УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Мировая газовая война

Мировая газовая война

В последнее время очень популярны ремиксы. Люди с удовольствием слушают полюбившиеся темы с новыми импровизациями, продиктованными духом времени. И вот мне хочется вернуться к вечному русско-украинскому газовому вопросу и рассмотреть его через призму произошедших последних событий в области его транспортировки в Европу.

Гром среди ясного неба, или Российский шок

Россия всячески пытается заполучить украинскую трубу. Одним из приоритетов в этой борьбе была разработка Южного потока. Этот амбициозный дорогостоящий проект призван был сделать Украину более сговорчивой в порядках управления ГТС и делегированию своих полномочий по ее управлению «Газпрому». Об этом я писала в статьях «Как запад развернули на восток» и «Как Путин и Медведев съели украинского батька». Так вот, согласно этому проекту труба должна была пройти по территории РФ, затем по дну Черного моря, далее к Болгарии и Сербии. В противовес традиционному сотрудничеству с Украиной, Россия начала выстраивать новые отношения со странами ЕС. И когда уже казалось, что дело набрало ход, когда уже началось проектирование трубопровода, как гром среди ясного неба прогремело решение стран ЕС, Азербайджана, Грузии и Турции о начале строительства газопровода «Набукко». Понятно, что в случае его строительства экономическая и политическая целесообразность российского газопровода существенно снижается. Но Россия еще могла бы попытаться, руководствуясь политическими амбициями, начать это строительство и конкурировать. Но вот беда! В Анкаре 13 июля пять стран (Австрия, Турция, Болгария, Румыния и Венгрия) подписали межправительственное соглашение по строительству газопровода «Набукко», который позволит поставлять природный газ в ЕС в обход России. На торжественной церемонии присутствовали представители 20 стран, а также глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, а также спецпредставитель США Ричард Морнингстар.

Подписав участие в «Набукко», Болгария застопорила «Южный поток» в своих территориальных водах. И, судя по сложившейся ситуации, этот проект «булькнул» на 2-х километровой глубине черноморского дна и умер. Ведь торговать с этой точки газом в Европу не имеет никакого смысла. Можно было бы повернуть трубу и пойти новым путем через Румынию, но Румыния тоже не дает такого согласия, так как она тоже участвует в проекте «НабуккоУКО». Остается Приднестровье с Молдавией, но здесь Россия опять упирается в украинские территориальные воды и придунайские территории. Все возвращается на «круги своя». А именно, неразрывность комплекса, построенного в СССР, включающего добычу газа на территории РФ и транспортировки его через Украину.

Россия забила тревогу. Ведь контрмеры энергетической безопасности, которые предприняли страны ЕС оказались для России как гром среди ясного неба. Энергетическая стратегия России по захвату газотранспортного пространства Европейского рынка, сулившая большие политические и экономические дивиденды, рухнула в одночасье. И несмотря на то, что многие политики и СМИ заявляют о несостоятельности проекта «Набукко», об отсутствии газа для наполнения этой трубы, о дороговизне проекта, о навязывании этого проекта со стороны США, и даже называют его одним из звеньев международной оси зла. Все это напоминает мыльные пузыри для общественного мнения внутри России. Которые, как хорошая мина при плохой игре, пытаются сохранить лицо и авторитет Правительства и Президента. Все мы знаем могущественную силу доллара или евро. При наличии денег и газовой трубы найдется и газ. Что же произошло на самом деле? Давайте посмотрим на газотранспортную стратегию России как на войну. Ведь не секрет, что в СМИ уже давно окрестили эти действия РФ «газовой войной».

Газовая война

А теперь вспомните, что происходило в Германии накануне Второй мировой войны. Гитлер поставил цель существенно расширить границы Германии. Поначалу, он считал, что все нации, которые мало-мальски имеют германские корни, должны быть присоединены к Германии. Свои планы он согласовывал вначале с Англией, а когда ему показалось присоединения германских народов мало, он решил присоединять малые или слабые государства. Так возник пакт Молотова-Риббентропа, по которому участь слабых европейских государств была предрешена без их воли и участия в переговорах. Проще говоря, Европу разделили между Германией и Россией. Возвращаясь в сегодняшние дни, в современное пространство газовой войны, я вижу схожесть этих историй. Здесь Россию мы видим в роли агрессора, которая выбрала основными партнерами в Европе Германию и Италию, все как 60 лет назад, и решила изменить правила современного мирового газового рынка. Путем полной экспансии в газотранспортные системы Европы. И для того, чтобы эта стратегия работала как часовой механизм, Россия взялась за операцию захвата практически всех газотранспортных систем. Условно разделив страны на сильные и слабые, она принялась у слабых отбирать газотранспортные системы, а у сильных покупать или совместно развивать, при этом оставляя за собой контрольный пакет. Российские газотранспортные проекты напоминают военные карты. Обходим Украину – Южный поток, Белтрансгаз. С Белтрансгазом осечка, обходим Белоруссию – Северный поток. В строительстве Северного потока также имеются проблемы. Если этот проект рухнет, то куда дальше Россия потянет трубу? Может быть, из Архангельска в обход Скандинавии? Какие же цели этой газовой войны?

За время строительства социализма и после, в эпоху Ельцина, Россия существенно подорвала свою роль и влияние в мире. Умелые действия ФРС США в сочетании с прагматичной внешней политикой США привели к однополярному миру и международной денежной единице – доллару. Сегодня, когда Россия – свободная демократическая страна с рыночной экономикой, она пытается всячески изменить свой статус в мировом сообществе. Одно из генеральных направлений действий России – создание конвертируемого энергетического рубля, который на последнем саммите «G8» Медведев робко назвал необходимой международной региональной валютой. Этот проект состоит из трех направлений - газового, нефтяного и атомной энергетики. При этом газовое направление является приоритетным. Поскольку здесь Россия как никогда близка к созданию газовой монополии. Некоего «газового ОПЕКа», в котором она будет играть подавляющую ведущую роль. Такой газовый монополизм позволит получать сверхдоходы в этой отрасли и менять мировую политику в выгодных для себя направлениях.

Второе генеральное направление в этой войне – ослабление экономик постсоветских стран, братских народов. Например, таких как Украина, Белоруссия и др. Поговорите с российским чиновником о серьезном взаимовыгодном сотрудничестве, например создание в Украине нового большого проекта, размещение серьезных заказов необходимых для России. Большинство из этих чиновников скажет, что правительство РФ не приветствует это. Что же оно приветствует? А приветствует оно люмпенизацию. Это модное слово Вы не услышите на официальных русских телеканалах, но зато оно часто произносится в правительственных кулуарах. И основная цель этого направления внешней политики - путем экономического и политического давления ослабить соседние постсоветские страны, в дальнейшем отобрать у них контроль над стратегическими предприятиями, сделать из них «люмпенстраны». А что делать с ними дальше будет видно, жизнь покажет. Поэтому для достижения таких стратегических целей Россия по меркам сегодняшнего времени не руководствуется ни здравым смыслом, ни моральным отношением к братским народам. В войне не может быть жалости и сострадания к «врагу», в частности к НАМ - к УКРАИНЦАМ. И не случайно по многочисленным социологическим опросам проводимым в России, большинство россиян считают Украину враждебным государством. В отличии от нас, которые не считают Россию врагом. Недавно президент Белоруссии Лукашенко не стесняясь в выражениях назвал «Северный поток» глупостью. Обсуждая его с Ангелой Меркель, он сказал, что этот газотранспортный путь длиннее, чем имеющийся сегодня через Белоруссию. Соответственно транспортировка газа будет дороже. Зачем же тратить десятки миллиардов на его строительство? Когда эти деньги отобьются?

29 апреля 2009 года премьер-министр Украины предложила российской стороне совместный проект по расширению мощностей транзита газа. За счет реконструкции газопроводов Иванцевичи–Долина и Торжок–Долина, а также строительства газопровода Богородчаны–Ужгород. При минимальных инвестициях в размере $350 млн. Россия бы получила дополнительные мощности по прокачке 30 млрд. кубометров газа, что соответствует мощностям проектов «Набукко» и «Южный поток». При этом она не возражает против совместной эксплуатации и владения этими новыми газопроводами. Но эти предложения не интересуют Россию, их интересует накапливающиеся штрафные санкции за недобор навязанного Газпромом объема газа, низкие убыточные тарифы на прокачку газа, все то, что усугубляет экономический кризис в Украине и дает возможность отобрать украинскую ГТС. Только господин Путин не поймет главного: он «ворует» деньги не у правительства Украины, не у Ющенко, а у простого народа – граждан Украины. Что за такую стратегию нео-агрессоров платит каждая украинская семья со своего бюджета. А он у нас и так не велик. Вам, господин Путин, православному человеку хочу сказать: «Во всем поступайте с людьми так, как хотите, что бы они поступали с вами» Евангелие от Матфея 7:12

Потому что если Вы будете продолжать такую политику в отношении к близким государствам с одинаковыми духовными историческими корнями, то у нас в Украине отметят не только Полтавскую битву как поражение Мазепы, но и найдут еще десяток праздников, которыми будут отмечать поражение российских войск.

А теперь возвратимся к «Набукко». Исходя из всего вышеизложенного, мы видим, что старт проекта «Набукко» являет собой большое ПОРАЖЕНИЕ в новой газовой стратегии России. Так как на энергорынок через «Набукко» выходят новые газовые продавцы, такие как Иран, Ирак, Азербайджан, Туркмения, Казахстан. Скандал, устроенный Россией в январе 2009 года вокруг украинской ГТС и поставок газа, подорвал в первую очередь ее авторитет в Европе как надежного честного поставщика. Заставил Европу оценить опасность российской газовой экспансии и принять соответствующие контрмеры. Никакого здесь американского заговора против России нет. Ведь главный спонсор строительства трубопровода – ЕС. Как видим мои, выводы изложенные в статье «Как Путин и Медведев украинского батька съели» оказались пророческими и начали сбываться.

Что же делать дальше?

Я полагаю, что Россия должна пересмотреть свою газовую стратегию, нормализовать партнерские отношения с Белоруссией и Украиной и развивать газотранспортные проекты в рамках существующего газотранспортного комплекса. Этот путь в десятки раз менее затратен, а сама система более надежна чем те, которые пытаются построить. Укрепляя эту систему и развивая ее, Россия существенно увеличит свои возможности поставок и эти новые проекты, типа «Набукко» сами собой отпадут за ненадобностью и затратностью.

Мировая газовая война