УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Пожар в аграрном университете Киева: ректор в шоке

Пожар в аграрном университете Киева: ректор в шоке

Масштабный пожар в админкорпусе Национального аграрного университета в Киеве вспыхнул в воскресенье под вечер. Пожарные сражались с огнем более четырех часов. В результате пожара выгорел только что отремонтированный верхний этаж. "Обозреватель. Кияни" побывал на месте чрезвычайного происшествия наутро после пожара и пообщался с ректором университета – Дмитрий Мельничук рассказал, как начался пожар и почему он не отбрасывает версий о поджоге.

Вместо лекций на попелище

Возле третьего корпуса Национального аграрного университета в понедельник было людно с самого утра. Кроме толпы зевак, возле здания, горевшего в воскресенье, продолжали стоять пожарные машины и скорая помощь. Хотя с огнем МЧС-никам удалось справиться еще накануне.

"Пожар был ликвидирован в 21.32. В здании были деревянные перекрытия, поэтому гасить огонь было сложно. Наши сотрудники сейчас остаются на месте, помогают разгребать завалы", - сообщила "Обозревателю" Наталья Иваненчук, руководитель пресс-службы ГосЧС Украины.

На разрушения, причиненные огненной стихией университету, утром пришли посмотреть студенты и сотрудники вуза. Возле сгоревшего здания постоянно останавливались прохожие, некоторые - с детьми. Но оценивать размеры ущерба зевакам приходится с другой стороны улицы. Ближе любопытных не пускает милиция и ограждающая лента. "Правильно, что не пускают - ведь здание в любой момент может обвалиться кому-нибудь на голову", - поддерживает решение об обеспечении безопасности граждан один из любопытствующих студентов.

Сотрудников университета, которые еще в пятницу приходили на работу в тогда еще целый админкорпус, в толпе узнать легко: многие из них выглядят немного растерянными или заплаканными. Несмотря на то, что все присутствующие живо обсуждают воскресное ЧП - делиться своими впечатлениями или подозрениями с журналистами никто не спешит.

"Мы не можем ничего комментировать – руководство запретило. Хотите что-то узнать – ищите ректора. Он с утра здесь", - заявила "Обозревателю" одна из сотрудниц университета. "Да мы и не знаем ничего. А если и подозреваем – то говорить об этом нельзя", - поддерживает коллегу ее собеседница.

Ремонт закончился - начался пожар

Корреспондент "Обозревателя" нашел ректора университета возле здания вуза, перенесшего масштабный пожар. Со слезами на глазах он наблюдал за тем, как пожарные сворачивали свои шланги. Дмитрий Мельничук до сих пор не понимает, что послужило причиной пожара.

"Я не могу пока додуматься, что случилось… Вчера в актовом зале на последнем этаже пара рабочих шлифовали сцену артистическую. В 11 часов они уже работу закончили и оставили помещение. Они расписались в журнале, есть запись на видеокамере", - говорит ректор. По его словам, в здании завершали текущие дела несколько человек. Они и заметили неладное. "Художник что-то еще дорисовывал, ученого секретаря девочка что-то допечатывала. Редактор нашей газеты Толя забежал. И они свидетельствуют, что пожар начался в 17.00. Если бы у тех ребят, что шлифовали сцену, до 11.00 что-то случилось - оно бы себя показало раньше", - делится подозрениями с "Обозревателем" Мельничук.

Ректор рассказал, что в субботу уже практически завершили ремонт здания. Он еще попенял рабочих за недостаточно тщательно подготовленную сцену в актовом зале – именно эти недоработки они взялись ликвидировать в воскресенье. В следующий раз Мельничук увидел свежеотремонтированное здание уже охваченное огнем…

Фото: kyiv.mns.gov.ua

Больше всего от пожара пострадал третий этаж, где и проводились ремонтные работы. Там находился актовый зал, откуда, судя по наибольшим повреждениям, и распространилось пламя. Кроме того, на третьем этаже, который в центральной части здания имеет сразу два ряда окон, находился зал заседаний ученого совета университета, зал заседаний спецсоветов по защите диссертаций.

Ректор о поджоге: кто его знает

Именно то, что больше всего от огня пострадал именно верхний этаж, делает бессмысленной одну из озвученных рядом СМИ версий возникновения пожара, которая основывается на том, что к возгоранию может быть причастен сам ректор. Он якобы был заинтересован в уничтожении некоторых документов в связи с открытыми против него сразу 8 уголовными производствами. Во-первых, потому что в сгоревших залах, которые периодически использовались для проведения заседаний и массовых мероприятий, документы никто не хранил. "Документов там не было - это залы. Документы хранятся снизу, на первом этаже. Я так думаю, с документами ничего существенного не случилось. Может что-то затекло, но ничего, высушим", - говорит Мельничук.

Во-вторых, как заявляет ректор, открытые против него 8 производств, которые со временем были объединены в одно, еще в пятницу, 25 октября, были закрыты. "Производства закрыли уже, поскольку выдвинутые обвинения не соответствуют действительности. Жалобы на меня писал уволенный сотрудник. Я уволил его с работы за аморальное поведение. И вот он год с нами судится. Кстати, сегодня судебное заседание", - прокомментировал "Обозревателю" историю с уголовными производствами Мельничук.

Фото: kyiv.mns.gov.ua

Сам ректор в силу служебного положения не имеет права делать заявлений относительно причин возникновения пожара. Поэтому говорит, что рассматривает любую причину: от короткого замыкания до чего-то значительно серьезнее. "Дело в том, что ректору нельзя свои сомнения высказывать. Конечно, все может быть. Мы живем в таком мире, что бывает всякое. Относительно поджога – кто его знает. Университет наш такой немного оригинальный, он интересен многим, некоторые завидуют. Некоторые хотели бы забрать у нас эти земли. Всякие есть. Но это жизнь", - вздыхает Мельничук.

Пожарные, которым предстоит определить, стал ли пожар следствием роковой случайности или его вызвали намеренно, пока делать выводы не спешат. "Причины возгорания устанавливаются. Предварительные причины мы сможем назвать приблизительно через 10 дней. Наша лаборатория проведет работу по определению предварительных причин возгорания, и свои выводы мы передадим в правоохранительные органы", - сообщила "Обозревателю" Иваненчук.

А столичная милиция в ожидании экспертных выводов уже открыла производство по предварительной квалификации ч. 2 ст. 194 УК, предусматривающей умышленное уничтожение или повреждение имущества путем поджога.

Университет после пожара

По подсчетам сотрудников ГосЧС, которые участвовали в ликвидации пожара в админкорпусе аграрного университета, общая площадь повреждений от огня составила около 1500 кв. м. "На верхнем этаже частично рухнул потолок. Повреждений конструкций в фасаде нет, а вот потолок обвалился. Мы свою работу выполнили хорошо, качественно и вовремя. Мы не дали огню распространиться на правое и левое крыло, поэтому горело, в основном, в центральной части здания", - рассказала "Обозревателю" Иваненчук.

В самом Национальном аграрном университете оценивать ущерб пока не берутся. "Цена будет определяться, когда мы узнаем, пригодны ли несущие стены к дальнейшему использованию или нет. Если пригодны, это одно, если придется их сбрасывать - это уже совсем другие деньги", - говорит Мельничук.

Ректор надеется, что возводить здание с нуля не придется, однако относительно целостности несущих стен уже возникают серьезные сомнения. "Скорее всего, стены не пригодны. 99% - что здание аварийное. Видите, как его покосило… Наверху особенно видно – трещина пошла уже и выдавливает сверху кирпичи", - заявил "Обозревателю" один из специалистов, работавших на месте пожара.

Тем не менее, на работе университета беда не отобразится. "Немного потеснимся. У нас здесь 17 корпусов, поэтому расселить не является проблемой. Уже все знают, куда кто переходит. Так что занятия не сорвутся. Единственное, что жалко – такая красота была сделана! В субботу только завершили ремонт", - сетует Мельничук.

Каковы бы ни были материальные убытки – могло ведь быть и хуже. Например, если бы пожар случился в будний день, когда в админздании было бы полно студентов и преподавателей. В воскресенье же жизнями рисковали лишь те, кто взялся тушить пожар. "Наши сотрудники изначально начали гасить здание изнутри, но потом руководством было принято решение вывести людей на улицу, поскольку существовала угроза обвала крыши. И так и случилось: буквально через несколько секунд после того, как сотрудники пожарных бригад покинули здание – рухнула крыша", - рассказала нам Наталья Иваненчук.

Теперь очередь – за еще одним "чудом": определением виновных в поджоге, если таковой имел место быть. А о том, что послужило причиной пожара, в ГосЧС пообещали рассказать уже совсем скоро.