Россияне и украинцы стали хуже относиться друг к другу

В заканчивающемся году россияне и украинцы стали заметно хуже относиться друг к другу, и газовая война охлаждение только усилила.
Взаимная неприязнь, копошащаяся где-то на задворках подсознания, не без помощи политиков выперла наружу и кое у кого бьет фонтаном. Пока профессиональные циники и национал-сумасшедшие в Москве и Киеве снимают с этого озлобления сливки, люди, не утратившие способности контролировать свои негативные эмоции, пытаются разобраться в причинах отчуждения. И приходят к неутешительному выводу: политики политиками, но Россия и Украина действительно удаляются друг от друга, на отличиях двух народов ловят себя простые люди. Для кого-то это сигнал: бей чужих! Для кого-то повод больше ценить сходство. Но равнодушных практически нет. Ведь самим фактом соседства мы обречены вечно сравнивать себя, а людская природа подталкивает выискивать у другого недостатки, а у себя недюжинные достоинства... Мы обратились к людям, которых принято называть «барометрами» общественного мнения, чтобы узнать их точку зрения на этот всплеск взаимного недоверия и неприязни.
Их отношение к нам - «хохлы выпендриваются»
Юрий РОГОЗА, сценарист и писатель, Украина:
- Россияне всегда любили нас, как любимую колонию. И никогда они не простят нам того, что мы - отдельное государство. Это проявится в зависимости от интеллигентности и количества выпитого. Трезвое быдло - оно уже нас ненавидит, интеллигент после литра водки все скажет, может, в более мягкой форме... Но они ненавидят все, что связано с украинской независимостью. И готовы даровать нам титул любимой колонии. То есть, они за наше развитие и процветание - только при условии, что мы будем частью их империи. Их отношение к нам в данный момент - «хохлы выпендриваются». Я очень рад всему, что происходит. Мне бы хотелось, чтобы народ наш ожесточился против России. Как Майдан породил из скопища батраков нацию, точно так же совместная холодная зима должна сделать из территории государство. В окружении моих знакомых и друзей отношение к России меняется. Становится жестче. И это правильно. Причем, изменение отношения не зависит от фамилии человека - это может быть Петренко, Иванов или Кацман - но он может либо себя воспринимать в этом мире как украинца, или быть пророссийски настроенным. К сожалению, есть и последние. Меня жутко раздражает, когда крымчане начинают голосить: «Матушка Россия, вся надежда на тебя!». Так вот, пока мы будем надеяться на матушку Россию - вся наша независимость будет подвешена на гнилом шпагатике, на котором написано - «Сделано в России».
Вас хотят застрелить при попытке к бегству
Валерия НОВОДВОРСКАЯ, профессиональный диссидент, Россия:
- Вы оказались не своими в доску. Не хотите хлебать щи лаптем. Не хотите вместе с Лукашенко на троих ненавидеть цивилизованный мир. Не хотите рвать на груди рубашку и кричать, что мы славяне, а остальные недочеловеки. Оказалось, что у вас как-то фашизма маловато. За 15 лет без России, вы успели отойти и даже успели проплыть на шлюпке спасительное расстояние до европейского берега. По крайней мере, вы уже видите тот самый берег, на который Россия, боюсь, не высадится никогда. Вы бежите из теплых объятий СНГ в чужое враждебное НАТО, в Европу какую-то. Образ - застрелить вас при попытке к бегству. Путин-то, если бы можно было сделать цены на газ по $460, он бы сделал. Просто все смеяться будут. Так что, не покупайте вы у них ничего вообще. Лучше у Норвегии купите - дешевле. И за каждое корыто на Черном море - по миллиарду долларов. К сожалению, большинство в России воспринимает Украину как Путин. Если бы это было иначе - он бы себе этого позволить не мог.
Русскому человеку свойственно быть обиженным
Артемий ТРОИЦКИЙ, музыкальный критик, Россия:
- Мне кажется, что у нас говорят об Украине намного больше, чем в Украине о России. Если бы я жил в Украине, то мне было бы по большому счету наплевать на то, что думают обо мне русские. У нас в компании во время застолья проскальзывают эти темы. Наконец-то мы начали вести себя как сильная нация. Мы нация обиженная, мы любим порассуждать, как у нас воруют газ. Вообще, это свойственно русскому человеку, быть обиженным. Сейчас самые популярные на российской эстраде - «Виа-Гра» и Верка Сердючка-опереточные персонажи. «Виа-Гра» красивые женщины, но проститутки. Верка Сердючка - непонятно, она это или он, вульгарный и пошлый образ. Примерно так и воспринимают украинцев в России. В тоже время «Океан Эльзы», «ВВ» или какие-то другие успешные группы, как и серьезные оркестры, мало кого интересуют. Насколько я знаю, братья Кличко очень популярны в Украине. И их в России не любят. Успешные люди западного толка вызывают в россиянах ревность.
«Дай Бог, чтобы у них получилось»
Олег ХЛЕБНИКОВ, поэт и журналист, Россия:
- Россияне все равно относятся к украинцам как к братскому народу, связанному друг с другом корнями, историей. Хотя, естественно, тут на самом деле не все так однозначно, потому что есть и вульгарные националисты, но все равно их незначительный процент. Намного меньше, чем можно судить по телевизору. Я езжу домой в Переделкино на электричке, и для меня было любопытно и неожиданно слышать реакцию обычных, нормальных мужиков в тамбуре. Говорят без зависти: «Дай Бог, чтобы там у них все получилось, а у нас еще долго не получится». К сожалению, в отличие от Украины, мы сейчас прорваться никуда не сможем.
Мне все жальче и жальче русских
Оксана ЗАБУЖКО, писательница, Украина:
- Одно дело - Путин, другое дело - страна. По мере того, как в России становится все холоднее и холоднее, чем больше Россию тянет в СССР - тем больнее мне становится, мне становится жалко россиян. Такое же чувство я испытывала к своим белорусам, а вот год назад такое же чувство появилось и в отношении русских. Я вам расскажу такую историю: в сентябре я сидела в «Віденській кав'ярні» и завтракала там с одним российским издателем. Мы сидели, говорили, у нас как раз был правительственный кризис, и российские коллеги с интересом меня обо всем расспрашивали. Я, размахивая руками, начинаю рассказывать, какой идиот тот, а какой идиот - этот, Ющенко, Тимошенко, а ваш там Путин... И в этот момент меня за руку хватает переводчица: «Тсссс!» Я не поняла. Я смотрю на нее, а обе мои русские собеседницы как-то забеспокоились. Они мне перед этим говорили, что «мы живем в СССР». И тут я все поняла. У людей рефлекторный страх пробуждается, когда кто-то вслух в публичном месте называет фамилии и имена! И тогда я начала верить им, когда они говорят: «Вы же другие люди! У вас походка свободных людей!» Так что становится мне все жальче и жальче русских. Это трагическая страна, трагический народ...
КСТАТИ
«Пусть хлебают полной ложкой!»
Печальной иллюстрацией того, как мы с россиянами говорим на разных языках и слышим разные вещи, хотя и пользуемся русским, послужила недавняя история, непосредственно коснувшаяся «Газеты...». Сергей Тихий, наш шеф-редактор, по просьбе российских коллег из «Известий» прокомментировал «газоценовой» кризис. Резонанс у заметки был невероятный - как и количество отзывов на нее. Увы, тональность этих отзывов просто пугающая... Предлагаем вам некоторые тезисы из этого материала, а также - самые характерные комментарии к статье посетителей интернет-форума «Известий».
Сергей ТИХИЙ, шеф-редактор «Газеты...»:
...В вашей стране считают, что народ Украины жутко страдает от разрыва с Россией и только из-за бешеных националистов на западе страны, а также своекорыстных чиновников в Киеве сохраняются раскол, разногласия и деление на два государства. Это глубочайшее заблуждение. Здесь понимают - и прямо об этом говорят, что в ситуации с газом речь не идет о защите жизненно важных российских интересов. Речь идет скорее всего о банальной мести за оранжевую революцию, за то, что мы посмели поступить по-своему. В российских телепрограммах и периодике (говорю о том, что сам видел и читал) редко встретишь доброжелательный, взвешенный, объективный материал об Украине... Прав был Владимир Ильич Ленин, рекомендуя проверять российского интеллигента на украинском вопросе: тогда истинное мурло отчетливо проступает через весь лоск и хорошие манеры... Засиделись и наши власти, и общество. Давно уже нужно было предпринимать какие-то шаги, чтобы уменьшать газовую зависимость страны. Сейчас Путин, сам того не желая, выдвинул этот вопрос на первый план.
Друзья России
Звания «пророссийский кандидат» не существует, во всяком случае, юридически. Нет ни в Киеве, ни даже в Москве контор, которые выдавали бы некий диплом установленного образца «самой пророссийской силы». Нету среди этих сил кастинга, нету СМС-голосования, ни даже конкурса красоты «Мисс Пророссийскость» или чего-нибудь в таком роде. Нас просто ставят в известность, что теперь образцом украинско-российской дружбы является вот этот и этот человек. Есть даже ритуал посвящения в друзья соседнего государства. В ходе которого фамилию избранного сначала оглашает политтехнолог Глеб Павловский, а российские медиа начинают говорить о пророссийских симпатиях отобранного кандидата, как о чем-то давным-давно известном.
Но вот критерии, по которым тот или иной украинский политик приобретает этот статус, остаются, увы, скрытыми от нас. Это одна из самых больших загадок Кремля. Это тайна, которая находится за семью печатями. А жаль. Честно говоря, мне чертовски хотелось бы услышать объяснение, почему в свои друзья Кремль записывает все время таких неподходящих людей? То Януковича с его Партией регионов - персонажей, словно списанных с сериала «Семейка Адамсов». Теперь, кажется, российская политтехно-логическая сила сконцентрировалась на таком персонаже, как Наталья Витренко. И вот уже известный у нас предвыборный гений Глеб Павловский на полном серьезе говорит о перспективах украинских пророссийских «миноритариев» (к которым - умный-то какой! Слова какие знает! - он зачисляет и Наталью Михайловну), и о том, как хорошо было бы через них управлять украинским парламентом. И вот уже российские СМИ доносят информацию об Украине в интерпретации Натальи Витренко, а сама она открывает в Белокаменной информационный центр. Причем никого в Москве даже не удивляет тот факт, что сами прогрессивные социалисты - карликовая партия, ее электорат, мягко говоря, специфичен, а влияние ее лидера на принятие решений приближается к нулю. Да и контакты российских полуофициальных лиц с этой политической структурой вряд ли приведут к всплеску русофильских настроений в обществе. Неужели Витренко - это и есть лицо украинско-российской дружбы? Да неужели же в стране никто больше не любит Россию, чем шеф ПСПУ? Да нет же, есть в стране и достойные, и авторитетные, и влиятельные люди, и их фамилии у нас общеизвестны. Но почему-то Витренко доверено быть официальной «про-российской» силой, а им - нет. А то ведь люди соображающие, глядишь, и вспомнят: скажи мне, Россия, кто твой друг, и у меня не останется сомнений в том, кто ты...
А все-таки, насколько лучше было бы, если бы московские политтехнологи все-таки создали какой-то ученый совет по аттестации пророссийских сил и давали бы им дипломы. И даже с ежегодной проверкой на «пророссийскость». А то мало ли жуликов среди этих «хахлов»!..
Николай Полищук
Комментарии на «известинском» форуме
(лексика и грамматика оригинала сохранены)
lilia lilia:
бред какая революция передел власти и не более а стадо наивных баранов было наряжено в оранжевые тряпки кроме корупции никто ничего хорошего не а платить надо вы уже и не братья и не сестры а незалежна жовто-блакитна яка бажае отрыматы билэт з майдану до Европы и флаг вам в руки только платите за газ не по скидками и по рыночным
Александр ПОПОВ:
Не знаю сейчас сколько народу в Киеве. Всегда в миллионном городе можно найти тысяч 10 бездельников и 20-30 тысяч недоумков и молокососов - вот вам и какая-нибудь революция. Пусть охолонут на морозце. Украина и есть окраина. Поднакопим силов и наведем порядок. Жалко, конечно дураков, но они же теперь независимые. Так что пусть хлебают полной ложкой
Иван ЖУКОВ:
Они собрались на Запад ещё при Кравчуке. Дурили голову и саботировали при каждом удобном случае. Нам выкормить натовскую змею на груди за собственные деньги - верх идиотизма. Над нами весь майдан потешаться будет сто лет. Гуантанамо и пропасть всяческих баз США не собираются отдавать. Пусть и Севастополь осаду выдержит. Крепчe будет. За колючку его.
«Газета по-киевски»









