УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Сумасшедший гений подарил Киеву Богоматерь

3,0 т.
Сумасшедший гений подарил Киеву Богоматерь

Для реставрационно-восстановительных работ в числе прочих был приглашен и молодой Врубель. Он дополняет «Въезд в Иерусалим», пишет «Сошествие Святого Духа на апостолов». Но самой звездной работой художника стала «Богородица с младенцем», которую он написал в лучших традициях мастеров итальянского Возрождения, но творение весьма необычно: трогательный овал лица, пухлые губы, большие томные глаза… Все дело в том, что у этого образа есть реальный прототип – жена профессора Адриана Прахова, руководившего реставрационными работами, в нее был страстно влюблен 28-летний Михаил Врубель.

Любовь оказалась безответной

Киев в те времена был тихим патриархальным городом, где любой маломальский адюльтер сразу становился объектом сплетен. Разумеется, молодой темпераментный художник, оказывающий знаки внимания замужней 32-летней киевской матроне с тремя детьми, не мог не вызвать живого интереса у местных кумушек. Богемная молодежь часто по вечерам собиралась в доме профессора Прахова на посиделки за чаем. Душой компании неизменно была очаровательная супруга Адриана Викторовича – Эмилия Львовна. Она была значительно моложе своего мужа, образованна, умна, с хорошим вкусом и манерами. При этом вспыльчива, с сумасшедшинкой. Сохранились воспоминания современников об этой женщине. Так, художник Мурашко был неприятно удивлен, обнаружив на врубелевских эскизах черты «этой крикухи». Врубель страшно огорчился: «Вы не то увидели!». А вот какой запомнилась г-жа Прахова ее правнучке - киевской художнице Александре Праховой, с которой встретилась корреспондент «КП». - Эмилия Львовна была дамой с придурью, - говорит она. - В нашей семье знали, что нельзя во время семейной трапезы огорчать бабулю – ведь она могла не моргнув глазом вылить чай за шиворот кому-то из сидящих или разбить чашку о пол. Она была довольно властным человеком - эдакая домашняя Салтычиха. Эмилия Львовна испортила жизнь своей дочери Елене. В нее был влюблен тогда малоизвестный художник Михаил Нестеров и даже якобы сделал ей предложение. Но Эмилия Львовна воспротивилась, сказав, что Леля достойна лучшей партии. В итоге Елена так и не вышла замуж. Кстати, Варвара-великомученица в правом иконостасе Владимирского собора написана Нестеровым с Елены Праховой. Узнав об этом, жена тогдашнего киевского генерал-губернатора вспылила: «Что же мне - ходить молиться на Лельку Прахову?!». И маленький Иисус на руках у Богоматери в Кирилловской церкви тоже имеет «праховское» происхождение: его Врубель писал со второй дочери Эмилии Львовны - Ольги. - Прабабушке льстила любовь Врубеля, - продолжила Александра Николаевна. - Но романа с физической изменой мужу у них никогда не было. Да и не испытывала она ответного чувства к Врубелю, который, по ее словам, «вел себя странно и просто по-детски». Однажды пришел в гости к Праховым с лицом, измазанным зеленой краской. «Что вы с собой сделали?» - удивилась Эмилия Львовна. «Так красиво же!» - ответил Врубель.

Прощай, Киев…

По окончании работ в Кирилловской церкви Врубель должен был приступить к оформлению Владимирского собора – Прахов обещал ему крупный заказ. Но профессор внезапно меняет свое решение. Трудно сказать, что послужило истинной причиной отказа: то ли мужская ревность, то ли жалобы жены на ставшего навязчивым влюбленного гения. Для отвода глаз Прахов отправляет Врубеля в Венецию. Там на цинковых пластинах художник пишет иконы - Кирилла Александрийского, в честь которого названа Кирилловская церковь, Христа и Богородицы. По возвращении в Киев художник узнает, что Прахов таки отдал выгодный заказ другим художникам. То есть оставаться в Киеве, принесшем столько личных страданий, Врубелю не было смысла.

Смерть сына и безумие

Художнику всю жизнь фатально не везло с женщинами. Решил жениться на красавице Людмиле Тарнавской, но ее не интересовал нищий студент. А когда Врубель получил большие деньги за картину «Моление о чаше» - ее купил миллионер Терещенко, - он тут же помчался в цирк. С ходу влюбился в молодую итальянскую наездницу и в первый же вечер сразу сделал предложение. Но - снова получил отказ. Еще в Киеве у художника начинают проявляться первые признаки душевной болезни: агрессивность сменяется меланхолией, и так по нескольку раз в сутки. Как-то он сказал друзьям, что срочно уезжает на похороны своего отца, а через два дня после его отъезда «покойник» приехал в гости к сыну. Врубель пускался во все тяжкие, пропивая заработанные тяжелым трудом деньги, не обошел его стороной и «гусарский насморк» - сифилис. Осенью 1889 г. художник переезжает в Москву. Там знакомится с известным богачом и меценатом Саввой Мамонтовым, который буквально заваливает его заказами. В это же время в частном оперном театре Мамонтова он, наконец, встречает свою судьбу - талантливую оперную певицу Надежду Забелу, пишет ее портреты. Через четыре года семейной жизни у них рождается сын Саввочка. У ребенка была заячья губа, что очень удручало отца. А через год Врубель сошел с ума. Последней каплей стала смерть сына: по дороге к родственникам в холодном вагоне он заболел крупозным воспалением легких и не выжил. Это по роковой случайности тоже произошло в Киеве.

«С Кирилловского начал, в нем и закончу»

Сам художник, осознавая, что ему не вылечиться, как-то с грустью сказал жене: «Я, наверное, с Кирилловского начал, в нем же и закончу» (в Кирилловском монастыре в Киеве размещалась больница для душевнобольных). Проявления душевной болезни Врубеля были тяжелыми: сначала мания величия – художник возомнил себя императором; затем – мания преследования. Михаил Александрович с женой странствуют по разным клиникам, но здоровье только ухудшается: падает зрение, в конце концов наступает полная слепота. Даже в таком состоянии он пытался работать, используя короткие моменты просветления.

14 апреля 1910 года в Санкт-Петербурге Михаила Врубеля не стало…

Позже вдова художника написала в дневнике: «…Сегодня тепло совсем, весна уже чувствуется на кладбище. Священник из Новодевичьего монастыря сказал: «Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что бог простит тебе все грехи, так как ты был работником». Потом говорил Блок. Его речь длинная, красивая, похожая, может быть, на картины Врубеля. Он сказал, что покойного лично не знал, что рассказы о нем точно сказки, что он слышал, будто Врубель 40 раз переписывал Демона и один раз лицо вышло неописуемой красоты. Что Врубель - гений, который видел то, чего никто не видит…».

БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ

«Восточная сказка» началась со скандала Однажды Врубель принес возлюбленной - Эмилии Праховой - эскиз своей будущей гениальной картины «Восточная сказка»: «Это вам от меня подарок». Прахова посмотрела на вполне зрелое, прекрасное произведение и не решилась принять такой презент. - Что вы, Михаил Александрович! Эта «Восточная сказка» слишком хороша – лучше предложите ее Терещенко, он у вас с удовольствием купит работу. - Ах, так вы не хотите?! - разозлился художник и порвал эскиз на глазах у Эмилии Львовны.

Правда, на следующий день она вернула ему рисунок, склеенный из мелких кусочков.

КСТАТИ

Известный украинский режиссер Леонид Осыка в 1989 году снял документально-художественный фильм о киевском периоде жизни художника «Этюды о Врубеле». Сценарий фильма он написал совместно с Сергеем Параджановым.

Неля Щербашина, "Комсомольская правда в Украине"