УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Научи меня, малыш

600
Научи меня, малыш

Отдельной датой в календаре (1 июня), мир еще в 1950 году зафиксировал, как аксиому, необходимость защищать человеческое потомство и всячески поддерживать его развитие. И это правильно для гуманного цивилизованного общества.

Однако, для действительно гуманного и цивилизованного общества, наверное, было бы правильнее не столько героически бороться со злом, сколько понять его корни. Не только не допускать насилия или обиды в отношении ребенка, ущемления его чести и достоинства, но и изначально зафиксировать, почему возможны такие ситуации, и бороться уже с ними, с причиной.

Как бы дико это не прозвучало, но и защитники детей, и их обидчики – это полюса одной плоскости. И имя ей - патерналистическое отношение к детям: как взрослого к ребенку, сильного по отношению к слабому и беспомощному. Строя свои отношения с ребенком по принципу снисходительности, взрослый часто впадает в искушение избыточности своей воли по отношению к воле ребенка: хочу позащищаю, хочу накажу. Мерило одно: «Как я, взрослый, считаю, так для тебя, ребенка, и лучше». Такая парадигма «я-начальник, ты – дурак» в отношении детей и порождает многие перекосы по отношению к детям: от излишней заботы до полного пренебрежения маленькой личностью, вплоть до физического насилия.

В такой монологичности отношений между родителями и детьми и кроются все недостатки воспитания, которые потом всю жизнь сопровождают взрослых в виде комплексов. И новые взрослые копируют этот усвоенный опыт воспитания - круг замыкается.

Рискую предположить, что стоит сменить парадигму восприятия детей и детства вообще. С вечного монолога взрослого, который всегда знает, как лучше, на диалог с ребенком, который вернее знает, как ему лучше, и может подсказать. От стремления говорить – к стремлению слушать. От желания самовыразиться через ребенка – к стремлению дать ему простор для самореализации. Вспомнить, наконец, что относиться к детям надо как к цели и никогда, как к средству.

Отказаться от собственной важности взрослого, от власти доминировать, оказывается, не так уж и трудно. Достаточно просто вдуматься и уяснить то, кто и что такое есть ребенок.

Я считаю, что детство, как термин физиологического созревания, скажем так паспортное детство – это всего лишь непродолжительный период в жизни человека и его души, когда он дает нам, взрослым, возможность стать лучше. Дети – наши учителя, а не наоборот. Давая нам возможность и свободу проявить себя, все свои качества, дети стают для нас венцом раскрытия нашей личности.

Но вместо благодарности и созидательного творчества, люди часто впадают в крайность своеволия, поддаются искушению абсолютной свободы по отношению к человеку, который от них зависим. Вот потому то и нужны социальные регуляторы в виде прав и правозащитных институтов, чтобы справиться при случае с перекосами отдельных взрослых, чтобы удержать их в неких общих рамках по отношению к ребенку. Однако, все это может оказаться совсем ненужным, если принять как факт, что дети приходят не для нас, а через нас, что для них высший авторитет – это не родители, а их Создатель, давший право родиться. А дело родителя, взрослого вообще, - сопроводить по жизни, до того момента, пока человек в этом нуждается.

Я не умаляю авторитета родителей и семейных уз, и не призывают к безграничной вседозволенности по отношению к детям. Это было бы такой же халатностью по отношению к развивающемуся индивидууму, как и, к примеру, стремление врача следовать при лечении рецептам больного. Разница в опыте в обыденных вопросах делает руководство по отношение к детям неизбежным. Но, стоит помнить, что мы просто делимся с маленьким человеком необходимыми навыками для жизни в социуме. Речь о том, как важно слышать и видеть детей, интересоваться ими по-настоящему, спрашивать их мнения и прислушиваться к нему. Причем важно не только по отношению к собственным детям в свое время родителя.

Смысл в защите прав ребенка не столько в том, чтобы вырастить благодарного гражданина, сколько более глубокий, духовный. Причем нам, взрослым , в уважать и прислушиваться к детям нужно в большей степени, чем им к нам.

Маленький человек - это потенциал, получивший право на реализацию. И этим он уже ценен. Да, пока он еще человек маленький, он нуждается в помощи и поддержке – сначала сугубо донорской, но чем дальше, тем более партнерской. Без пиетета, но с должным уважением, поддерживая, но прислушиваясь к маленькому взрослому, родитель становится разумным донором, получает шанс стать лучше, проработать в себе свои слабые стороны и порадоваться своим силам и талантам. В этом смысле, дети возвращают нас самим себе, возвращают нас в наше детство, когда мы и были такими же настоящими, заряженными и помнили свое предназанчение. Помогая нам снять бремя нашей важности, через игру и открытое сердце, дети говорят и чувствуют нечто, что может быть очень важно услышать и почувствовать именно нам, казалось бы уже таким взрослым. Иными словами, ребенок – это такой стимул для личностного роста, аналог которому трудно и представить. Пространство детей – это пространство вариантов и возможностей в будущем в том числе и для вас самих.