УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

FAZ: Евросоюз, к счастью, еще един

1,5 т.
FAZ: Евросоюз, к счастью, еще един

Евросоюз, несмотря на все кризисы и противоречия, должен хранить единство. Раскол в ЕС был бы на руку Москве, считает обозреватель газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung опубликовала комментарий своего обозревателя Клауса-Дитера Франкенбергера (Klaus-Dieter Frankenberger) под заголовком "Евросоюз, к счастью, еще един в политике по отношению к России":

"Если мы сегодня говорим о приверженности идее европейской интеграции, то первым долгом надо сказать: Евросоюз, к счастью, един. Эти слова снова и снова звучали на торжествах по случаю подписания в 1957 году Римских договоров, положивших начало объединению Европы. Но весь пафос, звучавший на торжествах, был бесконечно далек от сегодняшней реальности: финансового и долгового кризисов, проблем Греции. А на фоне недавних треволнений по поводу продления пакета помощи Греции гормоны счастья по поводу европейского единения выделяются скупо.

Период крушения иллюзий

На самом деле Евросоюз сейчас переживает период крушения иллюзий. ЕС стоит перед важнейшим испытанием на прочность, как в политике, так и в экономике. Список вызовов включает геополитические споры с Россией, терроризм, наплыв беженцев и неопределенность будущей роли Великобритании в ЕС. Перекрывает все это бесконечная греческая история, сопровождаемая усиливающимися сомнениями в смысле и цели европейской интеграции. Если предположить, что государственное банкротство Афин предотвратить не удастся и Греция, несмотря на все попытки спасения, покинет еврозону, то многие воспримут это как освобождение от наглых требований и непредсказуемых рисков или даже от угрозы страданий и обнищания.

Иными словами: развод, и слава Богу? Ничего подобного в истории европейской интеграции еще не наблюдалось. О последствиях - как тех, на которые надеются, так и тех, которых боятся - можно только гадать. Но ясно одно: выход Греции был бы связан с признанием, что движение не одностороннее, можно и развернуться, что экономики не подравнивались, как ожидалось, а развивались с разной скоростью, что различные традиции и образы мышления не так просто примирить друг с другом.

Раздор в ЕС был бы подарком для Москвы

Но задний ход, есть задний ход. Кто знает, где ниточка оборвется, как в политике, так и в организации? Кто знает, кто еще за нее потянет? Как ни крути, Евросоюз сейчас в такой ситуации, в которой, как никогда, необходимы решительность, готовность действовать и единство. Например, раздор в ЕС был бы только на руку России. Можно с уверенностью сказать, что в Москве желают победы британским противникам ЕС на предстоящем референдуме. Россия слаба - в экономическом отношении, но в военном она будет казаться еще сильнее, если Евросоюз скукожится.

Украинский кризис развеял целый ряд иллюзий, например, что Россия станет такой, как Европа. Евросоюзу, за счет населения Украины, преподнесли урок национализма и показали, на что способен путинизм. Кто в Брюсселе мог предполагать, что Россия использует переговоры об ассоциации Украины как причину или предлог для попрания международного права, дестабилизации соседней страны вплоть до войны, разрушения мирного порядка в Европе? Россия претендует на то, что в своей сфере влияния она устанавливает собственные правила, а Евросоюзу, не говоря уже об Америке, там нечего делать.

Европейцы оказались сплоченнее, чем предполагалось

Но европейцы гораздо лучше реагируют на кризис, чем многие полагали. Несмотря на мощные экономические интересы и широко распространенный скептицизм, они ввели санкции. Они отреагировали в рамках своих возможностей и при этом остались едины. Теперь ЕС должен помочь Украине. Безопасность страны под угрозой, экономика разрушена, но она пытается выкарабкаться из болота коррупции и стать современным государством. Помочь ей - долгосрочная задача Евросоюза.

Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schauble), выступая в бундестаге, подтвердил приверженность европейской идее и ответственность Германии. Германия должна поддерживать единство Европы ("насколько это возможно") и не давать ей распасться ("делать это надо снова и снова"). Ключевое слово здесь - "поддерживать единство". До сих пор федеральное правительство сделало для спасения Греции все, что сочло нужным. Его критикуют со всех сторон: для одних оно сделало слишком мало, и концепция была не та, для других - слишком много и опять же неверно, но по иным причинам.

До сих пор Берлин считает, что цена выхода Греции из еврозоны выше расходов, связанных с нынешней политикой. Сохранение Евросоюза и еврозоны правительство Меркель явно рассматривает как задачу, для решения которой надо приложить все усилия и снести то или иное оскорбление. Проблема в том, что единства должны желать все, иначе никто усилий не оценит".

Клаус-Дитер Франкенбергер, политический обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung

Без права переиздания. © Frankfurter Allgemeine Zeitung GmbH, Франкфурт-на-Майне

Сайт газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung