правительства должны быть люди из актива Майдана. Но вот, судя по всему, значительная часть этих людей не хочет идти во власть. Не потому, что они боятся, тут, я думаю, срабатывают разные мотивы, в частности, я рискну предположить, некоторые из активистов Майдана прекрасно объективно понимают, что они не готовы сейчас заниматься менеджерскими, управленческими функциями на таком уровне", - сказал Фесенко.

Он добавил, что кандидатами на должности глав министерств, отвечающих за экономику, выдвигают не майдановцев, а опытных политиков, которые не отказываются, несмотря на глубокий экономический кризис в стране. По его мнению, дефицит претендентов наблюдается в узкопрофильных министерствах.

"Я думаю, что на экономический блок правительства, как раз нет дефицита кадров. Скорее, избыток, а ведь кризис именно там. Я думаю, что проблема с дефицитом кадров идет в узкопрофильных министерствах. Например, опросы показывают, что сами активисты Майдана не могут назвать претендентов на целый ряд министерств, например, кто должен заниматься жилищно-комунальным хозяйством, сферой строительства, развитием инфраструктуры и транспорта", - сказал Фесенко.

Кроме того, он отметил, что есть еще одна проблема, усложняющая подбор министров, а именно люстрационный принцип, который неформально объявили Майдан и новая власть.

"Проблема в отсутствии кадров, которые бы отвечали достаточно высоким требованиям, которые сейчас выдвигаются. Нужны компетентные специалисты, а с ними у нас всегда была проблема. С другой стороны, требуют, чтобы это был незапятнанный человек, чтобы он не работал, например, на высоких должностях при Януковиче. Этот люстрационный принцип предполагает исключение из системы власти также тех, кто имеет большие состояния", - сказал Фесенко.

При использовании этого принципа право многих ключевых претендентов на вхождение в состав Кабинета министров ставится под вопрос, в том числе и право основных кандидатов на должность премьер-министра. Ведь Арсений Яценюк был министром иностранных дел в правительстве Януковича (с марта по декабрь 2007 года), а Петр Порошенко был министром экономического развития и торговли в Кабинете Николая Азарова (с марта по декабрь 2012 года) и, к тому же, владеет большим состоянием.

Фесенко предполагает, что люстрационные требования как-то адаптируют, по крайней мере, не захотят исключать из власти Порошенко, который сейчас имеет довольно высокий уровень поддержки, но, тем не менее, эти требования на данный момент, создают определенные проблемы с подбором кадров. И, как предполагает политолог, эти проблемы еще более обострятся, когда нужно будет искать кандидатов на должности заместителей министров, сотрудников аппаратов Кабмина и парламента.

Как выяснилось, задача перезагрузки власти и страны оказалась сложнее, чем предполагалось, из-за недостачи в украинской политике компетентных и незапятнанных профессионалов. И в ситуации, в которой сейчас оказалась Украина (экономической и политической), трудно решить, что важнее: компетентность или незапятнанность.