УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Российский газ: хватило бы самим

Российский газ: хватило бы самим

Сегодня многие страны надеются на российский газ. Объемы его определяются как разница между добычей и потреблением в России. Ожидается, что добыча газа вырастет до 690 млрд. куб. м в 2010-2012 гг. Тогда масштабы экспорта будут зависеть от того, сколько газа потребуется нам самим. В 2000-2004 гг. ВВП России вырос на 26%, а потребление газа — на 18% и достигло уровня, определенного в «Энергетической стратегии России» на 2020 г. Этот документ, принятый правительством в 2003 г., устарел уже в 2004 г. Оказалось, что мы очень плохо умеем прогнозировать рост внутреннего спроса на газ. Ориентиры политики развития газовой отрасли оказались потерянными.

Экспорт или рост

При сохранении сложившейся зависимости роста потребления газа в России и установке на удвоение ВВП уже в 2012 г экспорта газа из России не будет. Арифметика простая: в 2005-2012 гг. при таких условиях ВВП вырастет на 85%, а внутреннее потребление газа — на 55% до 690 млрд. куб. м и сравняется в уровнем его добычи.

Наиболее вероятный темп роста ВВП в 2006-2012 гг. составит 4,5%. В этом случае рост внутреннего потребления газа приведет к тому, что уже в 2010 г. Россия столкнется с трудностями в выполнении заключенных долгосрочных контрактных обязательств, которые составляют 140 млрд. куб. м в год.

Без повышения эффективности использования не только газа, но и всех энергоносителей в России мы либо остаемся без экспорта газа, либо без экономического роста, либо без того и другого. Вывод и выход один: судьба экспорта газа зависит не столько от наращивания мощностей по его добыче, сколько от динамики его внутреннего потребления.

Цены на газ

Говорят, есть простой рецепт — повысить внутренние цены на газ. Вопросы: как, до какого уровня и что это даст? Резкое повышение цен приведет к торможению экономического роста и ускорению инфляции. Повышение цен на газ на 1% в течение примерно двух лет «расползается» по всей экономике и приводит к итоговому повышению общего уровня цен на 0,7%. Инфляция съедает часть доходов от роста внутренних цен на газ.

Рост цен на газ на 10% в год при сохранении инфляции также на уровне 10% в год и при фиксации нынешнего курса доллара приведет к удвоению цены в долларовом выражении - до $80 за 1000 куб.м в 2012 г. при сохранении ее покупательной способности на внутреннем рынке. При таком раскладе стимулов экономить газ у внутренних потребителей не добавится, а вот экспорт газа становится менее доходным, а при определенных обстоятельствах (при снижении цен на внешних рынках газа) даже убыточным. Если рост цен на газ будет опережать инфляцию, скажем, на 10% в год, то в 2012 г. издержки добычи и доставки газа российским потребителям составят $138 за 1000 куб. м. Привлекательность экспорта газа резко сократится. Реальная ситуация может быть легче, поскольку ожидается снижение цен на нефть и газ в 2007-2008 гг., что может привести к ослаблению рубля. Тогда издержки добычи вырастут менее значительно.

Политика в отношении курса рубля становится важным фактором судьбы газовой отрасли России и взвешивания преимуществ продаж на внутреннем рынке и на внешнем. При росте скорректированной на инфляцию внутренней цены газа к 2012 г. более чем на 70% внутренний рынок может стать привлекательнсе внешнего. Если постепенно выводить цену на мировой уровень к 2010-2012 гг., то с учетом расходов на транспорт газа внутренняя цена не должна превысите $70-80 за 1000 куб.м.

Считается, что повышение внутренних цен на газ приведет к падению его потребления в России. Неясно, на чем основан этот расчет. В 2000-2004 гг. цена газа в Европе повысилась на 60%, а потребление газа не только не снизилось, а росло даже быстрее ВВП. Некоторое снижение использования газа одними потребителями может быть компенсировано другими за счет отмены системы лимитирования. Главный вывод: повышение цен на газ может привести не к снижению внутреннего потребления, а к снижению экспортного потенциала и привлекательности внешних рынков газа.

Судьба экспорта и энергосбережение

Газовики это уже поняли. Ставятся амбициозные задачи по экономии газа, равные потенциалу экспорта газа из России. Но, во-первых, дальше разговоров дело не идет, а во-вторых, неясно, перед кем именно ставятся эти задачи. По энергорасточительности Россия занимает 10-е место в мире. Без осуществления политики повышения эффективности использования энергии выправить эту ситуацию невозможно. Между тем сегодня в России на федеральном уровне нет ни политики повышения энергоэффективности, ни соответствующей программы, ни органов власти, отвечающих за ее реализацию. Даже те слабые структуры, которые существовали ранее, пали жертвой административной реформы. Нет даже практики выделения повышения энергоэффективности хотя бы на объектах федеральной собственности, на финансирование энергоснабжения которых уходит не менее $4 млрд. в год.

Во всем федеральном правительстве нет не только ни одного структурного подразделения — ни одного чиновника, в обязанности которого входит работа по энергосбережению. Кто же будет разрабатывать и выполнять программы? Кому это нужно? Говорят: давайте займемся повышением энергоэффективности только в нефтегазовом секторе. Но это не решит проблемы. На собственные нужды нефтегазового сектора, потери и на транспорт газа по трубопроводам расходуется менее 45 млрд. куб. м в год. Даже если сократим расход на эти цели на треть, то это даст только 15 из искомых 150 млрд. куб. м.

Отношение федерального правительства к повышению энергоэффективности должно кардинально измениться! И не только российского правительства. Если экспорт газа из России начнет сокращаться, мировые цены на газ будут расти. То есть низкая энергоэффективность в России на фоне стремления ускорить экономический рост становится глобальной энергетической проблемой.

К сожалению, люди, которые занимаются повышением энергоэффективности, разобщены. Их уже много, но у них нет организующей, координирующей силы, нет штаба, который способен организовать выдачу на-гора экономии газа. Нужен союз с газовиками. Поле для деятельности большое. Только два примера. Около 50% котельных, работающих на газе, имеют фактический КПД ниже 80%, из них 32% — даже ниже 60%. Из-за нерациональной централизации теплоснабжения средние потери в тепловых сетях равны 20%. Доведение КПД котельных до 90% и снижение потерь до 10% эквивалентно экономии газа в размере 40-50 млрд. куб. м. Вот и ресурс для экспорта. Здесь, а не только в сфере наращивания добычи газа лежит ключ к сохранению Россией способности экспортировать газ в XXI в.

Игорь БАШМАКОВ

Исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии

«Экономические Известия»

www.eizvestia.com