УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Закон о люстрации: кто может уйти из власти

Закон о люстрации: кто может уйти из власти

Уже пятый месяц народные депутаты продолжают обещать принять закон о люстрации, который был в списке первоочередных проектов после свержения режима Виктора Януковича.

В конце июля группа нардепов зарегистрировала законопроект "Об очищении власти", подготовленный активистами Люстрационного комитета. Дальше были митинги под стенами Рады, общественные призывы и даже доставка шин к главному подъезду парламента – нардепы уперто продолжали обещать и ничего не делать.

В конце концов, под давлением лоббистов люстрации в стенах и под стенами Рады, Александр Турчинов обещал, что все альтернативные законопроекты будут рассмотрены соответствующими комитетами, после чего поступят на рассмотрение нардепов.

На данный момент в Раде зарегистрированы шесть альтернативных проектов, они особо не отличаются критериями и субъектами люстрации, ключевая разница между ними состоит в предлагаемом статусе и полномочиях органа люстриции. Самые высокие шансы на принятие имеет проект, подготовленный общественным Люстрационным комитетом, который 24 июля в парламент внесли представители всех фракций большинства, поскольку именно из-за него начался весь сыр-бор с шинами и угрозами под Радой, и именно этот документ имеет самое сильное лобби в структурах власти.

Общественный Люстрационный комитет требует от нардепов принять законопроект "Об очищении власти", зарегистрированный под №4359а. Фото: Люстрационный комитет

Этот закон предусматривает проведение проверки лиц, занимающих или претендующих на государственные должности. К ним относятся все народные депутаты (включая, главу парламента и его заместителей), все министры и их замы, руководители других органов исполнительной власти, глава и сотрудники СБУ, Генпрокурор, глава Нацбанка, должностные лица Вооруженных Сил Украины, а также лица, ответственные за мобилизацию, судьи Конституционного суда, члены Высшего совета юстиции, а также члены Высшей квалификационной комиссии судей, начальники органов МВД, члены ЦИК, а также руководители органов местного самоуправления.

Этот документ не предполагает люстрационной проверки Президента или претендентов на этот пост, хотя альтернативные проекты это предусматривают. Возможно, это связано с тем, что Петр Порошенко, согласно предложенным критериям люстрации, не прошел бы проверки, да и не он один… Но обо всем по порядку.

Читайте: Украинцы забросали депутатов СМС с просьбами проголосовать за закон о люстрации

Само слово люстрация походит от латинского "lustratio", означающего обряд очищения младенца посредством жертвоприношений, который проводили древние греки и римляне.

Похоже, что авторы проекта "Об очищении власти" прекрасно усвоили эту дефиницию, и очищать младенца постреволюционной украинской власти они намерены не одной жертвой, и не только из представителей старого режима, но и из этой самой новой власти.

В проекте есть список характеристик, соответствие которым автоматически делает должностное лицо провалившим люстрационную проверку и подлежащим увольнению.

Высокий государственный пост или руководящая должность в органах правоохранительной системы, занимаемые в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, автоматически стают причиной увольнения и десятилетнего запрета занимать государственную должность.

Также должны быть люстрированы лица, которые до 19 августа 1991 года работали на руководящих должностях Коммунистической партии любой из республик СССР или работали на руководящих должностях в составе ВЛКСМ.

Естественно, смещены с должностей должны быть тайные агенты разведструктур всех республик Советского Союза, а также сотрудники правоохранительных органов и органов обороны СССР или России.

В первую очередь, конечно, под этот перечень подпадают представители режима Виктора Януковича, а также члены КПУ почти в полном составе. Но и так называемой новой власти, в случае принятия этого проекта, придется существенно проредить свои ряды, вероятно, потому, что на поверку она оказывается не такой уж и новой.

Первым люстрационную проверку не прошел бы Петр Порошенко, возглавлявший в марте-декабре 2012 года Министерство экономического развития и торговли. Кроме того, до 11 марта 2010 года он был министром иностранных дел, всего 15 дней в этой должности после инаугурации Януковича делают его подлежащим люстрации. Но законодатели предусмотрительно не внесли Президента в перечень субъектов люстрации, ведь именно на гаранта изначально возлагались надежды по регистрации и лоббированию проекта "Об очищении власти", так что Петру Алексеевичу ничего не грозит.

Читайте: Рада рассмотрит законы о выборах и люстрации в четверг

Не так повезло министрам и их заместителям.

К примеру, министр соцполитики Людмила Денисова в первый раз занимала эту должность после 25 февраля 2010 года, а значит, подлежит люстрации. Кроме того, с 1990 по 1991 год она была юрисконсультом Крымского областного комитета ЛКСМУ.

Своего поста также может лишиться министр топлива и энергетики Юрий Продан, который уже занимал этот пост с 18 декабря 2007 года по 11 марта 2010 года.

Студенческая активность может стать причиной потери портфеля для министра финансов Александра Шлапака. Согласно официальной биографии политика, он в 1984–1990 годах занимал должности секретаря комитета комсомола Львовского политехнического института, заведующего отделом комсомольских организаций Львовского обкома ЛКСМУ, заведующего отделом студенческой молодежи ЦК ЛКСМУ, первого секретаря Львовского горкома ЛКСМУ, а также первого секретаря Львовского обкома ЛКСМУ.

Министр обороны Валерий Гелетей может быть люстрирован из-за службы в советских органах МВД, которую он начал в марте 1988 года.

Учеба в российской школе КГБ имени Андропова, а также первое пребывание на должности главы СБУ, затянувшееся до 11 марта 2010 года, могут лишить Валентина Наливайченко права занимать любой государственный пост на ближайшие 10 лет.

Такая же участь грозит и Генеральному Прокурору Виталию Яреме всего лишь за то, что в 2010 году он 16 дней возглавлял столичную милицию при президенте Януковиче.

Если говорить о заместителях министров и Генпрокурора, то там список автоматически люстрированных за старые "грехи" будет гораздо длиннее списка оставшихся.

К примеру, глава МВД Арсен Аваков может лишиться четырех из пяти своих замов.

Один из них Владимир Евдокимов был на должности начальника уголовной милиции до марта 2010 года.

Второй – Сергей Чоботар с 1987 по 1993 год занимал руководящие должности в исполнительных органах УССР.

Сергей Яровой до того, как стать замом Авакова, с 2010 года был командующим внутренними войсками МВД.

А Виталий Сакал с 16 марта 2012 года работал первым замом начальника милиции Одесской области.

Повезло люстраторам и с заместителем министра экологии. Александр Нестеренко с мая 2010 года по март 2014 сменил три должности, и все они теперь могут стать причиной для запрета ему занимать любой государственный пост на ближайшие 10 лет.

Нестеренко был заместителем начальника полтавской налоговой инспекции, первым замом начальника налоговой инспекции Голосеевского района Киева, а также руководителем аппарата Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере финансовых услуг.

Официальная биография заместителя министра экономики Анатолия Максюты просто пестрит поводами для его люстрации, согласно предлагаемому закону.

С 1984 по 1988 год он работал в исполкоме Совета народных депутатов Житомирской области.

С 2008 по 2011 год Максюта был первым заместителем министра экономики, потом год работал советником Януковича, а в апреле 2012 года был снова назначен первым замом министра экономики и занимает этот пост до сих пор.

Коммунистическое прошлое может сказаться на профессиональном будущем заместителя министра энергетики Игоря Диденко. В 1988 – 1989 годах он был вторым секретарем Харьковского РК ЛКСМУ, заместителем заведующего отделом идеологической работы Киевского горкома ЛКСМУ, а в 1989 – 1991 годах занимал должность первого секретаря Дарницкого РК ЛКСМУ.

Люстрационной волной также может смыть с должностей заместителей министра иностранных дел Павла Климкина.

Читайте: Карасев считает лучшей люстрацией честные демократические выборы

К примеру, его зам Наталия Галибаренко в 2009-2012 годах была начальником отдела по вопросам сотрудничества в политической и оборонной сфере с Евросоюзом. А с декабря 2012 года по март 2014 Галибаренко была заместителем постоянного представителя Украина при международных организациях в Вене.

Еще один заместитель Климкина Андрей Олефиров достался ему по наследству от Леонида Кожары, на этот пост он был назначен в июле 2012 года, а значит, подлежит люстрации.

Сергей Кислица, занимающий сейчас должность заместителя министра иностранных дел, до этого, с 2006 по 2014 год, был директором Департамента международных организаций при МИД Украины.

Заместитель министра инфраструктуры Владимир Корниенко был назначен на эту должность 28 декабря 2010 года и до сих пор продолжает ее занимать.

Не пройдет люстрация и мимо Министерства молодежи и спорта. И это касается не только министра Дмитрия Булатова, сумевшего за 5 месяцев на этом посту накопить денег на дорогую квартиру в центре столицы, но также и его заместителя Нины Уманец, которая возглавляла в Минспорте разные департаменты и отделы еще в бытность министром Равиля Сафиуллина.

Один из заместителей министра обороны Игорь Кабаненко в 2010-2012 годах работал замом начальника Генерального штаба ВСУ, а поэтому тоже подлежит люстрации, согласно предлагаемому закону.

Замминистра образования Алексей Днепров в 2011-2013 годах возглавлял один из Департаментов Секретариата Кабинета министров Николая Азарова, а должность заместителя министра образования получил еще при "легитимном" - 23 января 2013 года.

Замминистра соцполитики Виталий Мущинин занимает эту должность уже во второй раз, впервые он ее удостоился в 2010-2011 году, замещая Сергея Тигипко.

Под люстрацию попадет и прославившийся первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский, он бессменно занимает эту должность с декабря 2012 года. Когда его непосредственным шефом был еще Юрий Колобов, Мярковский пришел в парламент на доклад в состоянии алкогольного опьянения, позже пресс-служба министерства сообщила, что причиной такого состояния министра стало лекарство от сердца, но поверили в это далеко не все.

Еще один заместитель министра финансов Владимир Матвийчук успел поработать замом министра соцполитики в кабинете Азарова (2010-2011 годы), а значит, согласно проекту закона, подлежит люстрации.

Министерство юстиции также не останется в стороне от люстрационной волны, один из заместителей главы ведомства Руслан Рябошапка в 2010-2011 году возглавлял Бюро по вопросам антикоррупционной политики Кабинета министров.

Его коллега Инна Емельянова занимает пост первого заместителя министра юстиции с марта 2010 года.

Законопроект обещает пристальное внимание к люстрации судебной ветви власти, правоохранительных органов и прокуратуры.

Замгенпрокурора Яремы Анатолий Матиос может быть поддан люстрации, поскольку в 2010-2011 годах был советником главы Высшего админсуда, а также работал в Главном контрольном управлении Администрации Президента.

Кроме того, под люстрацию подпадают многие народные депутаты. А если учесть, что критерий политического прошлого – не единственный, который может привести к зачислению политика в список очищения (есть еще критерий легитимности приобретения имущества), то многие служащие, не работавшие с Януковичем и большевиками, могут быть люстрированы на основании не совсем законного бизнеса и финансовых поступлений.

Не стоит также забывать, что под люстрацию, согласно проекту "Об очищении власти", подпадает также и спикер Александр Турчинов, который некоторое время после инаугурации Януковича занимал пост первого вице-премьера.

Возможно, это одна из причин, почему глава парламента не применяет к законопроекту о люстрации своих фразочек об ответственности перед всей страной, а также о необходимости переголосовывать-переголосовывать и переголосовывать важный для страны проект. Хотя причин может быть несколько, ведь в условиях войны потеря большого количества руководящих кадров, необходимость отбора и проверки новых людей могут не очень положительно сказаться на обороноспособности и слаженности действий украинской власти.