УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Вице-мэра Прилук руководить городом научила зона

2,8 т.
Вице-мэра Прилук руководить городом научила зона

Как только в стране приближаются выборы, у народа сразу возникает возможность узнать захватывающие подробности биографии тех, кто им правит. В 2004 украинцы узнали, что Виктор Янукович судимый, то ли за шапки, то еще за что-то. Вот и сейчас различные «доброжелатели» начали кампанию по ознакомлению прессы с тем, кто и где сидел.

Например в редакцию «Обозревателя» попали документы о семилетнем принудительном пребывании в республике Коми и других отдаленных местах вице-мэра города Прилуки Анатолия Литвиненко. Фигура эта конечно далеко не такая влиятельная, как Виктор Федорович, чтобы сходу брать информацию в разработку, но и пропустить сложно - ведь «подвиги» у вице-мэра куда круче.

«Обозревателю» было очень любопытно узнать, что такого сделал заместитель Прилуцкого головы по коммунальным вопросам 15 лет назад, чтоб загреметь за решетку на десять лет по обвинению в четырех статьях Уголовного кодекса Российской Федерации: умышленное убийство, порча имущества путем поджога или другим способом, которое могло привести к человеческим жертвам, злостное хулиганство и превышение власти и служебных полномочий. Еще интереснее, как, отсидев свой срок за пять лет, Литвиненко успел сменить гражданство, стать успешным бизнесменом и наконец вице-мэром города. Тем более интерес подогревал тот факт, что Литвиненко занял пост в мэрии по квоте БЮТ, а ведь Юлия Владимировна поболее других доставала Виктора Януковича за его «шапки».

Знакомые журналисты из Чернигова на подобные раздумья корреспондента «Обозревателя» ответили: «Ничего странного, Прилуки у нас называют украинским Чигаго. Ну, ты понимаешь: нефтяные скважины, газолин и все такое, город всегда славился бандитами».

Также «Обозреватель» выяснил, что наш герой еще и спортсмен: в свое время входил в сборную Советского союза по гандболу. Вот с такой интригующей информацией журналист «Обозревателя» приехал в «украинское Чикаго», где было договорено о встрече с вице-мэром с уголовным прошлым. Политик с биографией а-ля Янукович оказался внушительнее премьера – рост более двух метров и в плечах пошире. Такой может и ненароком убить, не то что умышленно. Правда, на роль бандита в кино Литвиненко не взяли бы - уж очень позитивное, даже добродушное лицо. Мирную картину встречи с «уголовником» в уютном городке украинской провинции дополняла собака хозяина – серебристый пудель, который всячески высказывал свое расположение гостю. Но, как известно, внешность бывает обманчива, да и не факт, что у злодеев обязательно должны быть собаки бойцовских пород. Правда, изначально негативное впечатление с течением разговора начало улетучиваться. Ничто не выдавало в собеседнике вчерашнего зэка, ни манера говорить, ни внешний вид. «Блатной язык, конечно, знаю, но не пользуюсь и наколки у меня нет ни одной», - смеясь похвастался Анатолий Богданович. В общем, отсутствием харизмы сей политик не страдает.

Наш разговор он сразу начал с признания: «Да это правда. Я действительно отсидел семь с половиной лет, по статьям, которые перечислены в анонимке, которую вам прислали». И даже предоставил «Обозревателю» приговор Суровитинского районного суда Волгоградской области, чтобы удовлетворить любопытство «Обозревателя» на тему, что ж такого нужно было сделать, чтобы получить такой букет статей.

Правда от себя Литвиненко добавил, что он считает почти все факты, изложенные в приговоре, сфальсифицированными, и рассказал свою версию того, что произошло почти пятнадцать лет назад.

Начнем с официального документа. В приговоре сказано, что судом установлены следующие факты: в 1991 году Литвиненко Анатолий Богданович, который занимал должность директора предприятия «Донское» в Волгоградской области, будучи в нетрезвом состоянии повздорил со своим подчиненным Гайдышевым, и когда тот стал угрожать ножом, приложил его по голове «тяжелым плоским предметом». Пытаясь затереть следы преступления Литвиненко вместе со своим заместителем Савицким, который впоследствии дал показания против шефа, поместили тело Гайдышева в его «Жигули» и инсценировали аварию, предварительно облив труп бензином. Суд признал Литвиненко виновным в предумышленном убийстве ст. 103, и в уничтожении имущества, то бишь «Жигулей».

Также в дело «пришили» методы воспитания директором Литвиненко работников свого предприятия. Например, водителю Камышеву, который украл краску и ушел в запой, он «снял трусы и отстегал електоропроводом малого кипятильника». За подобные действия Литвиненко был осужден по статье злостное хулиганство и превышение служебных полномочий.

Своей вины Анатолий Богданович не признал и рассказал «Обозревателю» свою версию произошедшего. По его словам, после того, как он попрощался со спортом, ему удалось быстро сделать карьеру бизнесмена. В Волгоградской области в начале девяностых он основал малое предприятие «Донское», которое занималось строительными и ремонтными работами по всей России. «На нас, как тогда было заведено, насела милиция. А я принципиально взяток не даю. Пришлось нам даже оформлять договор, по которому я платил милиционерам зарплату, покупал обмундирование, а также обеспечивать жильем и устраивать детей в садик, у меня даже сохранился этот договор». (Литвиненко показал его «Обозревателю»: очень любопытная бумажка, красноречивый осколок бурных девяностых годов). «Сначала мы платили, - продолжает Литвиненко, - потом я взбунтовался. После этого мне и подготовили сюрприз». Литвиненко рассказал, что в 1991 году разбился на машине главный инженер предприятия Гайдышев. По его словам, была сделана экспертиза, которая установила, что это было обыкновенное ДТП. «Но в 1993 милиция вдруг открыла дело об умышленном убийстве инженера. Моего зама Савицкого вдруг забрали в Ростовское СИЗО, там выбивали показания. Он признался во всем, в чем его просили, и за это в благодарность отсидел лишь полтора года», - рассказывает Литвиненко.

Единственное, с чем согласен Литвиненко в приговоре, то что подчиненных ему правда приходилось воспитывать. «Например, один угнал машину с предприятия, где-то разбил, потом появляется через месяц. А что с него возьмешь, пацаненок, у отца и матери - ни гроша. Ну, я взял его и отхлестал по заднице, это было в 89, чтобы больше так не поступал. В 93 мне это припомнили», - рассказывает Литвиненко.

Анатолий Богданович рассказал, что после отсидки в 2000 году приехал в Украину, подал бумаги на смену гражданства, где указал судимость. Родители дали 3 тысячи долларов деньгами, московские друзья помогли в производственных вопросах, стал в Прилуках производить стулья. Познакомился с руководителями штаба Юлии Тимошенко, на выборах отдал им под штаб свою квартиру, так как сам в это время переселился в частный дом. «После этого стал все больше заниматься партийными вопросами. На последних выборах заведовал агитацией. Работал очень активно, поэтому после победы партийцы предложили идти на должность заместителя мэра», - рассказывает Литвиненко.

Вот такая вот история в двух различных версиях приключилась с нынешним заместителем мэра Прилук. «Обозреватель» не рискнет делать тут свое заключение, потому что и по сей день на постсоветском пространстве сажают за решетку немало невиновных людей. С другой стороны, приговор суда выглядит довольно убедительным. Да, и не странно ли, что бизнесмен не смог откупиться от суда, а уж тем более, если факты преступления были сфальсифицированы?

Вопрос в другом: может ли человек с криминальным прошлым идти в политику. Пример Виктора Федоровича красноречиво доказывает, что может. И хотя у Федоровича - только «шапки», то еще не известно, какие скелеты в шкафах у доброй части украинского парламентского корпуса, а в случае с Литвиненко, по крайней мере, публично "засвечен" приговор суда, который Литвиненко публично признает. Это хоть честно.

С другой стороны, очень тревожно иметь во власти людей, подозреваемых в тяжких преступлениях или осужденных за умышленное убийство. Потому что, если переступил через человеческую жизнь раз, второй раз это сделать легче, а власть делает такого человека опасным уже не для конкретных индивидуумов, а для общины, общества, народа. Поэтому нормально, когда к людям с криминальным прошлым заведомо негативное отношение в обществе, и они просто не могут быть избранными во власть. В украинском государстве, к сожалению, подобный "предохранитель" отсутствует.

Литвиненко рассказал, что у него были сомнения, идти или не идти на должность. «Я понимал, что нельзя с такой биографией. Я консультировался с юристами. Они мне сказали: раз ты осужден в России, а затем сменил гражданство, то по законам Украины ты не судим. Я подумал: раз могу, почему бы не попробовать? Тем более, что я сейчас пытаюсь пересудить мое дело», - рассказывает Литвиненко.

Кстати, по его словам, должность заместителя мера по коммунальным вопросам он занял не случайно. Мол, имеет опыт в этой сфере, приобретенный в … зоне.

«Сидел в одной зоне на севере России. Лес там мы валили. А потом начальство зоны познакомилось с моим делом, и говорит: «Мы видим, что ты хороший хозяйственник, завтра приступаешь к обязанностям в поселке, там есть котельная, водонапорная башня, садики, школы... Чтобы все работало!" "Вот так я и пришел в коммуналку. Там, кстати, было тяжелее, 50 градусов мороза. Тут попроще, если б только не политическая возня», - рассказывает Литвиненко.

Вот где, оказывается, наших мэров надо учить вести коммунальное хозяйство – в зоне! «Обозреватель» рискнет предположить, что большинству киевлян такая идея пришлась бы по душе.

От криминального прошлого наш разговор с представителем власти в Прилуках перешел к политике. Вице-мэр рассказал, что распространение анонимок о его прошлом - дело рук его же коллег из БЮТ. Анатолий Богданович не стал называть имена, кому лично он мешает, но рассказал причину, и приподнял завесу над внутренней кухней БЮТ. По его словам, он не оправдывает надежды некоторых партийцев, как руководитель земельной комиссии. «С меня требовали лоббировать интересы своих. Мол, Петровичу дадим земельный участок, потому что он свой, а Иванову не дадим, потому что он не наш. А как же лозунги Тимошенко: все - «прозоро», все - на конкурс? У нас в Прилуках самая низкая аренда земли, но сколько этот вопрос ни выносился на сессию, мы так и не смогли поднять плату, не соглашались наши депутаты. Или вот пример, просто возмутительный. Московский меценат Юрий Коптев родом из Прилук и пытается что-то сделать для города. «Давайте, - говорит, - я дам денег на музей». А депутаты бойкотируют, причем свои же, потому, что у кого-то интерес на том земельном участке магазин поставить. Меценат согласен дать 400 тысяч на памятник Шевченко. Но вот беда, памятнику тоже нужна земля в центре города, а там у влиятельного депутата рекламный щит стоит, Шевченко встать некуда», - вот такие интересные подробности провинциальной политико-хозяйственной кухни рассказал Литвиненко.

Он добавил, что несколько дней назад из-за партийного шантажа прекратил свое членство в БЮТ. «В областном штабе начался на меня пресс. А все потому, что переплелись земельные интересы БЮТ и Партии регионов. Вот я написал заявление, пришел домой, выпил стакан водки. Собираюсь заканчивать политическую карьеру... Интересное это дело, только грязное и нехорошее», - добавил Литвиненко.

Вот такие «уникальные» политики встречаются в украинской провинции – в зоне выдержал семь лет, а в партии - лишь четыре. Ах, Анатолий Богданович, не в том регионе вы родились, и не в ту партию вступили, а то, смотри, с вашей-то биографией уже были бы как минимум кандидатом в народные депутаты!

А если серьезно, то наиболее интересное заключение из знакомства с Анатолием Литвиненко следующее: если для человека, осужденного за умышленное преступление, хлебнувшего зону со всеми ее отбросами общества, политика одного маленького городка «очень грязное дело», то что же думать о стране в целом?

Вам не становится тревожно за нее?

Вице-мэра Прилук руководить городом научила зона
Вице-мэра Прилук руководить городом научила зона