УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«Неизвестные» блокировали "украинский Пентагон". В знак протеста

«Неизвестные» блокировали 'украинский Пентагон'. В знак протеста

В пятницу, 28 октября, обитатели старинного здания на Воздухофлотском проспекте столицы, в котором нынче размещается военное ведомство, пережили неприятные минуты. Вскоре после обеда три тяжелогруженых самосвала «КрАЗ» изменили свой маршрут движения по проспекту и заблокировали выезд с территории, на которой расположено Министерство обороны Украины. Водители, заглушив машины, быстро скрылись в неизвестном направлении до того, как к ним успели подойти сотрудники охраны военного ведомства. Нам тяжело судить, сколько явных и тайных выездов есть на территории украинского «Пентагона», но в результате столь неординарного поступка служебный транспорт Минобороны через его главную проходную двигаться не смог.

Сами военные при этом особой активности не проявили. Но нужно отдать должное правоохранительным органам, которые оперативно прибыли на место события. Ими было организовано движение автотранспорта, так как образовалась приличная «пробка», а сами события документированы с помощью видеокамеры. Вскоре сотрудникам милиции удалось завести самосвалы и убрать их в безопасное место. Удивительно, что на место событий не успели прибыть представители телеканалов и других СМИ.

Одновременно подобная акция была предпринята в другом районе города, где по аналогичному сценарию самосвалами была блокирована улица Бориспольская.

Формально, исходя из реалий несовершенства нашего законодательства, до сегодняшнего дня либерально реагирующего на попытки блокирования органов государственной власти, произошедшее можно интерпретировать исключительно лишь как нарушение правил дорожного движения. Если бы не одно но: согласно информации, полученной неофициально от сотрудников милиции, работавших на месте события, на лобовых стеклах машин были прикреплены плакаты. Их текст призывал министра обороны выплатить различные долги, в том числе задолженности по заработной плате некой организации под названием «Укрвоенстрой». Сотрудниками милиции при осмотре кабин самосвалов были также обнаружены путевые листы со штампами государственного предприятия Министерства обороны Украины «Укрвоенстрой». Так как к моменту инцидента обращений в милицию об угоне этих автомобилей со стороны их владельцев не поступало, то логично предположить, что это не провокация. Видимо, руководство и персонал «Укрвоенстроя» непосредственно причастны к подготовке и осуществлению столь необычной PR-акции.

«Укрвоенстрой»: кто есть кто?

Данное событие заставило поинтересоваться, что представляет из себя «Укрвоенстрой»? Как удалось узнать, это государственное предприятие Минобороны, которое хотя и находится в управлении военного ведомства, но по своей сути является хозрасчетной гражданской структурой, занимающейся коммерческой деятельностью. Хотя, по определению, все, кто причастны к военному ведомству, независимо от своего гражданского или военного статуса, отличаются высокой степенью дисциплинированности, а факт блокирования ими родного ведомства вызывает недоумение.

Справка:

Государственное предприятие Министерства обороны Украины «Укрвоенстрой» было создано в 1998 г. В период своего «расцвета» имело 10 филиалов по Украине. В Киеве и области компании принадлежали деревообрабатывающий комбинат №22, домостроительный комбинат №135, автотранспортное предприятия «АТП-1», «Сантехключ» и т.п.

Беглый сбор информации о предприятии позволяет предположить, что эта структура достаточно известная и одновременно проблемная. В 2001 году в отношении «Укрвоенстроя» было возбуждено дело о банкротстве по иску налоговой инспекции Дарницкого района. Предприятие в 2000 году не смогло погасить задолженности перед бюджетом в сумме 1,4 млн грн. Признанные судом требования к должнику превысили 2 млн грн. Кредиторами предприятия являлись восемь юридических лиц, среди которых ЗАО «Интер-контакт», ГК «Укртрансгаз», НАК «Нефтегаз Украины» и др. Однако эта сумма не отражала общего размера задолженности предприятия, поскольку большинство кредиторов «Укрвоенстроя» своевременно не подали заявления в суд. Общая же кредиторская задолженность компании составляла 46 млн грн. Среди кредиторов, не признанных судом, — банк «Хрещатик», АО «Национальная энергетическая компания «Энергетика и топливо Украины», «Киевгаз» и др. Весной 2001 года суд удовлетворил ходатайство руководства «Укрвоенстроя» о проведении санации предприятия за счет собственных ресурсов. Восстановить платежеспособность компании планировалось за счет ее реорганизации — администрация «Укрвоенстроя» была намерена избавиться от нерентабельных производственных мощностей. Хотя понятие нерентабельности любого производства в Киеве, как показывает наша недавняя история, в большинстве случаев ассоциируется с умышленным доведением его до банкротства с целью последующей сменой собственника.

Тогда, в частности, предусматривалась реализация имущества одного из киевских подразделений «Укрвоенстроя» — домостроительного комбината №135, расположенного в Дарницком районе. Данное предприятие, занимающееся выпуском крупнопанельных железобетонных изделий, якобы работало убыточно – и это на фоне строительного бума в Киеве?

После погашения за счет продаж основного долга и закрытия дела о банкротстве планировалось также погашение основной кредиторской задолженности и дальнейшее развитие предприятия.

Позже «Укрвоенстрой» опять фигурировал на высоком уровне, но уже в результатах проверки со стороны Генеральной прокуратуры Украины. В конце 2004 года Генпрокуратура провела проверку и обнаружила в Минобороны нарушения при использовании бюджетных и инвестиционных средств на строительство жилья для военнослужащих. Бюджетом на 2004 год на финансирование строительства и покупку жилья для военнослужащих было предусмотрено более 304 млн. гривен, при этом Минобороны 261,1 млн. гривен, или 86% предусмотренных средств, распределило на хозрасчетные предприятия. Как показала проверка, из-за такой смены бюджетного заказчика бюджетные средства использовались несвоевременно - неиспользованными оставались 142 млн. гривен, или 76% полученных средств, что существенно ограничивало возможности военнослужащих на получение жилья. В целом по соглашениям на строительство жилья, которые заключило государственное предприятие "Укрвоенстрой", дебиторская задолженность составляла более 5 млн. гривен. Тогдашний Генеральный прокурор Геннадий Васильев для устранения нарушений внес представление министру обороны, в частности поставил вопрос о привлечении виновных в нарушениях к ответственности.

Информация к размышлению

В том, что на предприятии есть проблемы, и люди пытались напомнить о них, ничего неудивительного нет. Демократия в любой стране всегда проходит через определенные этапы своего развития и эволюционирует при этом от зарождающейся демократии до ее развитой фазы. Так же как и формы проявления демократии могут колебаться от блокирования госучреждений до других, более цивилизованных вариантов.

В контексте данного события настораживает тот факт, что хотя лозунги протестующих и носили экономический характер, но объектом акции было выбрано именно силовое ведомство.

Удивительно, что событие застало военное ведомство фактически врасплох. Не является тайной, что все структуры Минобороны обслуживаются в повседневной деятельности особым подразделением Службы безопасности Украины – военной контрразведкой. Пускай никого не вводит в заблуждении ее название: работа контрразведчиков связана не только с борьбой против иностранных разведок, а реально охватывает многие спектры жизни воинских коллективов. Удивительно, но, скорее всего, упреждающая информация от них о подготовке акции не поступила. Следовательно, руководством военного ведомства не были реализованы превентивные мероприятия по ее недопущению. Причем нужно повторить, что проблема не в том, что люди решили отстаивать свои интересы, а в том, что это было сделано не самым цивилизованным способом и не было упреждающей информации, позволяющей ликвидировать конфликт до его эскалации. Теперь любой желающий, видя реальный прецедент, может возомнить себя способным подготовить и безнаказанно осуществить правонарушение против любого государственного объекта.

Возникает также вопрос, насколько защищено само здание украинского «Пентагона» от различного рода противоправных действий. Ведь сегодня это была попытка блокирования, но где гарантия, что завтра, например, кому-то не захочется прорваться на его территорию? Ведь военный контингент именно нашей страны находится сегодня в Ираке, а руководство государства ставит вопрос о поддержке страной различных мероприятий мирового сообщества, начиная от кампании в Афганистане и заканчивая присоединением к антитеррористической операцией НАТО «Активные усилия» в Средиземном море. Многие журналисты, побывавшие с визитами в военных ведомствах других стран, отмечают серьезность мер предосторожности в плане обеспечения их безопасности. После событий 11 сентября 2001 года в США многие правительственные здания, военные объекты, а также военные базы и американские посольства в других странах ограждены от «демократической общественности» бетонными блоками и другими средствами защиты.Россияне, наученные горькими примерами Чечни, или же израильтяне, много лет «мирно» живущие рядом с «братскими» палестинским, ливанским и другими народами, более расторопны, когда возле их режимных объектов тяжелые грузовики начинают массово «нарушать правила дорожного движения». Видя невысокий забор вокруг военного ведомства у нас и находясь под впечатлением недружественной акции «Укрвоенстроя», поневоле начинаешь задумываться…