УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Ретроистория о псевдомеценате

1,2 т.
Ретроистория о псевдомеценате

Говорят, что время лечит все. Не знаю... Вернее – не уверен. Спустя 10 лет моя память все еще хранит в мельчайших подробностях события 2000 года. Тогда казалось, что наступило дежавю, но где и когда я переживал подобные чувства? Потом понял – в 1978 году в кинотеатре при первом просмотре легендарного французского фильма «Игрушка» с Пьером Ришаром.

Помните одиозного миллионера Пьера Рамбалю-Коше, который правил своей финансовой империей как диктатор, и настолько презирал всех подчинённых, что даже сделал одного из них игрушкой собственного сына? В Харькове тоже есть свой Рамблю-Коше – Александр Борисович Фельдман.

Нашего героя, так же как и французского киношного владельца магазина детских игрушек, прежде всего интересуют деньги и личное обогащение. Впрочем, оставим заводы и пароходы семейства Фельдманов для других авторов – о сплошных неудачах бизнесмена Фельдмана в любых производствах уже сказано немало. Поговорим о попытках Александра Борисовича стать своим для харьковчан. Именно для этого в свое время он затеял пару откровенно пиарных проектов. Например, с «подарком» городу слона и спасением футбольного клуба «Металлист».

В начале 2000 года под предлогом спасения народной команды всех поколений харьковчан "Металлист" Александр Борисович приобретает клуб. Только не подумайте, что его на самом деле интересовала судьба команды и харьковского футбола. «Металлист» для него – очередная и весьма банальная коммерческая афера, игрушка – такая же, как герой Пьера Ришара для сына Рамбалю-Коше.

При поддержке тогдашнего руководства Харькова спортивный клуб "подбил" под себя все мало-мальски заметные базары в городе. И доход от такого хозяйства Александр Борисович получал немалый. Только оседали средства не на счетах «Металлиста», а в карманах Александра Фельдмана. Безусловно, последнему приходилось делиться и с тогдашним городским головой Михаилом Пилипчуком и его ближайшим окружением. Одна беда - футбол в Харькове от такой именитой поддержки стал неуклонно хиреть. И в таком плачевном состоянии в 2001 году клуб вплотную приблизился к 11-му Чемпионату Украины.

Как вспоминали позже игроки «Металлиста», семейство Фельдманов, категорически не хотело считаться с футбольными реалиями и совершенно не понимало принципов профессионального футбола. Более того, Александр Фельдман и его отец наивно полагали (или притворялись, что так думают), будто для профессиональных спортсменов футбол – это какие-то бирюльки, а не серьезная специальность, которая дает возможность содержать семьи.

Разумеется, подчеркнутое непонимание волей-неволей вылилось в конфликт. Пик противостояния между игроками и почтенным семейством Фельдманов пришелся аккурат на период подготовки к встрече с донецким «Металлургом». Недовольство в команде, которая показывала зрелищную и результативную игру, достигло своего апогея.

И вот однажды, когда футболисты находились на спортивной базе, в номер одного из руководителей команды – выдающегося в прошлом харьковского вратаря Виктора Удовенко – постучали. В комнату вошел другой известный вратарь, любимец харьковской торсиды Александр Горяинов. Как говорят игроки и ветераны «Металлиста», Горяйнов никогда не относился к категории вымогателей, которые при первых же трудностях пытаются взять руководителей за горло, выбивая «положенное». Он всегда с пониманием относился к тому, что с финансами периодически возникают проблемы.

Однако на этот раз Горяинов казался весьма озабоченным. Прямо с порога он заявил, что в команде давно зреет недовольство, связанное не только и не столько с большой задолженностью по заработной плате, но и с обидой, если можно так выразиться, чисто человеческого плана. Видите ли, владельцы даже не желают обсуждать с футболистами сложившуюся ситуацию. А об оправданиях речь и вовсе не идет! И о конкретных сроках погашения задолженности – тоже. Собственно, Горяинов в общих чертах передал общее настроение в команде. И, как всегда, Саша был прав.

Ветеран харьковского футбола, до самозабвения преданный родному “Металлисту”, Виктор Удовенко, посоветовавшись с тогдашним главным тренером Михаилом Фоменко, решил сам поговорить с Александром Фельдманом и, что еще важнее, с его папой – Борисом Фельдманом. Нужно сказать, папа без стеснения и с постоянством, достойным удивления, вмешивался в дела команды.

Сказано – сделано. Но разговор получился тяжелым. “Они не последнее доедают”, - цинично пробормотал Борис Фельдман. И почему-то сразу стало ясно, что владельцы не собираются гасить долги перед футболистами. Отца поддержал сын: “Пускай играют, а я им потом такой фейерверк и концерт закачу, что останутся довольны”. Удовенко горько усмехнулся и позволил себе напомнить распоясавшимся нуворишам, что в современном футболе за музычку и огоньки играть не принято.

И вот перед встречей с донецким «Металлургом» команда отказалась выйти из раздевалки. Уговоры Михаила Фоменко ни к чему не привели, поскольку еще во время предматчевой установки капитан команды Дмитрий Рудняк сообщил главному тренеру, что футболисты пустопорожним обещаниям не верят и требуют погасить долги. Тем не менее, с базы в поселке Высокий команда вовремя прибыла на стадион, поскольку оставалась надежда, что игру каким-то чудом удастся спасти.

За 10 минут до начала матча команда все еще находилась в раздевалке и на разминку не выходила. Делегат матча Анатолий Дяченко понял, что происходит нечто чрезвычайное. Он открыл дверь в раздевалку и вызвал Удовенко в коридор. Но Удовенко лишь развел руками и попросил подождать еще несколько минут.

Напряжение нарастало. Арбитры и донецкие футболисты пребывали в недоумении. Судьи нерешительно направились по туннелю к полю, в то время как футболисты «Металлиста» даже не начали переодеваться. Они лишь молча сидели на своих местах в раздевалке, удрученно уставившись в пол.

В этой жуткой, совершенно неигровой атмосфере, в затянувшейся тяжелой тишине, дрожащим голосом Удовенко попросил: «Ребята, нужно переодеваться и выходить на поле!» В ответ он услышал возражение игроков: «Нам надо остаться наедине и все обсудить». «Нет,- стал жестко настаивать Удовенко.- Решить нужно сейчас, немедленно». Виктор умышленно умолчал о том, что по распоряжению Михаила Фоменко с базы на стадион уже выехал «Металлист-2», который тренировал Виктор Камарзаев.

В раздевалку ворвался бледный, взволнованный Александр Фельдман. Он начал путано тараторить непонятно о чем, потом вдруг стал клясться-божиться, что немедленно рассчитается по долгам. Но по всему ощущалось, что не раз и не два обманутые, облапошенные, обведенные вокруг пальца футболисты ему больше не верят. А что может быть страшнее недоверия?! Всем было очевидно, что под «чутким» руководством деловитой семейки Фельдманов харьковский футбольный клуб с богатыми и славными традициями приблизился к самому краю бездны и практически стоит на грани развала.

Громко хлопнула дверь. Это в знак протеста против дилетантской болтовни Фельдмана вышел из помещения и вообще ушел со стадиона Михаил Фоменко. Пробормотав еще несколько нелепых фраз, Александр Фельдман незаметно исчез. В этот момент Виктор Удовенко сыграл роль опытного психолога. Он жестко скомандовал: «Так. Кто выходит на игру – немедленно переодеваться, а кто не хочет - покиньте раздевалку!» Первым натянул вратарский свитер Александр Горяинов. Затем расстегнул сумку и достал бутсы Роман Пец, а уже за ними потянулись за формой и остальные ребята. Однако в раздевалке не рассеивалась атмосфера злости, безысходности, неверия и оскорбленного самолюбия...

Неудивительно, что после первого тайма команда «нахватала» пол-десятка желтых карточек. Выведенные из себя хлопцы не щадили ни себя, ни соперников. И на этом общем негативном фоне, задыхаясь от злости на беспардонных, бестолковых владельцев клуба, сетуя на трудную спортивную судьбу, харьковчане выиграли у «Металлурга» со счетом 3:1. К глубочайшему сожалению, в данном случае, превосходство «Металлиста» в мастерстве оказалось ни при чем. В этой игре «Металлист» побеждал не металлургов, он побеждал насквозь лживое семейство Фельдманов.

Воспользовавшись благоприятными обстоятельствами и эмоциональностью Михаила Фоменко, «отец, сын и Ко» быстренько расстались с главным тренером и взамен пригласили на высокий и ответственный пост Валентина Крячко. Новый «главный» был печально известен в спортивных кругах тем, что завоевывал авторитет весьма незатейливым способом – он резался в карты с футболистами. В конечном итоге фельдмановские предпочтения в подборе руководящих спортивных кадров закономерно вышли команде боком, и харьковский «Металлист» с треском вылетел из высшей лиги. Вот такая получилась печальная история.

Но на этом злоключения «фельдмановского периода» в команде не закончились. Владельцы управляли клубом по-дилетантски, то есть как могли, и закономерно «дорулились» до первой лиги. Фельдманам казалось, что первая лига им окажется по карману, однако и здесь, среди низших классом, выяснилось, что «футбольная игрушка» таки дороговата. «А ну ее, эту команду», - решили отец и сын, и стали потихоньку приторговывать клубом и его интересами, продавая все, что можно, налево и направо, оптом и в розницу.

Александр Фельдман, который, помимо денег, всегда ценил удобство депутатского кресла в Верховной Раде, перед очередными выборами на всех углах распинался о том, как он любит футбол, особенно, в харьковском исполнении. А добившись «места сидения», он моментально забывал о своих обязательствах перед земляками. Своим поведением он железно доказал, что земляки его интересуют только и исключительно, как электорат, иначе говоря – как пушечное мясо. Проголосовали, дорогие земляки, за ясно-солнышко Александра – спасибо вам за высокое доверие, и адью, аж до следующих выборов.

Постоянно склонный к внешним эффектам – ко всяческим блеску, мишуре, концертам, фейерверкам, публикациям в прессе - и совершенно неприспособленный к серьезной, планомерной работе в какой бы то ни было области, не понимая сути профессионального спорта и не пытаясь ее понять, Александр Фельдман прогнозированно оказался могильщиком клуба, близкого и дорогого сотням тысяч харьковчан. Избавившись от команды, Фельдман набирается наглости приходить на футбол и – уму непостижимо! – пытается, как рассказывают очевидцы, давать нынешнему владельцу клуба Александру Ярославскому свои «ценные советы».

Характерный эпизод. Что интересует вообще владельца “заводов, газет, пароходов” Александра Фельдмана? Игроки, поля, новобранцы? Куда там! Он все спрашивал - сколько стоит выезд команды на игру во Львов, Одессу, а в Европу, какой взнос нужно заплатить в УЕФА, во сколько обойдется новая форма и сколько, черт возьми, предстоит заплатить за заявочный взнос в новом году.

В узком кругу Фельдман признавался, что участие в высшей лиге, а тем более в «евротурнире для него равносильно разорению» и, если бы не губернатор, который хотел покрасоваться в Европе, он вообще не занимался бы футболом. При этом Александр Борисович тщательно скрывал маленькую, но существенную деталь. Под развитие клуба он – несчастный, всеми обиженный, обворованный президент - получил весьма основательную финансовую базу.

Три рынка – Конный, Центральный и Московский - были отданы Фельдману в безраздельное пользование. Доходы, которые они приносили, вполне позволяли сделать родной харьковский «Металлист» не только участником евротурнира, но и чемпионом Украины. Однако деньги рекой потекли в карманы владельцев концерна АВЭК, но отнюдь не в кассу футбольного клуба. Заметьте, это всего лишь один пример из жизни футбольного клуба. Но как он наглядно демонстрирует стиль работы отца и сына, которые далеко не Дюма!

В 2004 году, поматросив и бросив «Металлист», Фельдманы продают надоевшую игрушку еще одному известному харьковскому бизнесмену Александру Ярославскому. Сумма сделки долгое время не разглашалась и только в ноябре 2009 года Александр Владиленович признался, что отдав «Металлист» семейство Фельдманов разбогатело на 1,5 миллиона долларов. К счастью, Ярославский, в отличие от Фельдмана относится к команде с верностью и чистым сердцем. А Фельдман … остался при своих интересах, т.к. «выделенные» Александру Борисовичу базары, так и остались в его распоряжении.

Вот такие воспоминания к 10-летнему юбилею очередной «игрушки» Александра Борисовича Фельдмана всплыли в памяти. Кстати, благодаря тому, что недавно увидел «героя» на одном из харьковских телеканалов, где он вдохновенно описывал свои заслуги перед Харьковом и харьковчанами. Вот тогда-то я и понял, что страна не только имеет право, но и должна знать правду о причинах показного «меценатства» семейства Фельдманов – чтобы понимали и помнили, кто есть кто …