УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

И целого мэра мало

1,0 т.
И целого мэра мало

Сегодня его интересует в первую очередь благосостояние родного города, спокойствие и уют его жителей. Но какой же путь надо было преодолеть, чтобы прийти к пониманию себя! Теневая продажа нефтепродуктов с использованием чернобыльских зон, контрабанда куриных окорочков через морские порты, схемы незаконного возмещения НДС…. И, кстати, последнее – совсем не смешно, потому что на нынешней должности он получил прямой доступ к бюджету Харькова. Учитывая опыт господина Добкина, это то же, что пустить кота в клетку с мышами.

Миллионером Михаил Добкин стал не сразу. Но был последователен. С 1993 года он работал на производственном объединении "Прогресс-90", где прошел служебную лестницу от рабочего до руководителя предприятия. Позднее руководил ЧП "Инвестторгцентр". В 1998 году господин Добкин последовал тогдашней моде легализации, начал общественно-политическую деятельность и был избран депутатом Харьковского областного совета по 73 избирательному округу.

На протяжении 1999 - 2001 годов Михаил Добкин уже якобы управлял компанией "Ист Ойл Групп", которая была одним из постоянных поставщиков газового конденсата на нефтеперабатывающие заводы Украины. Впрочем, известно, что фактическим руководителем компании оставался Мишин папа - Марк Моисеевич.

На сегодняшний день люди, знакомые с переходом "в Князи" Марка Добкина в основном выехали за границу или мертвы. В связи с этим, установить все подробности тяжело, можно лишь указать, что его первой фирмой была "Золотая осень", занимавшаяся оптовой торговлей и экспортно-импортными операциями с текстилем, обувью и отчасти - продуктами питания. Ее расположение по адресу Суздальские ряды, 12 объяснимо, в свою очередь, тесными связями Добкина-старшего с руководством республиканских оптовых складов.

С тех пор, Марк Моисеевич остался дружен с местной номенклатурой и осваивал новые государственные объекты, в частности - Мариупольский торговый порт. По данным правоохранительных органов, в 2000 году Марк Добкин с Михаилом Добкиным и его младшим братом - Дмитрием, а также другом семьи неким Григорием Соломаниным при помощи ряда фиктивных фирм, организовали через указанный порт контрабанду на Украину давальца газового конденсата ГСМ, и заодно - куриных окорочков. Но, видимо, Акела промахнулся: после одной из поставок Марк Моисеевич был арестован сотрудниками СБУ Донецкой области - ему грозило до семи лет лишения свободы с конфискацией окорочков. Тогда сын скрепя сердце сменил (в четвертый раз) политическую ориентацию и вошел во фракцию СДПУ(о), с помощью чего добрался до нужных рычагов следствия и развалил его.

Как видно, высокими официальными постами господин Добкин не ограничивался. Его реальные интересы уходили в другую плоскость, где должности заменяет негласный авторитет.

Третья нефтяная зона

Говорить о прибыльности нефтяного рынка бессмысленно. Называть его "черным" тоже не более чем игра слов. Прибыль от торговли нефтепродуктами и газовым конденсатом – слишком лакомый кусочек, чтобы от него отказаться, тем более в то время, когда никто толком им не владеет. Но в торговле нефтепродуктами Михаила Добкина никто и не упрекает. Важно то, какие методы он использовал.

Итак, мастер возмещения налогов из государственного бюджета (к этому таланту господина Добкина мы вернемся позже), открыл для себя по-настоящему плодоносные земли. А именно – земли "третьей Чернобыльской зоны", территорию пользующуюся "особым режимом налогообложения". В частности, по данным достоверных источников, близких к администрации Коростенского района, Михаил Добкин взял под свой контроль большинство решений органа местного самоуправления. Несмотря на полное отсутствие официальных полномочий Харьковского народного депутата в Коростене, практически каждый субъект хозяйствования регистрировался там только с его ведома. Интересы господина Добкина в "третьей зоне" дают исчерпывающее объяснение тому, что в Верховной Раде он лоббировал законопроекты, предлагающие освобождение местных субъектов предпринимательской деятельности от налогообложения.

Тем временем в селах радиоактивной зоны зарегистрировались несколько фирм, в частности "Буртэкс" и "Бизон" – оптовики, торговавшие нефтепродуктами. В число их клиентов входили "семейные" фирмы Добкиных. Последние, проводя сделки, выставляли счета по несуществующему НДС государству и, что самое странное, получали возмещение.

Согласно оценкам экспертов, теневые объемы продаж нефтепродуктов в конце 90-х достигали приблизительно 16 млрд. грн. в год. При этом сумма денежных средств, не поступающих, в результате в бюджет государства была не меньше 3 млрд. грн. в год.

Основной поток нелегальных нефтепродуктов шел по двум направлениям: импортные поставки и применение схем уклонения от налогообложения уже на внутреннем рынке. Господину Добкину удалось осилить и первое (в частности при помощи контрабанды через порт в Мариуполе), и второе. Официальной схемой можно было считать импорт нефтепродуктов через предприятия с иностранными инвестициями (те же "Буртекс", "Бизон", а также "Бриг", "Олимп", "Фианит" и прочие). Однако существовали и другие методы. Например, смена маркировки продуктов с целью избежания акцизного сбора, занижение таможенной стоимости и пр..

Здесь уместно будет привести цитату председателя главного Контрольно-ревизионного управления Украины Петра Андреева. "В свое время мы воевали против льгот для совместных предприятий. Меня назначили в Сумскую область главой налоговой администрации, и я сразу начал резонансные дела против СП, всяких там 'бизонов', 'буртексов'. – Рассказал господин Андреев в интервью одной из газет 25 сентября текущего года. – К примеру, в селе Пирогова Шосткинского района были зарегистрированы шестнадцать 'дочек' различных СП. Это был просто ужас: сумма их инвестиций 1200-1500 марок, а за год они прокачивают через себя до миллиарда долларов. Конечно, мы начали с этим явлением бороться, и тогда возникла угроза моей жизни".

Налогооблажание

Среди компаний, которые в той или иной мере входят в сферу влияния Михаила Добкина и зарегистрированы на близких родственников и друзей в Харькове, известны в первую очередь следующие. Общественная организация "Медведь", основанная господином Добкиным лично, ООО "Олимп", ООО "Текстиль-экспорт", благотворительный фонд "Духовность", упомянутая ранее ООО "Ист Оил Групп", ООО "Ист Оил", ООО "Ника плюс", ООО "Ника ЛТД", ООО "Орбита плюс", ЧП "Сектор", ООО "Гранит", ООО "Спецагросервис", ООО "Региональная промышленная компания", ООО "Союз-Трейд", ТД "Олвест", Союз "Крыловцы". В органах статистики отчетность о финансово-хозяйственной деятельности всех шестнадцати компаний отсутствует.

Большинство из них использовалось для незаконного получения денег из государственного бюджета. Действовал в данном случае господин Добкин в тесной связке с несколькими людьми, в частности – народным депутатом Украины Александром Бандуркой и его сыном – Александром Александровичем, экс-начальником Харьковской областной государственной налоговой администрации.

Согласно данным контролирующих органов, с 2003 по 2005 год благодаря курированию Бандурками сделок по возмещению НДС субъектами хозяйственной деятельности, подконтрольных Добкиным, из бюджета было возмещено почти 140 млн. грн.. 36,5 млн. – "Никой плюс", 15, 7 млн. – "Орбита плюс", 20 млн. – "Ист Оил Групп" и так далее.

Деньги, полученные от незаконного возмещения НДС, преимущественно выводились за пределы Украины при помощи договоров перестрахования.

Впрочем, сделки и "откаты" проходили не всегда гладко. 36, 5 млн. отмытые через "Ника плюс" вылились в итоге в уголовное дело, возбужденное прокуратурой Харьковского района Харьковской области 10 октября прошлого года в отношении директора компании Игоря Соколова. Кстати, по совместительству - соседа Марка Моисеевича и близкого друга Михаила Марковича. Прокуратура установила, что господин Соколов безосновательно возместил налог на добавочную стоимость "с целью разворовывания бюджетных денежных средств", и затем, злоупотребляя служебным положением (очевидно, злоупотреблял он служебным положением Александра Бандурки), предоставил Харьковской налоговой администрации заведомо неправдивую информацию. На сегодняшний день дело по непонятным причинам зависло в харьковской областной прокуратуре.

29 марта 2005 года уголовное дело было возбуждено в отношении самих отца и сына Бандурок, которые согласно фабуле, нанесли государству ущерб в размере полмиллиона гривен. Следствие установило, что на счета их благотворительных фондов приходили огромные суммы денег, в том числе со счетов компаний отца и сына Добкиных. Деньги поступали под видом благотворительных взносов, проводились по схеме возмещения НДС, после чего порядка 60% "отката" возвращались в капитал Бандурок. 18 июля 2005 года было возбуждено еще одно уголовное дело, в котором Бандурке-младшему инкриминировалось злоупотребление служебным положением и превышение служебных полномочий. Данные статьи (в деле фигурируют ч. 2 ст. 364 и ч. 3 ст. 365 Уголовного кодекса Украины) предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет. В результате, уголовные дела были объединены в одно, а обвиняемый Александр Бандурка объявлен в розыск. Расследование деятельности Михаила Добкина осталось на уровне оперативных разработок.

Подведем промежуточный итог. В течение двух лет – с 2003 по 2004 только три из компаний, контролируемых Михаилом Добкиным: "Олимп", "Ника плюс" и "Орбита плюс" перечислили в бюджет 152 тыс. грн., возместив при этом НДС на 80,5 млн. грн.. Параллель можно провести такую: ущерб государству в данном случае сопоставим с бюджетом всей предвыборной кампании Виктора Януковича в Харьковской области во время президентской гонки 2004 года.Харьковский городской бюджет в опасности – это мягко сказано. Господин Добкин, как нам удалось убедиться – настоящий профессионал. Кстати, финансовые махинации вряд ли даются Михаилу Марковичу так легко потому, что он не прогуливал уроки в школе. Дело скорее в том, что рядом с ним всегда были солидные учителя. Чего только стоят прозвища: Гепа, Фашист, Горбатый…. Но подробно про них – уже в следующей статье.