Бараны и коалиция. «Не хотим быть шестерками!"

Бараны и коалиция. «Не хотим быть шестерками!'

«По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом».

Двухнедельного блиц-крига из нового витка коалиционных переговоров не получилось. Сегодня, несмотря на появившийся, наконец, проект соглашения, учитывающий интересы всех сторон, переговорщики снова споткнулись. Причем, на сей раз, кажется, основательно, ибо вопрос стал, как ни странно, не за должностями, а (пардон за патетику) за принципами.

«И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути».

«Нашеукраинцы» не хотят быть в коалиции «шестерками», а «регионалы» не собираются уступать ни пяди завоеванной «земли» (не только и не столько кабминовской).

«Зачем нам в коалицию, в которой с нами никто не считается? Разве «регионы» считаются с Морозом и Симоненко? Да, кто они такие, Мороз и Симоненко? Ш-е-с-т-е-р-к-и! (по слогам звучит внушительнее, - С.К.). Мы шестерками быть не хотим», - бушевал в понедельник один из руководителей оранжевого блока.

Встревожились «нашеукраинцы» не на шутку, подтверждением чему – тон их публичной риторики. Обычно довольно сдержанные в комментариях Безсмертный, Кинах и Порошенко не стеснялись в официальных заявлениях.

Перед началом Согласительного совета Роман Петрович впервые признал – дела переговорщиков скверные, до консенсуса дальше, чем пешком до Китая, и надеятся вообщем-то не на что. От оптимистичных прогнозов Зварича, регулярно обещающего «свадьбу», не осталось и следа.

«То, что переговоры начаты, еще не означает, что мы соглашение подпишем», - как-то очень невесело резюмировал «Обозу» Анатолий Кинах. «В коалицию вступит либо вся «НУ», либо никто», - примерно в таком духе обращался к камерам Петр Порошенко.

«Вопрос стоит очень просто: если у нас будут реальные рычаги влияния на положение дел, мы входим в коалицию, не будет – не входим», - говорил наш собеседник из числа предводителей НУ.

«Должностями тут не откупишься. Одна должность ничего не решает, две не решают, должен быть механизм. В «оранжевом» коалиционном договоре был пункт о Совете коалиции, позволяющий ему на определенных условиях блокировать спорные решения союзников. Теперь такого нет и не предвидится. Теперь они из нас шестерок хотят сделать!».

«Почему бы Президенту в это не вмешаться? Все ж быстрее бы получилось», - наивничала я.

«Причем тут Президент? Это дело исключительно внутрипарламентское», - последовал ответ.

«Черный брат ответил:

«Ме, вы в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Если я сойду с дороги!»

Словом, «нашеукраинцы» настроены весьма воинственно – пришел их черед выдвигать ультиматумы.

«Не захотят по-человечески договариваться, ну ее к черту, эту коалицию», - кинул на бегу другой «нашеукраинец», спрогнозировав таким образом дальнейшие отношение блока с ПР.

Получается, «собака смысла» зарыта в разделе Соглашения под названием «Регламент коалиции». «Оранжевые» настаивают на выписывании его сообразно положениям Универсала, «регионалы», конечно, двигают свои, куда более радикальные условия.

Уступать не хотят ни те, ни те. Ну, ни дать, ни взять, бараны!

«Да, конечно, ситуация для НУ не самая приятная, но, что им остается? Лицо-то надо сохранить! Принципы не могут быть предметом компромисса. За наши принципы тридцать миллионов проголосовали! У нас своя программа есть, и мы от нее отказываться не намерены!», - сказал на это один из предводителей ПР.

«А как же программа Президента «Десять шагов»? Янукович ведь публично обещал ее реализовывать».

«Не путай святое с праведным», - приблизительно таким был ответ.

«Они глубоко ошибаются, если думают, что, имея в активе президента, могут нам любые условия выдвигать. Коалиция, напомню, существует и прекрасно работает. По большему счету – без «Нашей Украины», - хитро улыбаясь, добавил «регионал».Вот только массовая экспансия «донов» во все абсолютно кадровые щели вызвала, не мудрено, громкое «фэ» не только «оранжистов», но всех, у кого еще не до конца атрофировалось чувство страха. Если «доны» сейчас так активничают, то что ж потом будет? И почему им никто не мешает? «А как помешаешь? Механизмы где?», - грустно заключил Порошенко. Утешает одно: «второе покорение Печерских холмов» - инициатива крыла Виктора Федоровича. Инициатива, которую Ринат Леонидович якобы не поощряет, но почему-то допускает. Впрочем, это уже вопросы их партийного раздрая, от которых остальным «смертным» пока никак не легче.

В том, что касается коалиции с ПР, НУ хочет быть «и дома, и замужем». «Давайте войдем, посмотрим, что будет, а потом, если чего - выйдем», - приблизительно в таком духе все чаще высказываются на закрытых совещаниях стратеги НУ, в частности Анатолий Матвиенко.

Трезвые умы НУ склоняются к варианту «золотой середины»: волынить с коалицией до тех пор, пока не выясниться степень успешности действующего правительства. В случае, если Кабмин окажется провальным – отозвать своих министров. Затем – начать коалиционные страдания «с чистого листа».

«Помотал один рогами,

Уперся другой ногами...

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти»

Юлия Тимошенко тем временем тоже, конечно, не бездействует. Напротив – напряженно трудится над созданием межфракционного оппозиционного объединения. Причем тематические переговоры ведет, как сама призналась, «со всеми депутатами», лукаво намекая на членов ПР. «Это тот случай, когда они хотят, но не могут», - разъяснила потом эксклюзивно «Обозу». Договариваться предпочитает «поштучно» и «в открытую». Так, отвечая на прямой вопрос, ЮВТ без лишних экивоков признала: в пятницу действительно проводила «рабочий ужин» с Винским, Катеринчуком, Гирныком, Поживановым, прочими «внутренними оппозиционерами» (преимущественно из НУ). Правда, численность соблазненных ею нардепов назвать затруднилась: «пока не сформирована окончательно правящая коалиция, рано говорить о формате оппозиции». Меж тем, «Наша Украина» спешно «предохраняется», «стращая» ПР перспективами своего раздела на две политсилы. Воплощение такого сценария было бы, безусловно, более эффектным и результативным, чем банальный раскол. Тогда одна часть «НУ» потонула бы в объятиях ПР, вторая – окопалась бы в оппозиционных окопах. Окопах, что важно, сепаратных от тимошенковских.

Кривотолки о создании на базе НУ новой партии оказались банальным информационным сливом, санкционированным СП. Дальше обсуждения теоретических возможностей такого хода, дело не пошло.

Да и на какой основе ваять партию? Из недовольных беспринципностью НСНУ, то есть Катеринчука, Кириленко, Стретовича, части «руховцев»? Но опереться на столь разношерстную компанию в столь деликатном деле Президент не может - это очевидно. Достаточно того, что и между собою они язык находят с очень большим трудом.

«Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана».

Упрямая несговорчивость «регионалов» способна таки обернуться против них самих. Будучи хозяевами положения, они, безусловно, могут оккупировать всю коалиционную скамью, отведя «нашеукраинцам» место «под лавкой». Но не считаться с главным «оранжевым козырем», собственно – Президентом, им все-таки не с руки. Ведь у Виктора Андреевича, даже после масштабной кастрации полномочий, осталось одно очень важное и действенное право – вето. Право вето на, допустим, закон о госбюджете. Право, которое он может применить «вдруг» в середине, этак, декабря. Тогда-то и поплывут вниз по реке тушки баранов, причем сплошь бело-голубые тушки. Ведь статьи главного финдокумента страны – слишком привлекательный кусочек для многих-многих бизнесменов от ПР. Последние в массе своей в Раду пришил, как известно, не политику делать, а деньги. И разочароваться в своих чаяниях им будет очень-очень неприятно. Кого потом утешишь объяснениями: дескать, предводители ПР не смогли договориться с «оранжистами» по каким-то там политическим вопросам?

Меж тем, если Президента со товарищи загнать в угол, этими своими «вето» он будет разбрасываться налево и направо. И преодолеть их коалициантам, если, конечно, их число не возрастет, не будет никакой реальной возможности.

Соня КОШКИНА