УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Мэр Харькова сливает воду

Мэр Харькова сливает воду

Старательно пытаясь обогатиться сейчас, и понравиться представителям российской бизнес-элиты как посредник на будущее, мэр Харькова Михаил Добкин проявляет готовность рискнуть водоснабжением города. Речь идет об афере, связанной с передачей Харьковского КП "Вода" в концессию "Росводоканалу" (РВК). Известно, что "РВК" пользуется весьма сомнительной репутацией на рынке, предлагает в несколько раз меньше инвестиций и гораздо больший срок аренды, чем конкуренты. Тем не менее, мэр всеми силами лоббирует сделку и потому можно предположить, что выгодна она как минимум, самому господину Добкину. Кто еще входит в долю, и возможно ли "по понятиям" осуществить передачу объекта стратегического значения, выясняет Борис Белый.

При всем уважении к Михаилу Добкину, который мужественно взял на себя обязанности мэра при полном отсутствии опыта хозяйственника, мы вынуждены быть объективны: передача КП "Вода" в концессию РВК – шаг неадекватный.

На сегодняшний день более половины основных фондов коммунального предприятия (согласно официальным данным – порядка 70%) полностью исчерпали ресурсы и требуют замены. Учитывая масштабы возможной катастрофы в случае полной остановки "Воды", КП объявило об открытом конкурсе с целью привлечения иностранных инвесторов. Свои предложения изначально внесли три зарубежные компании: австрийская холдинговая "Ами-Вотер", немецкая "Берлин-Вассер" и российская "Росводоканал". После изучения инвестиционных предложений, руководство КП "Вода" отдало предпочтение австрийцам и в марте текущего года подписало с ними меморандум о сотрудничестве.

"Ами-Вотер" предлагала до конца года предоставить сумму в размере $25 млн. для проведения международного аудита и после оформления сделки начать вливание основных кредитов на общую сумму $500 млн. в развитие предприятия. Город, в случае сотрудничества с австрийцами передавал водоканал в аренду на 30 лет, с последующим возвратом в коммунальную собственность. Согласно условиям договора, "Ами-Вотер" не повышала тарифы на воду для населения, рассчитывая покрыть расходы и получить прибыль за счет внедрения энергосберегающих технологий, уже используемых в Европе и модернизации процесса работы водоканала в целом.

Условия компании "Берлин-Вассер" также были выгодными, однако для реализации программы на Украине, немцы собирались сами брать кредит в Мировом банке. Это означало их меньшую надежность как партнеров – учитывая, что австрийцы на то время уже располагали необходимыми средствами, "Берлин-Вассер" было отказано.

Что касается участников тендера из РФ, то сотрудничество с ними бывшее руководство КП расценило не просто как невыгодное, но и как опасное. Генеральный директор "Воды" Валерий Петросов (сейчас господин Петросов является народным депутатом Украины) заявил, что в случае, если победу отдадут "Росводоканалу", сотрудники предприятия начнут забастовку и акции протеста. Очевидно, реакция гендиректора была связана с попытками власти уже тогда лоббировать интересы компании, что подтверждает следующая цитата: "Я заявляю от имени профессионалов водопровода – с ними мы работать не будем, кто бы нам не навязывал эту организацию".

О самой организации известно следующее. По утверждению представителей РВК, опыт компании в сфере водоснабжения и водоотвода в России составляет 55 лет, а сейчас в ее управлении находятся 15 водоканалов на территории разных регионов РФ. В то же время, участники рынка утверждают, что компания была создана в 2003 году, когда купила известный бренд СССР – "Росводоканалналадка", ее штат насчитывает около 20 человек юристов и управляющих, ни один из которых не является квалифицированным специалистом в сфере водоотвода и водоснабжения. С момента создания, РВК действительно активно участвовала в тендерах по всей территории РФ, но большинство регионов ответили отказом (в Костроме настойчивость РВК при попытке приобрести местное КП привела к вмешательству прокуратуры). Из водоканалов, которыми действительно управляет компания, известны 7. Также известно, что практически на всех из них наблюдается рост тарифов, задолженности за энергоносители, и зафиксированы попытки продажи арендованного имущества.

Однако перечисленные достижения - не повод для уныния, если учесть, что "РВК" подконтрольна группе "Альфа-Эко", которая, в свою очередь входит в консорциум "Альфа Групп". Дело в том, что фактическими собственниками консорциума являются известные российские олигархи Марк Векслер, Михаил Фридман и Анатолий Чубайс.

А предложение "Росводоканала" заключалось в следующем: инвестировать $80 млн. (приблизительно в 6 раз меньше, чем предлагали австрийцы), арендуя при этом предприятие на 49 лет (соответственно – на 19 лет больше "Ами-Вотер"), возмещать убытки "РВК" планировал за счет повышения тарифов. Мероприятие сомнительное. Зато, если не обращать внимания на пресловутое водоснабжение Харькова, материальное благосостояние коммунальной собственности и прочие мелочи, можно прекрасно разжиться на санитарных зонах, принадлежащих КП (к примеру, продавать там коттеджи по миллиону), лучшей водной лаборатории в стране (почему бы в ней не организовать частный бизнес?). Или, в конце концов, продать по дешевке парочку насосных станций.

Возможно, именно из таких соображений, пройдя в апреле на пост мэра Харькова, Михаил Добкин неожиданно для жителей города, а тем более – для специалистов КП "Вода" решил отдать предприятие в концессию именно "РВК". Выглядело это следующим образом. Господин Добкин уехал в Москву на День города, вернулся в Харьков, а вскоре вслед за ним из Москвы приехала и делегация из "Росводоканала". Причем, как утверждают в КП "Вода", приехала неофициально – практически инкогнито.

Далее, австрийским "лохам" "пацаны" из горсовета объяснили, что с приходом новой власти, старые соглашения автоматически аннулируются – традиция такая, и создали собственную новую комиссию, для проведения концессионных конкурсов. Данная формальность была необходима для проведения тендера, в ходе которого вопрос о привлечении того или иного инвестора будет вынесен на рассмотрение сессии городского совета.

По информации источников, приближенных к мэрии Харькова, рядом с господином Добкиным за сделкой с "РВК" стоит его близкий друг и коллега – секретарь горсовета Геннадий Кернес (неоднократно привлекавшийся к уголовной ответственности Геннадий Адольфович известен в некоторых кругах как Гепа и отличается в них же большим авторитетом). По слухам, именно господин Кернес начал переговоры с "Росводоканалом" и, по некоторым данным, получил миллионный аванс за гарантию успешной концессии. В горсовете Харькова Гепа представляет партию Регионов. Учитывая, что его однопартийцев там подавляющее большинство, результат тендера можно предугадать.

Связи секретаря горсовета с консорциумом "Альфа Групп" несложно проследить через его приятеля, харьковчанина, занимающегося бизнесом в Москве Павла Фукса. Дело в том, что господин Фукс является председателем совета директоров ЗАО "Аква-Сити Палас", которое тесно сотрудничает с консорциумом. Те же источники утверждают, что по условиям планируемой сделки, структура, созданная для управления КП "Вода" (ее реквизиты пока неизвестны), будет подконтрольна "РВК" и Геннадию Кернесу без участия Харьковского горсовета.

Исходя из вышеизложенного, можно назвать две версии мотивов сделки. Первая – политическая. Она заключается в том, что Кремль, возможно, намерен взять под свой контроль все стратегические объекты жизнеобеспечения Восточной Украины (предположим, ему это нужно для разъединения Украины, и присоединения ее восточной части к России – просто предположим). В таком случае предприятие, снабжающее водой целый регион, совершенно оправдано должно последовать за "Харьковгоргазом" (усилиями господина Добкина компания на сегодняшний день полностью подконтрольна российской "Газэксменеджмент"). Кроме того, следует признать, что раз господа Векслер, Фридман и Чубайс называются российскими олигархами, то должны быть лояльны с Кремлем: не лояльные – это Ходорковский.

Однако в пользу данной версии нет ни прямых доказательств, ни уверенности в том, что Михаил Добкин тянет на агента влияния Кремля. Поэтому больше похожа на правду вторая – психологическая. Она строится на предположении о невменяемой жадности господина Добкина.

Пойдем от противного: щедрый Михаил Маркович расстроился, что починить асфальт и включить отопление в Харькове удается с трудом, и решил обеспечить жителей города ну хоть чем-то. Обнаружив, что от предшественников ему досталось едва живое водоснабжение, он взялся привлечь в отрасль инвесторов…. Не сходится. Ведь тогда он не боролся бы за передачу предприятия компании, предлагающей самые бесперспективные условия из всех!

Попробуем найти опровержение тому, что господин Добкин ставит свое материальное благополучие выше интересов граждан, среди данных о его личной жизни, полученных из разных источников. Итак, согласно базе данных ГАИ Харьковской области, члены семьи Михаила Добкина являються владельцами следующих автомобилей: Mercedes-Benz CLK, Mercedes-Benz CL-500, Mercedes-Benz SL-600, Toyota Camry, Toyota Land Cruiser, Toyota-Lexus, Lexus LX-470 (2 шт.), Daimler Chrysler, Daimler Chrysler CLK (2 шт.), Subaru Legacy, Hammer H2. Компаний (в основном ООО), в той или иной мере входящих в сферу влияния семьи господина Добкина более полутора десятков, не считая тех, причастность к которым нельзя подтвердить документально.

Остается признать, что мэр Харькова не пользуется, и никогда не пользовался репутацией человека скромного и склонного к альтруизму. Если он и знает о риске повышения тарифов на воду, ухудшения водообеспечения города и регулирования водных ресурсов бассейна реки Сиверский Донец, или о риске приватизации коммунального предприятия то, скорее всего, не слишком беспокоится. Вместо него это делают горожане - в последнее время в Харькове появляются даже общественные организации, цель которых – выразить недоверие мэру. Учитывая все вышеизложенное, можно утверждать, что гражданский протест в таком случае не просто проявление демократии, а необходимая предупредительная мера. Иначе вслед за водой, на четвертый или пятый Mercedes-Benz для господина Добкина может пойти Харьковский воздух.