Алексей Данилов, губернатор Луганской области: "Если кто-нибудь пытается вас "крышевать", обращайтесь ко мне"
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
О РОСТЕ ЭКОНОМИКИ И БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
— Результаты опросов свидетельствуют, что рейтинг экс-губернатора Луганщины Александра Ефремова остается высоким и пока превосходит ваш.
— Видите ли, государственного информационного пространства на территории нашей области не существовало и, к сожалению, не существует по сей день. Государственной позиции на телевидении Луганщины вообще никогда не было. Не говоря уж об осени 2004-го, когда в его эфире творилось такое... Какую бы газету вы ни открыли, везде был Ефремов, его статьи, статьи о нем и т.д. Люди не получали честной, объективной информации. А когда льют только сироп, на него часто садятся мухи. Не было честного рассказа о деятельности Ефремова, о том, что он сделал, будучи при власти колоссальное количество времени. Ну скажите, вот что он сделал?
— Многие считают, что область обязана ему экономическим подъемом...
— Ну, у нас экономика-то тоже не "падает", что бы ни говорила Елена Бережная (зампредседателя Луганской областной организации Партии защитников Отечества, один из ярых политических оппонентов губернатора. — Ред.). А рейтинг Ефремова не имеет к моей работе никакого отношения. Я не ставлю перед собой цель его догнать и перегнать. Для меня главное — быть государственным человеком. С этой мыслью каждый из нас должен ложиться спать и просыпаться утром. Я подхожу ко всему с государственной точки зрения.
— К успехам в экономической жизни можно отнести тот факт, что область весьма успешно справляется с платежами в бюджет.
— Сбор налогов, платежи в Пенсионный фонд, все то, что мы должны государству, — это вопрос первостепенной важности для нас. И у нас есть два колоссальных источника проблем, по которым мы еще недорабатываем.
Во-первых, зарплата, которая во многих случаях по-прежнему выплачивается в конвертах. Когда я пришел к власти, на 90% малых и средних предприятий руководители именно так и поступали. Теперь эта цифра значительно уменьшилась, но и сейчас 68% предприятий платят "по-черному". Именно в марте в области серьезно выросла официальная средняя зарплата, потому что я сразу после своего назначения собрал предпринимателей и сказал: "Дорогие друзья, заканчивайте заниматься этими вещами". Тем не менее я убежден, что в Луганской области средняя зарплата сегодня составляет не официально признанные 816 грн., а не менее 1200 грн., только она "в тени".
Второй бедой является земельный вопрос. У нас сегодня запутанные земельные отношения. Органы местного самоуправления являются распорядителями земельного ресурса, но действуют непрозрачно. Попробуйте получить землю, и вы погрязнете в хождениях по инстанциям. Если бы бизнесмены приходили и жаловались мне, я бы принимал меры. Но еще ни один не зашел. Предпочитают решать за взятку.
— И какой же выход, на ваш взгляд?
— Должна существовать прозрачность в вопросах аренды и продажи земли. Если вы сегодня спросите в любом горсовете, сколько они выдали разрешений на продажу земельных участков, то вам ничего не ответят. А если знать, сколько участков выдано и какова их площадь, да умножить все это на размер земельного налога, то сразу станет видно, какое колоссальное количество средств мы недополучаем в бюджет. Всему виной коррупция, непрозрачность работы ответственных госструктур. Земля является товаром, но латентным, можно сказать, товаром "из-под полы". Ее можно получить только по блату, пользуясь родственными связями или за взятку. Государство, к сожалению, не вывело этот товар на свет. Из-за того, что в Луганске крайне запутана ситуация с землей, тормозится и жилищное строительство.
— То есть проблема не только в местных советах, но и в законах, а также в плохой работе госструктур?
— У нас недорабатывают силовики. Деятельность прокуратуры Луганска вообще мне непонятна, я просто не знаю, чем она занимается. Мы обращались с запросами по выделению земельных участков, но ответа нет. Например, мой знакомый взял 2,7 га земли, оформил ее под предприятие в аренду. Спрашиваю у него, сколько он заплатил. Отвечает: $27 тыс. Это взятка за землю и оформление аренды по минимальным расценкам. А должно быть все прозрачно. Любой участок должен выделяться через аукцион.
ОБ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
— Каким вы видите дальнейшее развитие угледобывающих предприятий региона? Будете ли и дальше закрывать шахты или, напротив, откроете новые и расконсервируете старые?
— Когда "ребята" (назовем их так) закрывали угольные шахты, это была стратегическая ошибка. Я уже не говорю об экологических последствиях, которые просто катастрофичны для Украины. Я говорю о политике. Когда Кучма и Тихонов (председатель Луганского областного совета. — Ред.) принимали решение закрыть шахты, они, таким образом, ставили Украину в зависимость от зарубежных поставщиков топлива. Мы сегодня вынуждены искать поставщиков газа и нефти в арабских странах, смотрим в сторону Туркмении. А ведь нам необходимо развивать свой энергетический потенциал. У нас же богатство под ногами. Когда закрыли 43 шахты, то в них осталось 1 млрд 74 млн т угля. Поэтому иначе как преступлением такие действия назвать нельзя.
— То есть вы противник закрытия шахт?
— Те шахты, в которых угля осталось немного (около 300 тыс. т), расконсервированы не будут. Но есть шахты с десятками миллионов тонн разведанного угля. Мы сейчас анализируем ситуацию с шахтами и перспективные будем восстанавливать.
— Что означает слово "будем"? Кто будет их восстанавливать — государство, частные инвесторы?
— Ясторонник частного инвестора, потому что государство — самый плохой собственник из всех возможных. Сегодня у нас много предложений от частных фирм, готовых купить закрытые шахты. Считаю, что государство должно их продать. Но в этом вопросе много подводных камней, условностей, те же земельные вопросы...
— Последнее время вы очень активно пропагандируете идею производства бензина из угля, весь Луганск увешан билбордами, готовится соответствующая конференция. Но у этой затеи много критиков...
— Это прекрасная, многообещающая идея. Ведь запасы нефти в мире конечны, и все понимают, что цена на нее будет и дальше расти. А у нас есть миллионы тонн угля. Технология производства жидкого топлива из угля была предложена впервые в Германии в 20-е годы прошлого века и вскоре стала широко применяться в ЮАР. Теперь в ряде стран ее пытаются модернизировать и внедрять. Например, в 1980-е годы в России предприятие "Тулауголь" из 3 т каменного или 5 т бурого угля вырабатывало 1 т дизельного топлива. Мы проработали экономические нюансы внедрения подобной технологии и считаем направление очень перспективным.
— Кто будет финансировать проект?
— Это может быть как государство, так и частный бизнес.
0 ЧАСТНОМ БИЗНЕСЕ, КОНТРАБАНДЕ И "АЗОТЕ"
— А как вы намерены взаимодействовать с малым и средним бизнесом, который в Луганской области развит значительно слабее, чем, скажем, в Западной Украине?
— Существует большая проблема, связанная с тем, что наша область — одна из самых "крышуемых" по бизнесу (как будто в западных областях такой проблемы не существует. — Ред.). Принципы провозглашены сегодня новые, но люди-то остались старые. У нас было несколько встреч с бизнесменами, на которых я предлагал: если кто-нибудь пытается вас "крышевать", обращайтесь сразу ко мне, будем принимать меры. Дал все свои телефоны. Но они не обращаются. Их приучили, что проще обратиться к какому-то клерку в налоговой, милиции, пожарной охране и решить свои вопросы с ним, дав взятку. Трудно поломать этот стереотип, но мы ведем кропотливую работу в этом направлении.
— Вы часто говорите о том, как вредит области контрабанда, что борьба с ней — один из приоритетов новой власти.
Но за время операции "Контрабанда — СТОП!" изъято товаров всего на 14 млн грн. Цифра не головокружительная...
— Проблема контрабанды стоит весьма остро, и решить ее мешает коррупция. Но много уже и сделано. По оперативной информации, две крупные контрабандистские группы, у которых здесь были базы, просто ушли с нашей территории, увидев, какая идет борьба. Было 28 групп, теперь осталось 26. Мы знаем, где все они расположены. Наша задача, чтобы ушли все.
— Если вы знаете, сколько их и где они находятся, то что мешает их ликвидировать, зачем ждать, пока они куда-то там уйдут?
— Правоохранительные органы этим занимаются. Говорят, вопрос в работе. А я им говорю, что хотелось бы видеть не только процесс, но и результаты. Надо бы решительнее. Я никогда не говорил, что пограничники сами участвуют в контрабандных операциях, просто замечаю, что на территории границы по закону никого, кроме пограничников, не может быть. А машины проезжают. Наша граница остается прозрачной, она не на замке, и это очень опасно. Есть же не только экономическая контрабанда, но и политическая — терроризм, наркотики, оружие. Она еще более опасна.
— Когда в высших эшелонах власти нет единого мнения по какому-то вопросу, как вы решаете эту коллизию? Например, в случае с северодонецким "Азотом" Юлия Тимошенко ясно высказалась за возврат предприятия в госсобственность, а Анатолий Кинах призвал договориться с инвесторами. Чью позицию вы поддерживали как губернатор?
— Конкретно по "Азоту" я высказал Анатолию Кирилловичу свою позицию. Я глубоко убежден, что Кучма росчерком пера незаконно передал "Азот". Я думаю, предприятие нужно вернуть, а потом продать на конкурсной основе тому, кто больше заплатит. Мне неважно, кто это будет, но государство Украина должно получить за него $2 млрд — столько оно стоит на сегодняшний день. Должна пройти законная процедура. Вот смотрите — государственное предприятие при прежнем руководстве доведено до банкротства. Потом эти же люди стали руководить ЗАО, и сразу же работа у них стала эффективной, сразу все в шоколаде.
— Но вы же говорили, что государство — самый плохой собственник. А когда у этих людей появились собственные мотивы, они стали управлять эффективнее...
— Мы ожидали, что менеджмент поменяют. Потому что старое руководство обанкротило предприятие. По этому поводу должно быть открыто уголовное дело. Нужно продать предприятие на конкурсной основе. Пусть это будет иностранный инвестор, не важно. Главное, чтобы производство работало, чтобы платили налоги, чтобы зарплата была максимальной. Нужно научиться выполнять законы Украины, нравится это кому-то или нет.
О ПОЛИТИЧЕСКИХ НЕДРУГАХ
— С тех пор как вас назначили губернатором, постоянно муссируются слухи о том, что вас вот-вот отправят в отставку. Отчего бы это?
— Все имеет свои четкие причины и объяснения. Если говорить о начале кампании по дискредитации господина Данилова и его команды, то речь идет о некоторых народных депутатах, их интересах. Меня связывают через Михаила Бродского с Юлией Тимошенко. Хочу сказать, что я с большим уважением отношусь к Юлии Владимировне, а с Михаилом у нас давние взаимоотношения. Я всегда говорил, что это очень своеобразный и интересный человек. Так вот, мои с ними отношения и вызвали события, о которых вы спрашиваете (многочисленные митинги протеста, письма, подписанные членами коалиции "Сила народа ", против назначения Данилова на должность губернатора. — Ред.). Активное участие в них г-на Кармазина (народный депутат Украины. — Ред.) убеждает меня в том, что он лично заинтересован в моей отставке, что именно он стимулирует деятельность в Луганске Елены Бережной, которая все это время генерирует скандалы вокруг моего назначения.
— Отчего же у г-на Кармазина такая нелюбовь к вам?
— При прежней власти в Луганской области работал одессит (назовем его, к примеру, Петр Петрович), который контролировал все угольные потоки в области. Его деятельность была полностью в теневом, криминальном поле. Кармазин тоже из Одессы. Возможно, их что-то связывает, иначе я не понимаю, что именно "забыл" Кармазин в Луганской области, почему он с Бережной здесь "всплыл". Раньше, до выборов, он на каждом углу рассказывал, какими непорядочными людьми являются господа Тихонов и Ефремов. Теперь он переключился на меня.
— Ваши взаимоотношения с облсоветом весьма напряженные. Даже когда этим летом в область приезжали Виктор Ющенко и Анатолий Кинах, руководства облсовета не было видно рядом с высокопоставленными гостями...
— Это их проблемы, почему они не сочли нужным присутствовать на празднике, сопровождать Президента Украины в его поездке. По протоколу Тихонов должен был присутствовать. Ссылки на то, что его не пригласили, просто смешны.
— Так все-таки, какие у вас взаимоотношения с облсоветом?
— Конфликта у нас нет. Каждый занимается своим делом. Но я не могу сказать, что мы находим общий язык по стратегическим и тактическим вопросам. У каждого свои дела. Честно говоря, я не могу рассказать, чем занимается облсовет, но знаю, каковы его функции по закону. Если решения облсовета лежат в рамках закона, то они обязательны к исполнению администрацией. А дружим мы или не дружим... Я ровно отношусь к таким вещам. Главное — интересы государства и области.
Елена Привен, «Бизнес»