УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кому кризис, кому – отец родной. Выборы заторможены?

Кому кризис, кому – отец родной. Выборы заторможены?

С момента оглашения досрочной кампании прошло больше трех недель. Выборами и не пахнет. Борьба всех против всех продолжается. Но векторы ее поменялись.

Вектор первый: президентский. Когда ждать второго указа?

Инициатор идеи перевыборов заметно к ней охладел. Не то чтобы Ющенко вовсе «сливает» кампанию, но гиперусилий для ее проведения прикладывать больше не станет. В ближайшее время точно. Получится – хорошо, нет – не очень-то, мол, и хотелось.

Для разрешения ключевой задачи – устранения Тимошенко – существуют иные способы. На Банковой и в ПР их знают миллион. Но окончательно ни один согласовать не могут. Хотя действия самого премьера в последнее время облегчают труд ее оппонентов.

К тому же очередные внеочередные для самого гаранта сопряжены со слишком большим количеством рисков.

В начале недели он обронил в узком кругу:

- Хай іде, як іде – я не втручатимусь.

Позже повторил то же самое в процессе уточнения положений «антикризисного законопроекта». Свидетелей тому было немало: Шлапак, Пинзеник, Яценюк, многие другие.

Логично – фраза стала достоянием СМИ. Для чего, собственно, и произносилась.

Дальше события развивались согласно выработанному плану.

За формирование повестки дня в Раде велись долгие и затяжные бои. В итоге «избирательный» «пакет» отодвинули на второй план «антикризисным». Что достаточно красноречиво свидетельствует о приоритетах спикера и Президента. Точнее так: о приоритетах президента, временным выразителем которых является спикер. Временным, потому что вынужденным.

Получив третий номер в избирательном блоке Ющенко, Яценюк, тем самым, укрепил свой, было пошатнувшийся, статус «человека Банковой». С анонсированием собственной политсилы он малость поспешил, однако работы над ее созданием не прекращает. И чем позже состоятся перевыборы Рады, тем больше шансов: Арсений Петрович сыграет самостоятельную игру.

Соблюсти правила юридического приличия несложно: пакет уставных и регистрационных документов партий, де-юре существующих более года, но не действующих де-факто, – один из самых ходовых товаров черного рынка. Как уже писал «Обоз», стоимость подобного «пакета» колеблется от трех сотен тысяч долларов до полумиллиона евро.

Успех игры во многом зависит от нынешнего его позиционирования. После развала коалиции Яценюк написал заявление об отставке. Спикерские полномочия он выполняет до сих пор. И ничего не указывает на то, что он в обозримом будущем их таки сложит, равно как и на то, что сидящие в зале заставят его это сделать.

Приостанавливая указ №911, Ющенко позволил Раде трудиться два дня. Она работает уже вторую неделю. И сколько будет работать еще – неизвестно. Соответственно и вопрос о замене спикера пока не стоит. А цена его кресла, несомненно, возрастает. Сегодня, однако, Виктор Андреевич едва ли не больше остальных заинтересован в сохранности Арсения Петровича в президиуме. За неимением единодушия в собственной фракции он – главная его поддержка и опора «под куполом».

Впрочем, в том, что выборы таки состоятся, сомнений нет. Если Ющенко передумал, это еще ничего не значит – остальных-то он уже взбудоражил! Особенно ПР. На фоне общего бардака рейтинги бело-голубой силы в целом и Януковича в частности стремительно поползли вверх. Да и БЮТ, который лбом бьется, чтобы их не было, штабы тоже не сворачивает. Наоборот.

Самая высокая мотивация у президентского крыла «Нашей Украины». Фактически на «развод» с прочими «оранжевыми» Виктор Андреевич подтолкнул их в обмен на гарантии будущего депутатства. Пусть в новой Раде «майданный» отряд будет не столь многочисленным, зато надежным.

Вопрос лишь в том, когда состоятся элекции. Временной лимит невелик. Оптимальный и наиболее реальный срок – конец февраля - март. Крайний – май. За полгода до старта президентской проводить любые другие электоральные гонки закон запрещает.

Вектор второй: бизнесовый. Ахметов: «Я не знаю, сколько потерял»

Причины апатичности, напавшей на гаранта, просты. Основные - его собственные низкие рейтинги, отсутствие единой команды (особенно после размолвки с Балогой), боязнь ставить на нескольких игроков одновременно (НУ-НС и ЕЦ) из-за опасения проиграть - перечислялись не раз.

Дополнительной стали явные трудности с финансированием. Актуальные, впрочем, для всех ключевых игроков.

- Сколько вы уже потеряли? – справился «Обоз» у самого богатого человека страны, когда кризис, только вошедший в силу, особо зверствовал.

- Ну, никто еще не считал, - уклончиво ответил Ахметов.

- Все-таки?

- Многое зависит от правительства. Они должны сделать вот что: … - принялся он перечислять способы решения проблемы.

Через пару дней в эфире одной из телепередач впервые появился Тарута.

- Во, чувак, обеднел совсем, уже экспертом в телик ходит, хохмила тусовка.

Совладелец ИСД, близкий друг Президента, посредством телевизора озвучивал Виктору Андреевичу похожие рецепты.

Что уж говорить о бизнесменах калибром поменьше. Все, как один, они жалуются на колоссальные убытки и сокращают штат. Хотя на самом деле в истинном «минусе» единицы. Остальные просто привыкли к сверхприбылям, получение которых было возможно из-за странных перекосов отечественной экономики, вышедшей к стадии сверхприбылей из стадии первичного накопления капитала.

Рецепт коллективного спасения страждущих на самом деле прост. Достаточно объединиться и прижать Ющенко с Тимошенко к стенке. В конце концов бизнес, инвестирующий в политику, тоже имеет право голоса. Что важно не для самих даже предпринимателей, сколько – тысяч рабочих, занятых на их заводах и фабриках.

Особо совет актуален для спонсоров БЮТ. На прошлой неделе они активно роптали. Правда, не очень громко. Прежде всего те, кто удосужился обменять свои кровные на депутатский мандат.

Основная причина недовольства – содержание «антикризисных» мер, предложенных правительством. Во-первых, финансовые «столпы» блока (за исключением, пожалуй, Сергея Буряка, присутствовавшего на «совещании экономической элиты» в клубе Кабмина), к их разработке не привлекались. Во-вторых, реализация этих инициатив «в чистом виде» сильно вредила их интересам.

- «Мама» (так называют Тимошенко соратники. - С.К.) – экономист, но иногда, мне кажется, она просто блондинка. В смысле не понимает, что делает. От того, что они с Пинзеником придумали – толку никакого, сплошной убыток. Я пошел во власть и помогал Тимошенко для того, чтобы богатеть, а не для того, чтоб она меня по миру пустила! – пожаловался «Обозу» один из депутатов-«спонсоров» из группы Губского.

- Пинзеник в Кабмине – плохая примета! Сколько он рулил экономикой – столько в стране инфляция прыгала. Помнишь, в прошлый раз у него табличка висела на двери: «денег нет и не будет»?! - посмеивался его коллега, работавший с Виктором Михайловичем в первом постреволюционном Кабмине. – Вообще, кризис – понятие относительное. Ты чувствуешь его, когда он касается тебя напрямую. Когда Тимошенко поймет, что в стране кризис? Когда у нее самой в холодильнике мышь повесится!

Поразительное смирение «сердечного» бизнеса объясняется исключительно боязнью «пролететь» на досрочных.

- Столько на нее пахать... а если завтра – выборы, а она кинет?

Из массы недовольных публично возмутиться осмелился лишь несостоявшийся министр транспорта Васадзе. Однако его протест против повышения автомобильных акцизов остался гласом вопиющего в пустыне.

- Наши бизнесмены сегодня сами по себе. Что у нас на них сегодня завязано? Что завязано на Васадзе? Что завязано на Жеваго? И где он вообще, кстати? А Буряк… Ну, Буряк, по-моему, отлично себя чувствует, - удивился один из спикеров БЮТ Писаренко.

- Но они же Тимошенко деньги не за «спасибо» давали! – удивилась я.

- Ну и что, что давали? – Писаренко удивился не меньше. Мол, мало ли, кто что давал.

Вектор третий: БЮТ. Внутрипартийный кризис – явление заразное

Проблему можно не замечать – масштаб ее от этого не уменьшится. «Внутренний раскол» сегодня есть уже не только в НСНУ и ПР, но уже и в БЮТ. Судя по всему, это заразно.

Тимошенко по-прежнему делает все, чтобы выборов не было. Рядовые ее «воины света» утверждаются в мысли: ротация Рады не так уж бесполезна. Тем более, если Президент уже как бы не очень «за».

Окончательно на попятную он, конечно, не пойдет.

Иначе:

а) выставит дураком не только себя, но и всех, кто его в этом поддержал;

б) сделает слишком большой подарок Тимошенко;

в) сузит поле для последующего маневра.

Тем более, что нынешними маневрами он навредил себе не меньше, чем навредила себе Тимошенко. Запад (причем не только через явных симпатиков Юлии Владимировны типа Ханы Северинсен) ясно дал понять: политическая нестабильность страны вредит ее интеграционным перспективам. Виктор Андреевич, всегда позиционировавшийся главным «интегратором», забил гол в собственные ворота. Попутно – спровоцировал РФ на угрозы введения визового режима.

Юлия Владимировна, заявив о сворачивании социальных программ и выплат, тоже подорвала имидж защитницы и благодетельницы обездоленных.

Так что в плане добровольно нанесенных увечий Ющенко с Тимошенко квиты. При этом премьер продолжает уговаривать Президента вовсе отказаться от плана №911. Логично – получает прямо противоположный результат. Очередная попытка предпринималась в ходе последней их встречи. Единственная подробность, известная «Обозу» наверняка, – состоялась она в начале недели.

Вектор четвертый: стратегический. «Янукович сказал: выборы будут!»

Противление Юлии Владимировны основано на нежелании расставаться с насиженным местом. Ее можно понять: вернуться в Кабмин до 2010-го шансы невелики.

Большинство ее советников, также – «депутатов света», позитивов в этом видят больше, чем негативов.

Общее резюме таково: ситуация хреновая и из Кабмина надо валить. Срочно валить.

- Но разве «мама» слушает?! Она просто не представляет, какие могут быть ужасные последствия, - говорят БЮТвцы.

- Население не связывает кризис с действиями правительства, - отвечает за всех Портнов.

- Всю вину валят на Ющенко, у него поддержка в 4%, - кивает Писаренко.

- Ничего-ничего, вот скоро голодные шахтеры придут под Кабмин, тогда посмотрим! Это ей не проплаченные Майданы! Вот ее и вынесут оттуда вперед ногами, - зло парирует Колесников.

- Придут – замечательно! Она их пригласит в колонный зал правительства, чаем напоит, выслушает. Шахтеры останутся довольны и скажут: «какая замечательная женщина!» - не сдается Писаренко.

- Наша главная задача – не отпускать Юлю с должности, - спокойно рассуждает Кивалов.

- Но ведь она никуда не уходит, - напоминаю я.

- Уйти уметь надо! Считай: она сама себя уничтожает сейчас.

- И даже выборы будут? – сознательно провоцирует «Обоз».

- Конечно! – недоумевает экс-глава ЦИК. - Янукович четко сказал: будут. Значит, будут!

- Вы готовитесь?

- Очень активно. Депутаты поделили округа, работают. Фактически мы использовали принцип «открытых списков». Вот, допустим, за мной – два района Одессы: центральный и один спальный.

- Вы же сами говорили: нельзя выборы проводить без изменения в закон. А проект Лукаш провален.

- Подумаешь, так проведем. Что там было у Лукаш? Про явку? В последние годы явка всегда составляла выше 50%, и сейчас так будет.

Компетентность Кивалова во всем, что касается выборов, сомнений не вызывает, однако без коррекции определенных актов все равно не обойтись. Не говоря уже о необходимости выделения средств.

Президент новых ориентиров не скрывает. С начала недели он повел с депутатами долгий и печальный торг. Сначала: законодательная база, потом – указ. В результате – ни того, ни другого.

«Третьим» стало вяленькое возобновление кривотолков о создании «широкой коалиции».

- Выполняется операция «принуждение ПР к миру». То есть мы их убеждаем, чтоб они, отказавшись от всех ультиматумов, снова сели с нами за стол переговоров, чтоб объединиться. Тем более все необходимое - договор, соглашение - давным-давно подготовлено, - рассказал «Обозу» источник в БЮТ.

Косвенное подтверждение его слов: аналогичные высказывания неожиданно вынырнувшего из подполья Клюева. Нырнул он туда, как известно, после того, как сближение ПР и БЮТ провалилось. Всех собак Янукович повесил на Андрея Петровича – главного куратора процесса.

Группа Ахметова-Колесникова, на дух не переносящая Клюева, несказанно этому обрадовалась. Нынешний маневр Андрея Петровича внятно прокомментировать они не могут – только злословят.

В качестве альтернативы предлагают Ющенко следующий, один из наиболее вероятных (среди массы прочих), сценарий «устранения» Тимошенко. Речь идет о кратковременном формировании технической коалиции.

Задача – обеспечить результативность всего трех голосований. Первое – вотум недоверия правительству. Второе – оформление новой коалиции, у которой, конечно, есть свой премьер. Что важно – технический, командированный в Кабмин до создания стабильного большинства по итогам выборов. Им может стать Азаров или, допустим, Ехануров, кто угодно. Точно – не Янукович. Принимать «на руки» гибнущую страну в канун 2010-го ему ни к чему. Третье волеизъявление: «все для выборов».

План довольно прост и, потенциально, эффективен. Риски:

а) «подножка» - процесс дележки квот в «техническом» правительстве;

б) требует железобетонных договоренностей Ющенко с Ахметовым.

Достигнуты ли подобные, известно только им двоим. «Обоз» достоверно знает лишь то, что, во время последнего визита гаранта в Донецк данная схема не обсуждалась.

Кому кризис, кому – отец родной. Выборы заторможены?