УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Под дамокловым мечом

735
Под дамокловым мечом

Пока «супертяжи» избирательной гонки – Партия регионов, «Наша Украина» и БЮТ, продолжают публично выяснять отношения на предмет, кто будет «центровым» буквально через полторы-две недельки, кто с кем и о чем тайно договаривается и пр., игроки поменьше также ведут бои в своих весовых категориях. В «среднем весе» выступают СПУ и НБЛ – партийные воплощения их лидеров Александра Мороза и Владимира Литвина.

Последняя неделя донельзя обострила отношения между политическими силами, каждая из которых претендует на «золотую акцию» в будущем составе парламента. У СПУ, и у НБЛ и Литвина лично были, по видимому, свои планы, как использовать оставшееся до голосования время для сокрушительного удара по противнику и с максимальной пользой для себя.

Этим объясняются нарочитые отказы «литвиновцев» от участия в теледебатах на 5-м канале с социалистами и требование выхода в «ринг» непременно с «Нашей Украиной» и Партией регионов (эфир, в конце концов, состоялся в заявленном формате СПУ-НБЛ, правда, без участия Владимира Литвина). Для этого спикер Литвин анонсировал чрезвычайную плодотворность последней недели работы парламента IV созыва – мол, планируем рассмотреть и принять не менее 400 законопроектов за четыре дня. Этим озабочены соратники и консультанты «фюрера» НБЛ, при каждом удобном случае напоминающие, что без ЭТОЙ политической силы никакое большинство в будущем парламенте невозможно, а ИХ лидер – лучшая кандидатура будущего премьера, «потому что компромиссный»…

К облегчению «литвиновцев», время обнародования всевозможных рейтингов и разговоров вокруг этой темы, закончилось. Заключительный аккорд в исполнении самого Литвина прозвучал на Житомирщине – родине спикера: мол, электоральные процессы – штука динамичная и непредсказуемая, поэтому «отличия будут, и существенные».

Теперь все в руках лидера НБЛ: в ближайшие десять дней главным в ковании дальнейшей судьбы ведомой им силы предстоит быть именно Литвину.

Так уж удачно совпало, что «человеком года-2005» в номинации «общественный лидер» стал именно Владимир Михайлович Литвин. Только «своя же» София Михайловна Ротару отказалась светиться с лидером на сцене во время вручения… а зачем спрашивается – и так все ясно.

Так уж получилось, что каким-то непостижимым образом в Интернет просочился «секретный» список поствыборного распределения должностей в видении «аналитиков блока Литвина» с «премьером Литвиным» во главе. Вполне возможно, что утечка произошла умышленно, так как члены команды НБЛ, немного повозмущавшись, только подтвердили – да, кандидат на эту должность должен быть «техничным и компромиссным, с задатками кризисного менеджера»... И не преминули ввернуть, что именно Литвин обладает непревзойденным «умением находить компромиссы, примирять непримиримое», именно он не вызовет отторжения ни у «оранжевого», ни у «синего» электората, и, к тому же, «лоялен к Президенту»… Отыграли таким образом и примиренческую тему, и скандальный список, который, возможно, сами же и вбросили в информационное пространство.

Даже личное неучастие Литвина в вышеупомянутых дебатах на 5-м, где присутствовали первые лица СПУ, также знаково: Литвин как бы пытался подчеркнуть, что не его это уровень, не о чем ему беседовать ни с Морозом, ни с Винским… Предупреждал же штаб, что Владимир Михалыч хочет Януковича или Еханурова!

«Он (то есть НБЛ) ни с кем не воюет, не борется, а предлагает свои подходы»,- впоследствии прокомментировал дискуссию в прямом эфире сам Литвин, подчеркнув, что «это был солидный разговор».

Но не могло же все продолжаться столь гладко, тем более, что кампания вступила в стадию максимального противостояния и жестокой борьбы: теоретики избирательных технологий утверждают, что основная масса всевозможных ударов по противнику приходится на последние недели, и даже последние дни избирательной кампании.

Литвин также ожидал информационного удара: он даже совершенно точно знал, куда именно он будет нанесен. Знал и боялся этого.

В Киеве опять появился майор Мельниченко со своими пленками. Он, по его собственному заявлению, не оставляет намерений «привлечь к ответственности высших должностных лиц Украины, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления». Одним из таких лиц является, по мнению Мельниченко, Владимир Литвин, пять лет назад руководивший Администрацией Президента. Именно его разговоры на «диване» у Кучмы намерен предать гласности Мельниченко – разговоры, которые, по мнению майора, доказывают причастность Литвина к убийству Георгия Гонгадзе.

Сам Литвин попытался упредить удар, несколько недель назад заявив, что за «сфабрикованным кассетным скандалом» и обвинениями в его адрес стоят «большие люди, мощные организации», но что «рано или поздно все станет очевидным».

Но майор, посетив Генпрокуратуру, явился также в парламент, где из ложи прессы наблюдал за происходящим в зале, а именно, за выступлением социалиста Николая Рудьковского, отказавшегося, несмотря на решение суда, извиниться перед Литвиным за обвинения в причастности к делам пятилетней давности.

«Убежден, Владимир Литвин подлежит криминальному преследованию и снятию с него депутатской неприкосновенности, поскольку все доказательства его причастности к преступлению содержаться в официальных материалах следственной комиссии Верховной Рады», - заявил Рудьковский с трибуны ВР.

А в одном из недавних интервью он подчеркнул, что «Владимир Михайлович оказался хорошим учеником Леонида Кучмы» и что «в своих политических шагах Литвин, как и Кучма, всегда руководствовался личными интересами».

Таким образом, накануне выборов вновь актуализировалась тема «тейпгейта» и «Гонгадзегейта», пять лет назад взорвавшая режим Кучмы изнутри. Сценариями, запущенными тогда оппозицией, были «Украина без Кучмы», направленная на дискредитацию известной персоны, и «расследование дела Гонгадзе и наказание виновных».

Как тот, так и другой сценарий, продолжает работать – в других форматах, с другими политическими «мишенями» и целями. Вовлечение Литвина в этот круговорот неслучайно: именно он должен заменить Леонида Кучму в роли «средоточия зла». Более того, именно он во всеуслышание назван подстрекателем убийства журналиста, причем, по сугубо личным мотивам.

«Вы же понимаете, что это глупость, - говорил он две недели назад на встрече со студентами Сумского университета. - Для меня этот вопрос уже не может быть неприятным… С 2000-го года в душе все выгорело… »

«Я надолго потерял покой, нормальный сон и очень тяжело переношу незаслуженную обиду, в результате чего у меня ухудшилось состояние здоровья…» - говорится в судебном иске Владимира Литвина к Николаю Рудьковскому.

Тем не менее, есть все основания полагать, что «Литвингейт» только начинается: посеянные еще летом 2004-го «всходы» компромата (впервые обвинения Литвину прозвучали именно тогда) «заколосятся», в аккурат, в последние дни перед днем голосования, а пик скандала придется на переговорный период непосредственно в парламенте.

Да, политика – весьма циничная вещь, и призрак Мельниченко еще долго будет бродить по кулуарам украинского политикума. Да, манипуляции моральными аспектами трагедии, судя по всему, будут продолжаться, так как остаются востребованными. Во всяком случае, до тех пор, пока не будут преданы огласке ВСЕ пленки, пока не будут названы ВСЕ участники этой игры, пока не будут названы ВСЕ виновные в гибели Гонгадзе. Судя по всему, это произойдет весьма нескоро – слишком уж много заинтересованных в том, чтобы ВСЯ информация никогда не была обнародована.

А пока отдельным фигурантам остается одно: жить в страхе. И - ждать.