УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Взрыв по-министерски

561
Взрыв по-министерски

Прогрохотавшие неподалеку от городских околиц взрывы слышали многие киевляне. Правда, вряд ли кто придал этой канонаде значение, поскольку известно, что наши доблестные ракетчики в столичной округе больше не упражняются. Но, оказывается, кроме Вооруженных Сил, большие неприятности мирному населению может устроить и другая содержащаяся на деньги налогоплательщиков структура

О мощном взрыве в непосредственной близости от поселка Чабаны нам сообщили местные краеведы, которые сочли кощунством тот факт, что саперы, уничтожая обнаруженные здесь боеприпасы времен Второй мировой, подорвали ДОТ (долгоживущая огневая точка) № 182 — один из особых объектов Киевского укрепрайона. По-варварски разрушенный, он так и не дожил до 65-летия героической обороны Киева, которое будем отмечать в нынешнем году. И мы решили выяснить: зачем было взрывать ДОТ?

Из материалов, поступивших от МЧС на запрос «Киевского региона», следовало, образно говоря, что эта огневая точка еще раз послужила нам защитой, приняв на себя удар 83-х снаряженных минометных мин, обнаруженных в поселке Чабаны. Как нам разъяснили в официальном сообщении, те мины были отнесены ко второй категории (исключается транспортировка). Поэтому было принято решение уничтожить мины «в ближайшем безопасном месте». Как утверждают теперь в МЧС, такое место — ДОТ № 182 — было указано представителем райвоенкомата (по согласованию с управлением МВД и органами местной власти).

У редакции, по большому счету, не было оснований сомневаться в компетентности специалистов МЧС, тем не менее, как говорится, доверяй, но проверяй! И проверка оказалась совсем нелишней.

В частности, в сообщении из министерства отмечалось, что избранный для подрыва боеприпасов ДОТ находится на расстоянии 2,5 километра от поселка Чабаны (о чем и свидетельствует акт №199 на выполнение работ по очистке местности от взрывоопасных предметов). На самом же деле 182-й ДОТ находится всего в каких-нибудь 700 метрах от южной жилой застройки поселка Чабаны. Что это — просто ошибка или грубая, небезопасная подтасовка? Пришлось проверять и другие данные. В сообщении МЧС утверждается, например, что расстояние от места подрыва до ближайшего газопровода составляет 800-900 метров. Уточняем эту весьма приблизительную информацию на месте, и оказывается, что... всего на расстоянии 50, 40 и 30 метров(!) от боевой точки стоят бетонные столбики с наклонными сине-желтыми полосами, обозначающие место прохождения трубопроводов! На четвертом столбике, который расположен практически возле самого ДОТа, сохранилась даже табличка, информирующая о том, что место это — взрывоопасное, так как здесь проходит газопровод высокого давления. Странно, что именно это место саперы выбрали для уничтожения боеприпасов. Ведь мощный взрыв мог не только разрушить ДОТ, но и повредить четыре нитки газопровода высокого давления (диаметром од 300 до 1200 мм)! А взрыв был очень мощным. Треснули, как орех, полутораметровые железобетонные стены ДОТа, подорванной оказалась крыша...

В качестве экспертов редакция привлекла ветеранов войны. И вот что разъяснил бывший военный сапер Иван Погребняк после осмотра полуразрушенного сооружения: «Даже если и не было другого выхода и мины следовало уничтожать именно здесь, то сделать это можно было без столь серьезных разрушений. ДОТ способен выдержать подрыв нескольких мин без особых последствий. Но, похоже, «грохнули» одним взрывом»...

Дальше — больше. В сообщении МЧС отмечается, например, что место подрыва боеприпасов (ДОТ № 182) было указано представителем Кие-во-Святошинского райвоенкомата (есть у него такое право), а также согласовано с представителями управления МВД и органами местной власти. То есть были соблюдены все нормы. А вот что оказалось на самом деле. Представитель местной власти — заместитель председателя Чабановского поселкового совета Анатолий Загорулько, действительно, слышал об операции по уничтожению боеприпасов и даже акт № 199 подписал о их подрыве, но только о том, что ДОТ «в клочья разорвало», даже не догадывался.

А еще больше удивился, когда лишь от редакции узнал, что мины подрывали буквально... на газовой трубе! А должен был знать (и участвовать в выборе места подрыва!), ведь все это происходило на подведомственной поссовету территории. Кстати, Анатолий Иванович рассказал, что и раньше здесь находили много боеприпасов и саперы подрывали их в ближайшем карьере...

Представитель Киево-Святошинского райвоенкомата майор Шило, который, по данным министерства, «указал место подрыва», тоже подписал акт №199, но, как сообщил в связи с этим заместитель военного комиссара, «кажется, его там не было». Сам майор подтвердил свое присутствие на операции, но... отказался от того, что именно он «указал место подрыва», — настаивает, что выбор места взрыва боеприпасов «остается за саперами». К сожалению, сообщить о каких-либо деталях операции он не смог, а относительно подорванного памятника истории отметил: «А знаете, сколько их здесь...»

И, наконец, последней точкой во всей этой ситуации были... возмущения произведенным взрывом в охраняемой зоне газопроводов, которые высказал нам начальник линейной эксплуатационной службы Боярского управления магистральных газопроводов Виктор Лохман. Какие-либо работы, проводимые в зоне прохождения магистральных газопроводов, должны непременно согласовываться, на их проведение выдается специальное разрешение. Но в управление, оказывается, никто за разрешением не обращался! «Ни под каким предлогом разрешение на взрывные работы в этой зоне я бы никогда не выдал! — заявил Виктор Лохман. — Ведь только по счастливой случайности все обошлось без серьезных последствий».

Анатолий НИКОЛАЕВ, Киевский регион