УкраїнськаУКР
русскийРУС

Поможем новому министру обороны в борьбе с коррупцией…

984
Поможем новому министру обороны в борьбе с коррупцией…

Жизнь нашей страны полна разительных контрастов. С одной стороны, из уст высокопоставленных государственных деятелей звучат вполне разумные и необходимые слова о насущных проблемах и путях их решения. Это же находит отражение в нормативно-правовых актах, принимаемых на разных уровнях. Вроде бы, как говорится все во имя, все для блага человека.

Видео дня

Отрезвление от радушных надежд на улучшение жизни наступает, когда начинаешь сопоставлять, как слова и директивы претворяются в жизнь. Обидно, что это относится и к военному ведомству.

Фото пресс-службы Министерства обороны

Как экс-министра обороны Анатолия Гриценко, так и нового «шефа» военного ведомства Юрия Еханурова лично трудно заподозрить в каких-либо махинациях и двуличии. Но вот только нет-нет, да и всплывают неприглядные факты и примеры недобросовестного исполнения чиновниками военного ведомства служебных директив и распоряжений, и, как следствие, очередное пятно появляется на репутации руководства военного ведомства. Ибо для простого обывателя именно руководство Минобороны отвечает в своем «хозяйстве» за все и за всех.

Победа над свинарниками?

В осуществляемых благодаря инициативам Анатолия Гриценко нововведениях в армии есть много рациональных вещей, ограждающих командиров частей от исполнения ими несвойственных задач, в том числе и от хозяйственной деятельности, которая по своей сути просто чужда военной службе. Одним из проявлений этого является проект привлечения коммерческих структур к обеспечению питания военнослужащих. Казалось бы, командиры должны радоваться, что им теперь не нужно переживать за заготовку овощей, работу поваров и наряда по столовой, поддержание соответствующего в ней порядка. И они радуются. Одни потому что действительно наконец-то получили возможность заниматься со 100% личного состава плановой боевой подготовкой, поскольку вышеназванные хозработы стали заботой фирм, выигравших соответствующий тендер. Другие потому, что реалии тендерных процедур сегодня пока таковы, что их победителями становятся зачастую не те, кто за приемлемую цену могут обеспечить наиболее качественное питание солдат, а дельцы, знающие «схемы решения вопросов». А поскольку «победителей не судят», после тендера жизнь течет своим чередом.

Фото пресс-службы Министерства обороны

За примерами далеко ходить не нужно. Не так давно довелось понаблюдать за работой столовой одного из военных городков на территории Яворовского общевойскового полигона. Столовой распоряжается частная фирма, победившая в тендере на обеспечение питания этой воинской части. Руководство фирмы питание прибывающих на занятия на этот полигон военнослужащих оценивает в 20 грн. в сутки (подтверждение нетрудно найти в соответствующих денежных ведомостях. — Авт.). Сумма по нынешнем меркам не ахти какая, но позволяет закупить на оптовых рынках качественные продукты, а главное в асортименте, соответствующего сезону. И все бы хорошо, но...

Взамен на стол ставится набор блюд, который предлагается из солдатского котла по нормам общевойскового пайка, имеющего стоимость в два раза ниже. По логике вещей, определенные должностные лица, призванные контролировать выполнение коммерсантами условий договора, должны были бы принять соответствующие меры. Но это по логике. А поскольку в действительности этого не происходит, то поневоле возникают мысли о «подводных течениях» их взаимоотношений, т.е. командира и коммерсанта. И подозрения начинают еще больше усиливаться, когда видишь военнослужащих срочной службы, колющих для бизнесменов дрова и обслуживающих полевую кухню, а не стреляющих на полигоне или обслуживающих боевую технику. И в моем понимании, извините, все это называется ныне очень модным словцом «коррупция», и кто-то за это должен отвечать…

Как известно, сегодня командирам воинских частей запрещено иметь подсобные хозяйства в виде свинарников и прочих элементов сельского хозяйства. Запрет вполне рационален, ибо разведение по современным технологиям тех же свиней требует больших затрат, времени, специалистов, которых не могут заменить прапорщик и несколько солдат, которых освобождают от прямых служебных обязанностей и приставляют присматривать за живностью.

Казалось бы, вопрос уже перестал быть актуальным. Но, путешествуя по живописным лесам Львовской области, удалось обнаружить продолжение темы, но уже, как говорится, «под другим соусом». У живописного озера, из которого рыба чуть ли не сама выпрыгивает, оборудованы места для всевозможного отдыха. Наблюдениям помешал сторож, который «вежливо» объяснил, что это собственность Львовского военного института, и «чужих сюда пускать не велено». На вопросы, к кому можно обратиться за правом доступа к дарам природы и когда здесь последний раз отдыхали курсанты или офицеры подразделений уважаемого военного института со своими семьями, ответа, естественно, не последовало…

Главное то, что хотя «налево» ходить и нельзя, но если очень захотеть, то можно. Поэтому вместо свинарника можно обзавестись «частным» озером, с которого можно поставлять рыбу к столу … (сами догадайтесь какому) и куда можно привозить высоких «гостей» из Киева и т.п.

Фото Дмитрия Богданова/«Обозреватель»

Борьба за недвижимость

Готов вступить в дискуссию с коллегами-журналистами, утверждающими, что вся военная недвижимость уже распродана за бесценок или разграблена. «Закрома» Родины еще не иссякли, впрочем, как и число желающих их уменьшить. Изменились лишь формы и способы увода престижной собственности военного ведомства в сторону…

За примерами далеко ходить не нужно. На уровне Кабмина при активном участии Министерства обороны и Министерства образования и науки решен вопрос создания на базе бывшего Васильковского военного училища авиационного колледжа Национального авиационного университета с одновременной передачей последнему соответствующей инфраструктуры. На первый взгляд, очень благородная идея, когда педагогические кадры и учебно-материальная база, другая инфраструктура смогут использоваться по назначению.

Вопросы появляются, когда начинаешь вникать в детали. Во-первых, в перечне переданного имущества указаны образцы учебной авиационный техники и средств обеспечения полетов, которые сняты с вооружения не только в нашей армии, но их уже и нет (или никогда не было) в других странах, для которых теоретически можно было готовить авиационные кадры. Например, истребитель-перехватчик Су-15. Зато все это «добро» размещено в добротных учебных корпусах, ангарах, учебном аэродроме и т.п., расположенных в столичном пригороде. Для будущего владельца важно получить всю эту инфраструктуру в собственность под предлогом подготовки студентов. Дальше все очень просто: имущество списывается (т.к. оно уже давно исчерпало все сроки службы), а здания и сооружения начинают использоваться для других целей (под складские помещения, сдаваться в аренду и т.п.).

Аналогичная судьба может ожидать и четырехэтажную казарму, вошедшую в список на передачу. Поскольку студенты колледжа вряд ли будут жить в казарменных условиях, то вначале здание можно будет реконструировать в общежитие. А можно и просто его перепрофилировать для использования в любых других целях. Зато при таком обилии «лишних» зданий этого военного городка, военнослужащие-женщины, обучающиеся в Объединенном учебном центре Воздушных Сил, вынуждены жить в палатах медицинского пункта из-за «отсутствия» возможностей их нормально разместить в общежитии.

Когда в прошлом году внутри военного ведомства начали раздаваться голоса, что в Васильковском гарнизоне есть сотни бесквартирных офицерских семей и сюда также переведены личный состав и техника сокращаемых учебных частей для формирования Объединенного учебного центра Воздушных сил, которые также нужно было размещать, последовала чисто военная команда: «Прекратить разговоры…».

Дабы не показаться голословным и не быть обвиненным в клевете, хочется предложить компетентным органам и всем заинтересованным проверить официальную переписку по данному вопросу как внутри Минобороны, так и между соответствующими министерствами и ведомствами (если, конечно, некоторые документы не оказались «случайно» утерянными).

Фото пресс-службы Министерства обороны

Армейское равноправие

Анатолия Гриценко СМИ вполне заслуженно уважают. Но иногда даже его действия противоречили его же словам и порою вызывали недоумение. Скажем, к числу несомненных достоинств Гриценко можно отнести ту бескомпромиссность, с которой он ведет борьбу со злоупотреблениями властью должностными лицами военного ведомства. Судя по сообщениям пресс-службы Минобороны, не проходило и недели, чтобы министр не подписал приказ о лишении воинского звания очередного проштрафившегося. Провинившиеся капитаны, майоры, подполковники караются безжалостно. И поделом! Нечего запускать руки в государственный карман!

А вот людей из ближайшего окружения Гриценко суровый меч закона если и касался, то по какой-то замысловатой касательной траектории. Так, еще в июле газета «Факты и комментарии» рассказала читателям о далеко не героических деяниях на посту первого заместителя министра обороны Вячеслава Кредисова. Из статьи выясняется, что, узнав о «шалостях» своего первого зама с имуществом и землями Минобороны, Гриценко «сурово» покарал провинившегося: предложил ему написать заявление с просьбой об увольнении по собственному желанию. Надо полагать, с сохранением высокого звания капитана запаса.

Или недавняя публикация на сайте «Обкома» о довольно своеобразных подходах при распределении жилья в Киевском гарнизоне, проявляемых заместителем министра обороны Владиславом Мари. На словах, ратуя за справедливость в этом щекотливом вопросе, бдительный полковник запаса Мари в этот раз «не заметил», что в числе тех, кто вне очереди получил ведомственное жилье в столице, оказался и его сын. Публикация в Интернете сыграла свою положительную роль: квартира была немедленно возвращена государству, хотя несостоявшийся хозяин даже успел практически закончить ее ремонт, потратив на это приличную сумму.

Или не менее занятная история с получением 3-х трехкомнатных квартир в разных городах Украины генерал-лейтенантом Владимиром Баталюком — инспектором Сухопутных войск Главной инспекции Министерства оборони Украины. Или канувшие в лету подробности сомнительных коммерческих операций с военными вертолетами бывшего командующего Сухопутных войск ВСУ генерала Фролова. И это только те факты, которые стали достоянием прессы. При всем различии в фабулах и деталях этих скандальных ситуаций, объединяет их то, что причастные к ним высокие должностные лица отделались легким испугом, хотя с их подчиненных за куда более скромные деяния обычно спрашивают со всей строгостью…

Мы живем в XXI веке и, честно говоря, неприятно слышать и видеть примеры отношения к людям времен крепостного права или отношения, больше присущие племенам экваториальной Африки, чем европейскому государству. Особенно, если есть возможность сравнить, как решаются аналогичные проблемы в армиях цивилизованных стран, где подобное невозможно просто по определению, ибо на желающих опровергнуть прописанные законом правила мгновенно наденут наручники, независимо от их званий и должностей. Хотя драматизировать ситуацию также не стоит, ибо подобное в нашей стране является лишь вопросом времени…