УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Последний памятник Боделана

Последний памятник Боделана

Давайте проведем эксперимент. Возьмем, например, какого-нибудь средней руки одесского интеллигента и разбудив его среди ночи, попросим назвать имя самого знаменитого в мире скульптора.

Можете не сомневаться. Из всех хорошо известных вам по школьной программе имен типа: Микеланжело, Роден, Вучетич, Мухина, Пигмалион или Донателло - с его сонных губ сорвется только одно: "Це-ре-те-л-и".

Конечно, можно было бы на этом эксперимент закончить и ограничиться достигнутым результатом. Но, ведь речь, в конечном итоге, пойдет об Одессе, или, как здесь говорят "за Одессу", а в этом городе, как известно, в силу исторических сложившихся обстоятельств если что и кончается быстро, так это деньги.

Так, что оставим на время в покое спящего одесского интеллигента и для чистоты проводимого эксперимента зададим себе следующий, вполне резонный вопрос: А почему, собственно говоря, он? Почему Церетели?

Конечно, первое что может прийти на ум - это то, что у этого скульптора в руках скрыт огромный талант. Но это может прийти на ум только Лужкову. Ум других здравомыслящих людей эту мысль на корню отвергает.

Так Буш-старший отказался от его статуи Колумба. Буш-младший от его мемориального комплекса жертвам 11 сентября в Нью-Йорке. Путин - от своей собственной статуи в кимоно (уж слишком она напоминала голодающего с Поволжья).

Коллективно, так же, были отвергнуты его два последних проекта. Памятник детям погибшим в Беслане. И троица на скамейке в Ливадии.

Первый, скорее всего, потому что, по своему художественному решению, больше напоминал не памятник погибшим детям, а памятник омоновцам, которые, на самом деле, позорно провалили их освобождение.

Второй, потому что одной из своих фигур, а именно фигурой Сталина, напомнил татарскому населению Крыма и сочувствующим им демократам, о тех временах, когда этот, печально известный земляк Церетели, заморил голодом или сгноил в концлагерях чуть ли не четверть населения Советской Украины.

Так в чем же секрет популярности Церетели, если его статуи чаще всего не приходятся ко двору? Может быть, в умении не поддаваться унынию и продолжать работу? Вполне может быть!

Что произошло с его не доплывшим до Америки Колумбом? Стараниями его друга, московского ценителя прекрасного и по совместительству "мэра в кепке", Колумб превратился в Петра I. Рузвельт, Черчиль и Сталин поехали в Волгоград. Что-нибудь придумают и для памятника омоновцам. Вопрос со статуей Путина тоже будет решен.

Хорошо, но какое все это имеет отношение к спящему интеллегентному одесситу? Как ни странно - самое прямое. Так как с недавних пор в Одессе у Церетели появился очень влиятельный и опасный конкурент. А именно, непотопляемый вплоть до 4 апреля 2005 года судебными торпедами Эдуарда Гурвица, мэр и кормилец всех, в том числе и спящих, одесситов - Руслан Боделан.

О нет! Это не бред. Еще немного, и его стараниями в Одессе было бы больше памятников, чем коренных одесситов. Последний санкционированный им шедевр был установлен 1 апреля этого года в садике Литературного музея. Он призван был символизировать собой идеальный образ "Неизвестного Читателя".

Пока гремел духовой оркестр и лились слащавые речи в адрес спонсоров, а также горячо любимого мэра - все было ничего. К этому одесситы привыкли еще с эпохи "архитектурных излишеств".

Да и речь мэра не вызвала у присутствующих смех, даже когда он заявил, что (цитирую дословно): "Новая скульптура будет не просто украшением. Она будет напоминанием того, что читать действительно нужно! Читать нужно правильно! И читать нужно то, что нужно читать!"

Отсутствие смеха в толпе можно было объяснить только тем, что несмотря на то, что это было утро 1 апреля, настоящие интеллигентные одесситы после ночных вопросов о Церетели еще крепко спали. А поздравить мэра с его очередным памятником, как всегда, собралась заинтересованная в подачках тусовка.

Но надо было видеть ее неподдельный экстаз, когда из-под белой ткани, обвязанной голубыми тесемками, наконец показалась скульптурная композиция "Неизвестному Читателю". Лично у меня, в первое мгновение, возникла мысль, что меня разыграли. Да будет, ребята! Ах да, ведь сегодня 1 апреля!

Хотя потом до меня дошло, что и 2 апреля, и даже 3 эту скульптурную композицию с ее явно выраженными идеологическими намеками из садика Одесского Литературного музея никто не вынесет. Она сюда поставленная на века.

"Неизвестным Читателем", а точнее новоя, "Неизвестной Читательницей" оказалась Российская императрица Екатерина II. У ее ног по кругу сгрудились не менее читающая публика, а именно ее любовники и фавориты. В руках они держали книги. На книгах фантазией автора скульптуры были увековечены имена Ильфа, Петрова, Бабеля и т.д.

Но надпись на книге, которую держала в руках сама Российская Самодержавица превзошла по политической некорректности пределы даже моих космополитических взглядов на вопросы хорошей литературы.

Императрица держала в руках не книгу замученного ею в тюрьме философа Новикова. И не чуть ли не приговоренного ею к казни за свою книгу Радищева. "Неизвестная Читательница" Боделана держала в руках "Русско-украинский разговорник".

Людям незнакомым с основными положениями такой науки, как "семиотика", мне будет трудно объяснить почему определенный набор символов способен программировать зрителя на определенные мысли. Поэтому покидая 1 апреля дворик Литературного музея я позволил себе сделать следующее не оптимистическое предположение: если еще несколько лет памятники "Российским Самодержавным Читателям", перевязанные бело-голубыми тканями, в этом городе будет ставить нынешний мэр, то разбуженный ночью одессит на вопрос "Кто самый великий в мире скульптор?" уже ответит не Церетели, а "вечный мэр нашего российского города Руслан Боделан".

И я как в воду глядел. 4 апреля по решению Приморского суда города Одессы Руслан Борисович Боделан был признан фальсификатором собственных выборов в мэры города и наконец лишен права устанавливать памятники. Так, что интеллигентный одессит может спать спокойно. Да и Церетели больше конкуренция не грозит.

См. фоторепортаж Прости-прощай Одесса-мама