УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Седина в голову - бес в ребро, или Скажи, Мороз, кто твой друг

834
Седина в голову - бес в ребро, или Скажи, Мороз, кто твой друг

29 марта в Москве был подписан протокол о сотрудничестве между российской партией «Родина» и Соцпартией Украины. Председатель «Родины» Дмитрий Рогозин и председатель СПУ Александр Мороз выглядели удовлетворенными содеянным и заявили, что сотрудничество между идеологически близкими партиями двух славянских стран должно развиваться и находить новые формы. Так кого избрал в партнеры Сан Саныч: офицера ГРУ, матерого украинофоба, «личный проект» кремлевского засланца Гельмана или симпатика «оранжевой революции»? А может он просто хороший парень, этот Дима Рогозин, любящий свою родину и все, что ей должно принадлежать, но оказалось в чужих руках, украинских в том числе?

Как отметил Александр Мороз, «важнее всего реальное сотрудничество и взаимопонимание. Главное – это единый взгляд на вещи... Те идеи, которые отстаивает и в Думе и на местах партия "Родина" очень близки нам по духу». В свою очередь, Дмитрий Рогозин обратил внимание журналистов на то, что соглашение было подписано в год 60-летия победы в Великой Отечественной Войне. «Мы предложим руководству наших государств провести такие отдельные мероприятия, которые показали бы неразрывную, кровную связь между украинским и русским народом, - сказал Рогозин. - Для России на первом месте должна быть не Америка и не Евросоюз, а Украина, которая кровно связана с нами историей и будущим».

С кем же подписал соглашение в недавнем один из самых «крутых» украинских оппозиционеров? Численность партии – 80 тысяч человек. Думская фракция – 40 депутатов (как раз в день подписания соглашения с СПУ в члены фракции был принят независимый депутат Игорь Морозов). Задачи – вполне благородные: содействие становлению России как великой мировой державы и формированию в России на принципах социальной справедливости свободного гражданского общества свободных людей, наделённых от рождения равными и неотъемлемыми правами. Этой цели призвано служить объединение на патриотической основе народов России для решения задач по становлению сильного и эффективного российского государства, способного обеспечить достойный уровень жизни всем гражданам. Партия заявляет о себе как о радикально оппозиционной по отношению к правительству РФ и требует его немедленной отставки. Что касается Украины, то 27 декабря 2004 года Дмитрий Рогозин был замечен в Киеве на Майдане в оранжевом шарфике, и даже стоял на трибуне где-то в третьем ряду за Ющенко, за что был обвинен русскими радикальными шовинистами в «национальной измене» и «подготовке оранжево-березовой революции» против России и Путина.

Иными словами, вроде бы всё О‘К. Один «крутой оппозиционер» из Украины нашел другого – из России – и они договорились «дружить домами».

На самом деле ситуация значительно интереснее. Для углубленного в нее проникновения в нее, начнем с биографии Дмитрия Олеговича Рогозина. Этот молодой энергичный политик (год рождения 1963-й) получил блестящее, но одновременно специфическое образование. Что такое советский «журналист-международник» разлива Московского университета? Правильно, это в 90% случаев еще и кадровый разведчик, обученный языкам и умению работать под журналистской крышей. Утверждать, что Дмитрий Розогин, сын генерал-лейтенанта, сделавшего карьеру в центральном аппарате Министерства обороны СССР, являлся офицером КГБ или ГРУ, автор этих строк не берется, но отважится обратить внимание на интересные детали студенческой биографии. Юный Дима Рогозин избегал комсомольской работы, вместо этого занимался углубленным изучением двух дополнительных языков (к французскому добавляет английский и испанский), спортом, театром, еще во время учебы работал корреспондентом-стажером в главной редакции информации Центрального телевидения СССР и корреспондентом главной редакции Латинской Америки в Агентстве печати «Новости» Филиалом какого ведомства было АПН, долго рассказывать не требуется... С сентября 1985 по январь 1986 года Рогозин проходит преддипломную практику на Кубе, где изучает методы американской и кубинской пропаганды, используемые в средствах массовой информации и кино. И еще характерная деталь: в 1983 году наш герой женится на дочери офицера Первого главного управления КГБ (внешняя разведка), которая обучалась на филологическом факультете МГУ. А после получения диплома с отличием Рогозин идет работать в Комитет молодежных организаций СССР (где опять-таки, если не 90%, то 85% сотрудников – представители «органов» в штатских одеждах). Проработав в этой организации с июня 1986 по август 1990 года Дмитрий Рогозин делает блестящую карьеру: младший референт, референт, старший референт, заведующий сектором КМО СССР.

А дальше он пошел в «оппозиционеры». В то же приблизительно время, что и Владимир Жириновский и еще целый ряд российских политиков.

Все 90-е годы Дмитрий Рогозин четко позиционирует себя как представитель правых и правоцентристских политических сил. Не будем прослеживать все переходы нашего героя из партии в партию (это внутренняя проблема недавней российской истории), отметим лишь касающееся непосредственно Украины: в марте 1993 года Рогозин организовывает Конгресс русских общин (КРО), задуманный как структура, представляющая интересы русских и русскоязычных жителей стран "ближнего зарубежья" и национально-территориальных образований РФ, становится председателем его исполкома. Те, кто занимался вопросами этнополитики, хорошо помнят многочисленные попытки КРО вмешаться по внутренние дела Украины, особенно в Крыму, в Севастополе, в Одессе и на Донбассе. Но с середины 90-х, после снятия тесно связанного с КРО Юрия Мешкова с поста президента Крымской автономии (в результате ликвидации самого этого поста), возможности организации Рогозина влиять на «большую политику» резко падает. И он ищет пути влияния на политику внутри самой России, причем проявляет в этом удивительную гибкость.

Скажем, 14 декабря 1994 года Рогозин от имени КРО призвал президента РФ «довести войсковую операцию в Чечне до логического конца» - т.е. «восстановить конституционный строй на всей территории страны». Позже он приветствовал Хасавюртовские соглашения, позволившие приостановить войну. А осенью 1996 года делегация КРО во главе с Рогозиным отправилась в Чечню, где встречалась с Асланом Масхадовым. Прошло еще некоторое время – и Рогозин вновь занял жесткую позицию по отношению к Чечне. Не удивительно: на подходе к власти был Владимир Путин.

Вот лишь некоторые фрагменты из высказываний главы КРО периода 1990-х. Так, он заявлял, что к СНГ относится как к «неправовому и очень опасному эксперименту», в результате которого «впервые за последние 300 лет русский народ стал разделенной нацией» и выступал с жестких позиций за «право русского народа на воссоединение и изменение границ путем обстоятельных и принципиальных переговоров»". Своё кредо Рогозин выразил так: «Идеология русского возрождения заключается в том, что русские должны вернуть себе Россию, которая принадлежит им по праву». По его мнению, «национальная гордость великороссов никого не ущемляет - так было веками. Русские мирно уживались с другими народами. И теперь русские протягивают руку другим народам, живущим интересами нашей общей Родины», читай – большей части постсоветского пространства, с Украиной включительно.

Прежде чем перейти непосредственно к теме «Рогозин и Украина», еще пару деталей биографии видного политика. Он написал (как утверждают московские журналисты, сам!) книги «Русский ответ», «Время быть русским» и "Россия между миром и войной». А за особые заслуги в деле обеспечения государственной безопасности и обороноспособности страны (какие именно – в документах не уточняется) Дмитрий Рогозин приказом Министра обороны РФ и Директора ФСБ РФ награжден именным оружием.

Когда возник конфликт вокруг Тузлы, Рогозин был лицом официальным – председателем комитета Госдумы РФ по международным делам. И в этом качестве 22 октября 2003 года в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», в частности, заявил: «Тузла – наша. И Севастополь – наш, я это доказал в своей работе, когда я писал докторскую диссертацию в 99 году, на основе всех документов, по Крымскому полуострову могут вестись различные переговоры, а уж это точно наше... Азов – это наше внутреннее море, а вовсе не международное море, куда могут заходить чужие корабли... Нынешняя Украина вообще никакого отношения к Крыму, к Севастополю не имеет».

Впрочем, возможно, всё это буйство эмоций? Вот фрагмент из интервью «Известиям» от 27 ноября 2003 года, когда ситуация вокруг Тузлы разрядилась. На очень интересный вопрос: «Каковы перспективы объединения России, Украины, Белоруссии и Казахстана в единое государство?» Рогозин отвечает: «Такие перспективы есть. Но я бы говорил не о едином государстве, а о неком очень тесном межгосударственном союзе, при котором Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия передавали бы в наднациональные органы управления такие сферы жизнедеятельности, как внешняя политика, оборона, национальная безопасность, эмиссия денежных средств, энергетика и транспорт. Также речь должна идти о согласовании общих стандартов демократии и экономической политики. То есть я не исключаю возможности формирования в ближайшем будущем евразийского альянса с гораздо более жесткой внутренней конструкцией по сравнению с Европейским Союзом». Иными словами, старая идея о «воссоединении Украины и России» плюс здравствуй, новый СССР имени Рогозина...

Но Дмитрий Рогозин не был бы собой, если бы не проявил удивительную гибкость в отношении Украины во время наших президентских выборов и «оранжевой революции». В январе 2004 года в телепрограмме «Русский дом» он заявляет в духе десятилетней давности: «Украина вообще так уж, по большому счету, важней для нас, чем Соединенные Штаты Америки, объединенная Европа и всё остальное. От этого зависит судьба всей России, поскольку, конечно, Украина, она принадлежит к единому русскому телу, государственному телу. Я не хочу сказать, что каким-то образом мы будем посягать на суверенитет украинский, но то, что сегодня на Украине разыгрывается, на территории Украины разыгрывается как раз геополитическая карта против вообще русской цивилизации и против славянского мира и православия, это факт. ...Пожестче надо с ними, пожестче, понимаете, хватит слюнтяйство такое осуществлять. Они же все от нас зависят. Нефть наша, газ наш, мы им долги прощаем миллиарды долларов, что мы с ними сюсюкаем-то, я не могу понять».

Осенью 2004 года, перед первым туром украинских президентских выборов, Рогозин несколько меняет тональность (интервью сайту «Соотечественники. Русь единая»): «Если в России есть политические силы, достаточно дистанцированные от частных капиталов и способные вести самостоятельную борьбу за политическую власть, то на Украине вся борьба – это борьба кланов. Это очень опасно, так как может привести к разрыву единого государства. А приход Ющенко вопреки интересам Востока Украины, Юга и Крыма грозит тем, что Украина затрещит по швам... Кроме того, есть крымскотатарский фактор, о котором власти пытаются умалчивать. Радикалы создают Крымский Джамаат, и мы можем столкнуться с идеологически одержимыми организованными террористическими группами. Ослабленная олигархами Украина с ними не справится». Теперь не угрозы, не поучения, а размышления вслух заботливого папочки, или, как минимум, старшего брата – как же она, бедная, Украина без нашей опеки проживет?

А в разгар «оранжевой революции» в интервью газете «Нечерноземье» от 16 декабря 2004 року вообще нежные тона: «Мы не должны пользоваться слабостью Украины, а сегодня она слаба, потому что фактически разваливается на две части. Мелькание там московских кепок и немцовских кудрей приведет к тому, что если на Украине произойдет что-то драматическое, негативное для самого ее духа, то это будет связано с вмешательством в ее дела со стороны. Этого быть не должно – все процессы на Украине, в том числе и ее воссоединение с Россией в будущем, должны идти естественным путем. Конечно, нам не безразлично, кто станет главой исполнительной власти в этом огромном европейском государстве, которое связано с нашей страной кровно и исторически: в России 40 процентов семей (а в Воронежской области этот показатель намного выше) имеют родственников на Украине... Но действовать надо умело – укреплять свое влияние там подспудно: через русский бизнес, к примеру. И, конечно, добиваться самого главного. Кто бы 26 декабря ни стал президентом Украины, – хотя я думаю, что это, скорее, будет Ющенко, чем Янукович, - надо сделать все, чтобы объяснить вновь избранному, что он вынужден будет сделать жест в сторону востока и юга. Ему придется выполнить обещания Януковича: вторым государственным языком должен стать русский, а двойное гражданство должно стать реальностью».

Но обратите внимание: ни от одного программного положения начала 1990-х Рогозин не отказался. Тут и укрепление влияния через русский бизнес, и двойное гражданство, и – в перспективе – «воссоединение с Россией».

Через десять дней после этого Рогозин едет в Киев, и оказывается на сцене Майдана в числе «русских друзей украинской революции». Учитесь, хлопцы!

Впрочем, возможно, взгляды «Родины» на Украину изменились? Сам Рогозин в последние три месяца воздерживался от слишком откровенных заявлений – очевидно, чтобы не спугнуть своего будущего партнера. А вот его заместителя по партии, а еще и заместителя председателя комитета Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, доктора политических наук Андрея Савельева, как говорится, понесло: «Есть достаточно большой инструментарий и дипломатического давления, и экономического давления. Просто изменяется стиль отношений с Украиной, если Украина не желает жить с Россией, и не собирается даже в перспективе рассматривать возможность государственного воссоединения. И это означает, что власть, которая действует на Украине, нас не устраивает в принципе! И достижение с этой властью каких-то принципиальных соглашений, создание экономических преференций, создание дружелюбной мины в политическом диалоге - дело не только бессмысленное, но даже вредное для собственного суверенитета... Внутри Украины есть свой внутренний конфликт, конфликт между группировками, между экономическими субъектами, и мы должны разыгрывать и этот конфликт. Искать в украинской политике пророссийские силы, которые до сих пор Кремлем никогда не поддерживались и всячески либо игнорировались, либо даже подавлялись. Даже оказывалась поддержка режиму Кучмы в том, чтобы пророссийские и русские организации на Украине никогда не действовали. Вот направление приложения сегодняшних наших усилий».

Этот текст каждый желающий может прочитать на партийном сайте «Родины» под датой 15 марта 2005 года, то есть тогда, когда соглашение с Морозом, надо думать, было уже подготовлено к подписанию.

И вот теперь остается только выдвигать гипотезы: знал ли лидер социалистов Украины, с кем именно он подписал соглашение? Если знал, то зачем подписал? Для того, чтобы его «разыгрывали во внутреннем конфликте» как непроходную пешку? Если не знал, то кто подставил главу Соцпартии? Или Мороз считает, что Рогозин – это самостоятельный политический игрок, способный заменить со временем Путина? Или, с иной стороны, мы имеем дело с типичной спецоперацией российских «компетентных органов», целью которых является дестабилизация руками СПУ внутренней политики Украины накануне парламентских выборов? И в ней Александр Александрович Мороз выступает в роли типичного «агента влияния»?

... Что интересно. Небезызвестный Марат Гельман не раз публично заявлял, что партия «Родина» - его личный проект, задуманный и выпестованный не только за деньги, но и из идейных соображений. И вот 29 марта в Москве Мороз подписывает с лидером «Родины» соглашение, а 30 марта Марата Гельмана после длительного перерыва замечают в Киеве. Совпадение или как?

Андрей Бухтеев, "Тема" специально для "Обоза"