УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Криминальная карта Украины, ч.2

Криминальная карта Украины, ч.2

Ни для кого не секрет, что криминал в нашей стране процветает полным ходом, развивается и эволюционирует. Работа для МВД и других силовых структур всегда найдется.

Мы продолжаем публикацию серии материалов, посвященных тому, что происходит в криминальной среде Украины. Напомним, в этой части расследования «Обозу» любезно согласился помочь известный телеведущий, полковник внутренних дел Константин Стогний.

С предыдущей частью нашего расследования можно ознакомиться здесь: Криминальная карта Украины.

«Бандиты из 90-х сейчас – это интеллигентные люди»

В 90-х годах ОПГ сильно влияли на различные экономические сферы. В частности, контролировали рынки, обкладывали данью предпринимателей и многое другое. Как с этим сейчас? Такая практика наблюдается?

Конечно же, наблюдается. Просто они изменили формат своего внешнего вида. Ушли малиновые пиджаки, бритые головы и т.д. Сейчас - это интеллигентные люди. Обычно в костюмах, в рубашках и в начищенных туфлях. Но о том, что рынки – это всегда лакомый кусочек для преступных сообществ, свидетельствуют постоянно происходящие на рынках перестрелки, разборки. Особенно Днепропетровск это сильно ощутил по переделу. Опять же постоянные поджоги – для того, чтобы можно было менять собственников на этой почве, и расчищать территории на этих рынках.

Поэтому преступные группировки просто переформатировались и стали внешне более цивилизованными. Но тем не менее они сохраняют свой контроль. В некоторых городах они из таких криминальных, «безбашенных» группировок превратились в более интеллигентные, легализировались и сделались нормальными учредителями. То время, когда из государственной собственности многое выдирали в свою собственность, закончилось.

Потом, они могут на платной, нормальной основе разрешать: кому торговать, а кому не торговать. У них уже нет такого силового выбивания денег из торгующих на этом рынке. Просто эти люди легализировались.

А стихийные рынки – конечно, они контролируются преступными сообществами. При этом с использованием в том числе и милиции, чтобы «выщемить» того или иного конкурента или покупателя с этого стихийного рынка. Это значит - испортить ему товар или силовым способом «поговорить». Либо же прислать милицию, которая будет постоянно одного и того же человека из сотен на этом рынке вылавливать, постоянно прессовать его и возбуждать уголовные дела.

«Рекет милиции мотивируется благими намерениями»

Ни для кого не секрет, что любая бабушка, которая стихийно торгует, платит дань милиционерам. Милиция работает сообща с преступными сообществами? Или поборы накладываются на поборы?

Системы и схемы… Мы занимались выявлением таких недобросовестных правоохранителей, которые занимались поборами вместо своей законной деятельности. Но схемы очень разные, и всегда по-разному применяются. Есть систематизированные вещи, которые делятся между службами милиции. Мы часто видим, как вдоль автодорог появляются киоски и стихийная продажа. Или машины грузовые со строительными всякими материалами стоят. Бывает, они загораживают полдороги. И тем не менее, если, допустим, бабушка выйдет с семечками или с пачкой сигарет, то ее сразу же в течение часа убирали с дороги. То ли это машина патрульно-постовой службы, то ли ГАИ – говорили: что ж вы создаете аварийную ситуацию? Нехорошо – собирайте вещички. А через полтора километра стоят машины со строительными материалами, и к ним никто не подъезжает. И так годами. Можно проехаться по Окружной и увидеть эти стихийные рынки.

Везде разные формулы. В городах (обычно недалеко от основных рынков, за ее территорией) в выходные дни торговля выносится на улицу, так как не помещаются в самом рынка. И такие стихийные дорожки возникают и в центре города. Там уже более систематизировано, там одна и та же территории. То есть райотдел знает, что у него это уже традиционно перешло от одного начальника управления к следующему. И туда специально ездят люди и занимаются этими сборами с людей, которые позволяют им существовать.

Но тут двояко получается. Винить людей, которым негде и они не могут иначе, потому что им здесь дешевле это делать? И милиция это так и аргументирует, когда их спрашивает, к примеру, глава администрации или журналисты: разве вы не знаете, что на этом рынке…? Милиция мотивирует это благими намерениями. А с другой стороны, если звеньевой не соберет с людей, которые стоят на рынке, то, конечно же, проводится спецоперация, и тогда эти люди попадают в жесткие условия нашего закона. То есть, с одной стороны, можно аргументировать это таким вот «гуманным» отношением милиции, но это значит, что рынок просто платит на этой территории.

- Но гуманное отношение равнозначно коррупции…

- Это не равнозначно – это и есть коррупция органов внутренних дел.

«Правоохранительные органы вытеснили преступные группировки и не собираются с ними делиться деньгами»

- А вот как раньше было, наезды бритоголовых ребят... Вы сказали, что сейчас они переформатировались в более интеллигентный вид и собирают дань с определенных предпринимателей. Если предприниматель отказывается платить, чем это для него чревато?

- Нет уже таких. Они уже отошли. Заменяют их правоохранительные органы. Они контролируют эту ситуацию. Поэтому для того, что бы разобраться с человеком, который не платит в стихийной торговле, можно использовать силу закона, и не нужно присылать каких-то там бритоголовых. Бритоголовые и криминальные сообщества больше контролируют криминальный промысел и криминальный бизнес: наркопритоны, угнанные автомобили, кражи и т.д. Вот именно в этих сферах преступные сообщества между собой разбираются. А что касается рынков, то тут правоохранительные органы вытеснили собой преступные группировки и не собираются с ними делиться деньгами.

- А как насчет бизнеса, крупного и среднего?

- Смотря на какие деньги создавался это бизнес. Если под него давались определенные деньги, когда был переизбыток средств у криминальных группировок, и основа этого бизнеса криминальная, то, естественно, он живет и развивается в законах криминальных. Единственный выход – это опять передел, стрельба. Уход от патронажа криминального – только криминальным путем. Другого нет пути, если бизнес создавался на криминальные деньги.

Если это законный и нормальный бизнес, то преступные группировки стараются не заходить на эту территорию. Потому что в нынешних условиях правоохранительные органы с преступниками не собираются делиться деньгами, которые могут получать с этого бизнеса. Потому что любой бизнес при нечетком, размытом законодательстве может быть контролируем, но здесь он контролируется государством. А "бритоголовые" заходят только на те территории, где они могут спокойно чувствовать. К примеру, если знают, что в компании есть нарушения законов, они могут себя чувствовать спокойно, потому что знают, что заявления не будет. Например, если имеются склады с контрабандной техникой, то на эти склады, на эти компании, как это было в 90-х годах, периодически совершают «наезды» криминальные группировки. И знают, что если они вынесут эту оргтехнику, то все равно хозяева компании не будут никуда заявлять, потому что не смогут нормально пояснить, откуда у них эта техника взялась. Там, где есть криминальные условия создания бизнеса – там есть криминальный контроль этого бизнеса.

«Все коррупционные скандалы на высшем уровне у нас заканчивались ничем»

- Вы сказали, что ОПГ курируют криминальный бизнес, в частности наркоторговлю, проституцию…

- Ну, это отморозки, которые «безбашенные». Потому что ОПГ может состоять и из чиновников…

- Я собственно, к чему и веду. Сейчас часто задерживают правоохранителей…

- Да, это организованные преступные группы, но уже не эти «беспредельные», которые с битами приезжали и силовым способом отбирали. А сейчас просто используют властное положение. Фактически, та же коррупция. Взятки, вымогательство, угрозы, шантаж – это обычный набор ОПГ, которые состоят из государственных служащих и из чиновников. Уровень этой коррупции, по данным СНБО очень высокий. Например, сейчас мы наблюдаем спад по задержанию госчиновников-коррупционеров на 95%. Фактически борьба остановилась.

Раньше Президент призывал бороться с коррупцией. Раньше с его стороны хотя бы были попытки что-то делать, а сейчас такое впечатление, что у него просто опустились руки, и он уже ничего не говорит. Ну, может сказать: надо побороться с коррупцией. Больше уже об этом никто не говорит, и все коррупционные скандалы на высшем уровне у нас заканчивались и заканчиваются ничем. Назывались разные обвинения, и взятки министрам давали. Известный скандал, когда Зинченко был госсекретарем – он говорил о коррупции в высших эшелонах власти, называл фамилии, но все это заканчивалось ничем. Даже нормальных расследований никогда не проводилось. Это давало людям почву вести себя точно так же, как им дали повод думать.

Поэтому вот такие преступные группировки из чиновников на данный момент очень сильно расплодились, и, что самое страшное – общество уже привыкает к этим группировкам. По статистике, 40 % людей, обращаясь в суд, заранее уже подразумевают, что необходимое решение они купят себе за деньги. Они смиряются. Они вынуждены жить по этим правилам. Пусть будут любые правила…

Люди понимают, что с коррупцией никто ничего не хочет делать, а жить-то надо сейчас. И поэтому они пытаются приспособиться под эту коррупционную схему, поэтому все общество фактически задействовано в коррупции.

На сегодняшний день, по данным МВД, в Украине всего зарегистрировано 345 ОПГ – эта цифра спорная и многие эксперты говорят, что реальное количество ОПГ – более 450. При этом «Обозреватель», пообщавшись с различными правоохранителями, ни от одного из них не услышал конкретных названий ОПГ. Этому тоже есть свое объяснение: в криминальной среде произошло смешение властных структур и собственно криминала.

345ОПГ – это серьезная цифра. К примеру, в России все гораздо проще – есть несколько крупных преступных кланов, которые всем известны, и которые делят между собой сферы влияния.

«Обозреватель» предлагает вашему вниманию криминальную карту Украины.

кликните для увеличения

кликните для увеличения

В следующих частях нашего расследования мы постараемся восполнить недостатки данной карты. Также мы более детально разберем тему «воров в законе» на территории Украины и приведем интересные мнения уважаемых экспертов и правоохранителей.

Продолжение читайте в пятницу, 13 ноября...