Нацсовет в игноре

Нацсовет в игноре

Гора родила такую себе полумышь. Нас усиленно пугали отключением российских каналов, на теме пиарились политики, аналитики, собратья по перу и просто трамвайные болтуны. Организовали даже сбор «писем телезрителей» в адрес Нацсовета по телевидению и радиовещанию. И что же? Настало 1 ноября и выяснилось: российские каналы не исчезли из наших телеящиков.

Видео дня

Областные операторы не слишком торопятся выполнять скандальные требования Нацсовета. Начинается период «серого» вещания этих каналов. Некоторые ждут, когда им сделают очередное стотысячное предупреждение. Другие подают в суд иски, рассчитывая потянуть месяц-другой, а то и полгода. Ведь суды у нас, как известно, самые неподкупные в мире, особенно региональные.

Судебный путь в борьбе кабельных операторов за свою правоту – пожалуй, наиболее резонный в государстве, усиленно декларирующем свою европейскость. Но как раз в наших условиях толк от судебной волокиты может быть временный. Тактический успех для перегруппировки сил. Потому что дело идет к выборам – если не парламентским, то к президентским уж точно. Потому что владельцы крупных телеканалов поставили перед собой задачу выжить конкурентов из медийного телепространства, и от своего решения не отступятся. Потому что если Президент уж «уперся рогом», то дело для «подпольщиков» раньше или позже «запахнет керосином». И тем не менее…

Решение Нацсовета, как мы знаем, спорно во многих моментах. От чисто политических до сугубо юридических: оно не было непечатно в газете «Урядовий курьер», на что ссылается целый ряд непокорных компаний. Однако мы-то знаем: формальности в Украине почти всегда отступают перед «революционной целесообразностью». И потому гораздо более понятным выглядят объяснения крупнейшего работающего в Киеве кабельного оператора «Воля-кабель» о том, что ведутся переговоры с Нацсоветом. Раз они ведутся, значит есть, о чем торговаться. Вполне возможно, что в регионах ждут, чем все закончится и как выкрутится (или нет) «столичная штучка».

Несмотря на то, что явочное отключение российских телеканалов (в их числе, напомним, Рен-ТВ, Первый канал, Всемирная сеть, РТР, ТВЦ-международный и TVCI) уже имело место в октябре, к примеру, в том же Запорожье, сейчас в городе руководство местной кабельной компании открыто заявляют, что не хотят иметь проблем с местными властями и потому вещание продолжается. В Одессе трансляция также идет в прежнем объеме. Но наиболее интересная ситуация складывается в Крыму. Тамошнее нежелание отключать российские телеканалы имеет явно политический характер.

По словам председателя горсовета Севастополя Валерия Саратова, открыто выступающего против политик Киева во всех «националистических» и похожих на них вопросах, «решение Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию от 1 октября … грубо нарушают и ограничивают права жителей - членов территориальной громады города Севастополя, могут привести к росту социальной напряженности и провоцировать общество к расколу по национальному и языковому признаку». Далее севастопольский градоначальник сообщил, что подал на решение Нацсовета в суд.

Горсовет Севастополя также призвал местных кабельщиков не отключать российские каналы. На состоявшейся накануне судьбоносного 1 ноября сессии было принято решение о «свободном и беспошлинном размещении спутниковых ретрансляторов как альтернативы кабельной телекоммуникационной сети».

В других частях Юго-Востока Украины ситуация практически аналогична. Кто-то саботирует решение молча, кто-то уповает на суд, кто-то вступает в политическую борьбу и наоборот, «светится» перед соответствующими киевскими инстанциями. В Донецке, к примеру, большинство кабельных телекомпаний не предпринимали никаких попыток прекращения ретрансляции российских каналов на протяжении всего октября, и продолжают вещать в том же объеме. В столице Донбасса тоже ссылаются на отсутствие четкого законодательного оформления решения Нацсовета: провайдерам не были разосланы официальные предписания о прекращении трансляции. В то же время здесь не исключают, что будут выполнять решение Нацсовета, однако постепенно. При этом местные провайдеры опять-таки собираются обращаться в суд.

Всего в Донецке насчитывается 14 провайдеров. При этом только «ИВК Донбасс», являющийся крупнейшим местным провайдером (примерно 30% рынка кабельных услуг), уведомил своих зрителей о выполнении предписания Нацсовета. Тем временем донецкий горсовет, известный своими не менее скандальными решениями, нежели севастопольский, также готов протестовать в суде против отключения российских каналов. В самом городе поднялся спрос на спутниковые тарелки. Впрочем, такой процесс наблюдается по всей юго-восточной и отчасти центральной Украине.

Весь октябрь жесткими заявлениями обменивались МИД Украины и России. Несколько дней назад по сути дела высказался министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев. «Мы прекрасно знаем, что ни на BBC, ни на CNN, ни на EuroNews, который, кстати, вещает в Украине на русском языке, подобные претензии не распространяются», - подчеркнул он. При этом он напомнил, что существует соглашение о сотрудничестве между Украиной и Россией в области телевидения и радиовещания, подписанное 23 декабря 2000 года, предусматривающее трансляцию в Украине программ российских телерадиовещательных компаний.

К слову, еще 21 октября в Нацсовете заявили, что решение по вопросам телевидения и радиовещания относительно прекращения ретрансляции в кабельных сетях неадаптированных к украинскому законодательству программ не касаются исключительно российских компаний. При этом никакие иные телеканалы, кроме российских, не назывались, так что, при формальном соблюдении принципа «закон один для всех», в практическом применении Нацсовет сложно упрекнуть в какой-либо «разновекторности». Тем более что решение касается всех телеканалов, которые транслируют свои программы не из стран Евросоюза. Формально под действие указа, в таком случае, попадают, к примеру, и грузинские каналы в Украине. Но кто их тут смотрит при грузинском языке вещания? Немного желающих у нас смотреть и белорусские каналы. Наконец, под решение Нацсовет попали и телеканалы израильские, однако, думается, за последние можно не беспокоиться: заинтересованные стороны проблему решат. Снова-таки, сколько людей в Украине смотрели телепограммы напрямую из Израиля?

Как уже говорилось, в случае с запретом российского телеэфира политика идет рука об руку с экономикой. И если для Ющенко, в первую очередь, важно максимально урезать трансляцию критического шквала о нынешней Украине, себе лично, и, тем более, прекратить наметившийся в российском эфире пиар Тимошенко, то для олигархов, владеющих крупными медиа-активами, важно тем самым задавить региональных конкурентов. Если Гаранта, в первую очередь, не устраивают новости и всякого рода московские ток-шоу и аналитические передачи, неизменно макающие послереволюционную Украину в грязь, то для медиа-магнатов гораздо существеннее – конкуренция в области трансляции бесконечных российских телесериалов и шоу-программ. Недаром Нацсовет приводил в качестве аргумента трансляцию "Евровидения" российским Первым каналом. Конкуренция должна быть ликвидирована, и если это можно сделать под политическим соусом, поданным на стол Президенту, то почему бы и нет?

Сами российские каналы, конечно, мягко говоря, не безгрешны. И дело даже не в их очевидной заангажированности. Реклама российской продукции, алкоголя и сигарет льется в глаза украинским телезрителям без всякого фильтра. И без отчислений в украинскую казну. Такой поток проходящих мимо денег очень раздражает Нацсовет. Их задача – лицензировать и разрешать, а тут из-под носа регулярно уплывает жирнейший кус. И потому они тоже будут до конца лоббировать свои интересы.

Тем временем наиболее дальновидные украинские кабельные провайдеры уже начали переговоры с российскими каналами на предмет получения последними украинской лицензии. Соответственно, россиянам нужно будет выложить соответствующую сумму в кассу Нацсовета. Для России это, с финансовой точки зрения, не так уж и «напряжно» для тамошних гигантских медиа-холдингов. С сугубо же политической точки зрения выигрыш россиян по сути – возвращение в эфир – нивелируется проигрышем по факту – украинизацией их вещания. Смогут ли в Москве пережить такой «позор»?

Серая война за украинский эфир прошла свою переломную точку, но не собирается затухать. Внешнеполитические ведомства России и Украины делают откровенные и жесткие заявления, «убеждая убежденных». Все равно российской и пророссийской аудитории ясно, что в Украине наступили «бандеровская цензура», а национально сознательные четко знают: информационная война с Россией в эфире должна быть выиграна, и 1 ноября начался ее «последний и решительный бой».

В «решительном бою», однако, не страдают каналы, показывающие отнюдь не политическую, но тем не менее настолько же неадаптированную продукцию. Ночные эротические каналы спокойно «гуляют» по эфиру. Еще 25 российских каналов пока находятся в подвешенном состоянии – разборки с «большими мальчиками» позволяют «малышам», в основном, развлекательным каналам, спокойно транслировать свой продукт украинскому потребителю. Олигархов ночная русская эротика не очень волнует. Тем более примерного семьянина Ющенко. Для него страшнее политического порно, чем Тимошенко с Путиным и Медведевым, ныне невозможно представить.

Нацсовет в игноре