УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Год без Богдана Ступки

Год без Богдана Ступки

Как быстро мчится время

Время, кстати, действительно летит, как оглашенное – казалось бы только недавно я писал статью о смерти самого известного актера Украины – Богдана Ступки, как вот уже приходится писать о годовщине его смерти. Год – не очень большой срок, по крайней мере, мы уже осознали, что Ступки нет, однако, не привыкли жить без него. Нет-нет да и возникнет мысль – как бы эту роль сыграл Богдан Сильвестрович. Смерть вообще – подлая вещь, недаром говорят, что все, кроме нее можно изменить и исправить. Богдану Ступке пока не поставили памятник, многочисленные знакомые и поклонники пишут воспоминания о нем, думаю, что мемуары о нем еще будут издаваться и издаваться. Шутки-шутками, но он действительно был великим актером, пожалуй, самым известным в нашей стране. Наверное, есть профессионалы не хуже, однако, тот факт, что Богдана Сильвестровича признавали и одинаково высоко ценили и в Украине и в России, не отнять. Таких персонажей, по-моему, других уже и нет.

Пока человек жив

Пока человек жив, остальные как-то мало им интересуются – смотрят, критикуют, восхищаются, ругают. А потом всплывают различные факты, воспоминания и герой оказывается намного более выпуклым и интересным. Может, у кого-то и не так, но у меня, к сожалению, так. Я до обидного мало знал о Ступке при жизни – видел работы в фильмах, пару ролей в театре, знал, что он украинский актер, однако, большого значения этому не придавал.

Попробую привести несколько интересных, на мой взгляд фактов из его жизни, о которых я ничего не знал, к своему стыду/. Оказывается, Богдан в юности был одним из первых львовских стиляг – носил, как положено, брюки-дудочки, туфли-батоны и укороченный пиджак с огромными ватными плечами и умопомрачительно яркими галстуками. Молодежь тогда любила танцы, пожалуй, даже больше, чем сейчас – заняться-то было больше практически нечем. Танцевали на вечерах и в домашних компаниях. Тогда в ходу были вальсы, танго, польки, а молодой Ступка был "экспертом по рок-н-роллу" - танцевал "буржуазный танец" лучше всех и охотно обучал наперсников и коллег. Из-за своего стиляжьего имиджа, кстати, имел немало проблем, но как-то этим не парился, по воспоминаниям друзей юности. После школы работал конферансье в львовском джаз-клубе, который тогда базировался в Доме Архитекторов. Кстати, в армии эта практика ему серьезно пригодилась – там он тоже был конферансье, но в ансамбле песни и танца Прикарпатского военного округа, который ласково называл "ансамбль песни и пьянки".

Вообще, воспоминания о Ступке носят характер острого сожаления. Леонид Парфенов рассказывает о совместной работе с Богданом Ступкой и Лией Ахеджаковой в документальном фильме "Птица-Гоголь", где два великих актера играли с огромным удовольствием и самоотдачей, воплощая образы великосветских помещиков.

Партнеры о Ступке

Михаил Швидкой, директор Московского Театра Мюзикла, вспоминает, каким жизнелюбом и человеком огромного и настоящего чувства юмора был Ступка, как он любил выпить и погулять, как виртуозно рассказывал анекдоты, отдавая предпочтение украинской и еврейской тематике. Вообще, он считает, что смерть Ступки стала трагедией не только для Украины и России, но и для мировой культуры, настолько значим был этот актер.

Тигран Кеосаян, работавший с Богданом Ступкой в фильмах "Заяц над бездной" и мюзиклом "Три полуграции", расценивает потерю актера, как смерть близкого и родного человека. Владимир Бортко, у которого Ступка сыграл Тараса Бульбу, также считает его смерть потерей для всей мировой культуры, однако, считает, что его герои, несомненно будут жить еще очень долго. А Лия Ахеджакова, в ответ на скорбное известие, просто разрыдалась в трубку со словами – "этого не может быть!".

Рукотворный памятник

Ну и, наконец, Михаил Рева собирается создать памятник на могиле актера. Он не торопится, считая, что памятник создается если не века, то, по крайней мере, надолго. Его изваяют из черного бразильского мрамора, и он будет представлять собой полувыкорчеванное дерево, корни которого устремлены в небо, а на каждом корешке – какой-либо эпизод из жизни Богдана Сильвестровича, как-то церковь, дом, где он рос, сам актер в неизменной шляпе. Раньше был другой проект, но автор считает, что новый более соответствует характеру героя и общему настроению. Так или иначе, но памятник вскоре появится.

Жизнь постфактум

Вообще, уже постфактум стали известны многие, не известные ранее факты. Оказывается, Ступка знал, что ему осталось мало времени и очень хотел успеть сняться в комедии, он никогда не снимался в комедиях. Помешала болезнь – у него болело все тело, рак костей не оставлял шансов для нормальной работы. Еще, незадолго до смерти, он успел сняться в четырех новых фильмах, премьеры которых прошли и пройдут уже без него. А последние сорок дней он просто готовился к смерти, прощаясь с семьей и вспоминая самые яркие моменты жизни. Готовился и радовался каждому новому дню. По словам Богдана Бенюка, Ступка, незадолго до смерти, написал письмо Януковичу, с предложение нового художественного руководителя театра имени Ивана Франко. Говорят, президент обещал выполнить его последнюю волю и прервал отпуск для прощания с народным артистом. Памяти Ступки снят документальный фильм "Вечная легенда", да и вообще, народ помнит своего любимого актера, и будет помнить еще очень долго.