УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Госзакупки по-украински. Ч. 3

Госзакупки по-украински. Ч. 3

Мы продолжаем серию статей о том, как закупаются для потребностей украинской медицины крайне необходимые препараты и оборудование. О покупке на миллионы гривен лекарств по завышенной цене мы уже рассказывали на страницах издания.

Рассказывали мы и о том, как страна, имеющая 960 тысяч онкобольных, приобретает оборудование втридорога, пылящееся потом без дела на складах годами. Мы поведали читателям о том, как можно вбухать в строительство корпуса больницы 400 миллионов, и тянуть это строительство чуть ли не двадцать лет.

Повторяться не станем. Раскроем еще один маленький секрет госзакупок. Оборудование, приобретаемое как новое, может быть б/ушным. Этим грешком особо часто злоупотребляли военные, приобретающие медицинский сэконд-хэнд в неимоверном количестве. Дело в том, что на Западе в клиниках вы не найдете хлама, отслужившего три срока. В цивилизованном мире аппаратура для лечения больных обновляется раз в три-пять лет. Но не выбрасывать же добро на свалку! Из цивилизованных стран железо едет в страны нецивилизованные. К примеру, в Украину.

Перед тем как пересечь границу нашего государства, оборудование практически по цене металлолома скупают некие бизнесмены с Земли обетованной. Аппараты разбираются до последнего болтика, а потом собираются назад, при этом на каждой детали ставится новая маркировка. Фокус-покус, и неликвид превращается в новейшее, изготовленное израильской фирмой, оборудование. В оборудование, за которое не грех бюджетные деньги отдать. Да за такой товар не жалко и переплатить раза в полтора! Говорят, люди в форме особо массово приобретали подобные «трансформеры» для нужд отрасли во времена Владимира Яковлевича Белого…

Несколько лет назад в Полтавской области разразился скандал - в поле зрения правоохранительных органов попали Начальник управления охраны здоровья Полтавской облгосадминистрации Виктор Петрович Лысак, председатель правления ЗАО «Медтехника» Аркатов П.П. и заместитель председателя правления ЗАО «Медтехника» Шведенко В.П. К сожалению, правдолюбивые украинские СМИ этот скандал должным образом не осветили. Я обнаружил лишь одну ссылку четырехгодичной давности.

Злые языки утверждают, будто на сумму 940 тыс. грн были приобретены тогда два рентгенодиагностических комплекса на три рабочих места для нужд лечебных учреждений Полтавской области, «с целью модернизации медицинской техники и улучшения качества предоставления медпомощи». И вот же беда – рентгенаппараты подозрительно быстро начали выходить из строя. Потому что скручены были как будто из деталей… разных фирм. Помните песню «Я тебя слепила из того, что было»?

Скандал вспыхнул, да и погас. Скандалы такого уровня в Украине обычно гасят большими деньгами. Но это я так, к слову. Как бы там ни было, мы абсолютно уверены, что Виктор Лысак ни в чем не виноват. Был бы виноват – сидел бы, верно? А сейчас Виктор Петрович сидит в кресле… первого заместителя министра здравоохранения Украины! http://www.moz.gov.ua/ua/portal/pers_lysak.html Как говорится, судьбы замысловатый финт…

О том, как кинули миллионы украинцев, приобретя вместо гамма-ножа (позволяющего производить достаточно ограниченный круг операций лишь на головном мозге) линейный ускоритель (в одном Майами их несколько тысяч) говорено-переговорено. Это для Украины обыденность – объявили сбор денег на колбасу, купили в итоге кошачий корм, и заверили народ, что он вкуснее. А вот о том, сколько стоил налогоплательщику бункер для этого «новейшего оборудования», информация отсутствует. И молчат медики, как брянские партизаны на допросе.

Вот что заявил в начале 2008 года заместитель директора Института нейрохирургии им. Ромоданова Виталий Цымбалюк:

-Также в настоящий момент строится трехэтажный комплекс, в котором будет находиться линейный ускоритель и томографы. И мы уже не уверены, что оставшихся 30 миллионов хватит на эту постройку.

Разумеется, не хватит! Вот миллионов триста для такого случая как раз подойдет. Суперсовременная клиника Спиженко с кибер-ножом (ничего новее и совершеннее для борьбы с локальными опухолями мировая медицина не придумала) стоила 10 миллионов долларов, а на бункер для ускорителя в Институте Ромоданова 6 миллионов долларов (курс продажи USD на 1 мая 2008 – 5.02 грн) не хватит. Но у Юрия Спиженко клиника частная, он деньги считал, а государство у нас богатое, сто тысяч – туда, полмиллиона – сюда, не обеднеет.

В декабре появилась информация в СМИ – заработало оборудование в «Ромоданова» наконец-то. Пошли пациенты. Казалось бы – радоваться надо! Да вот дошла до меня неприятная инфа из стен Института – встал ускоритель. Остановился. Трех больных пропустили, и каюк, застопорилась «новейшая аппаратура». Интересное объяснение данной неприятности дала заведующая отделом нейрорадиологии и радионейрохирургии Ольга Чувашова:

- Сейчас идет плановое сервисное обслуживание «Трилоджи», сотрудники анализируют проделанную работу.

Хм… «Плановое сервисное обслуживание» после ТРЕХ пациентов? Не после ста, двухсот, тысячи – после трех? «Анализируют работу» ПОСЛЕ операций на ЖИВЫХ людях?! Не стоит ли до операции «анализировать»?

Киевский городской онкоцентр в свое время также прикупил оборудование. 15 октября все телеканалы передали новость – в Киеве открыт центр ядерной медицины. От одного названия мороз по коже. Не иначе, украинские онкологи скачок в будущее совершили. Ан, нет. Оказалось, в ядерном центре используются все те же ускорители.

Геннадий Олейниченко, главный врач Киевского городского онкологического центра, говорит об оборудовании так:

- Центр уникален для Украины самим оборудованием, это во-первых; во-вторых, уникален для всех стран СНГ, подобных центров нет. Потому что здесь произошло достаточно логическое сосредоточение как диагностического оборудования, так и лечебного.

Странно. Год назад Геннадий Олейниченко заявлял мне следующее:

- Современнейшим достижением в области минимизации травматичности лечения при сохранении его эффективности является использование так называемых радиохирургических методик, среди которых на сегодняшний день последние достижения науки и техники воплощены в установке кибер-нож.

Он знал, что под Киевом уже полтора года работает клиника, в которой имеется это самое оборудование, одно на ВСЮ Восточную Европу, но спустя 365 дней начал вдруг именовать пару линейников «уникальным оборудованием»? Но дело не в линейниках. Дело в том, что ядерный центр был открыт лишь для… телевизионщиков.

Как сообщают всем желающим женские голоса по телефонам регистратуры, «центр откроется после Нового года». После какого именно «нового года» украинцы смогут бесплатно лечиться на оборудовании, обслуживаемом специалистами, которых в Украине не готовят, не уточняется. Одно ясно точно - подготовленный радиохирург никогда не будет корячиться в государственной клинике за 2000 гривен. Он и за 20 000 гривен работать будет неохотно. На Западе ведь труд такого спеца оценивается в 250-300 тысяч долларов в год!

Мы отвлекаемся от темы непосредственно закупок не случайно. Важен общий характер происходящего в украинской медицине. Важен воздух, пропитывающий всю чиновничью братию в этой сфере. Ведь проводить тендеры, в которых принимают участие три фирмы, имеющие одного владельца, проводить тендеры, к которым не допускаются фирмы, предлагающие оборудование по существенно более низкой цене, закупать неликвид и выдавать устаревшее оборудование за «новейшие достижения» можно лишь в атмосфере полнейшей безнаказанности, вседозволенности и круговой поруки…