УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Питер Гринуэй: кино умерло, да здравствует…

1,7 т.
Питер Гринуэй: кино умерло, да здравствует…

А вот что именно да здравствует – неизвестно. Выдающийся британский режиссер, писатель и художник Питер Гринуэй приехал на Одесский кинофестиваль с мастер-классом и по традиции завел разговор о том, что кинематограф умер. Но что именно должно прийти ему на смену – так и осталось загадкой…

Оказалось, что Питер Гринуэй впервые в Одессе (в столице нашей мэтр уже побывал, пару лет назад на Киевском МКФ он представил картину "Рембрандт: Я обвиняю").

- Ходят слухи, что в Одессе Вы будете искать исполнителя роли Сергея Эйзенштейна для своего нового фильма. Так ли это?

- Ну во-первых, здравствуйте! Удивляюсь, как вы все здесь собрались сегодня, в этом потном шатре… Да, я посещаю русскоязычные страны в поисках актера. Мы ищем мужчину в возрасте 33 лет. Но вот пока не можем найти стопроцентно похожего, у Эйзенштейна была особая внешность. К тому же мы сами усложнили себе задачу: хотим использовать в картине документальные кадры и смешать их с художественными. Так что да, в Одессе я тоже подыскиваю актера. Но сразу хочу сказать, что снимать мы здесь не будем. Съемки пройдут в небольшом городке Мексики, где Эйзенштейн, так сказать, столкнулся с сексом и смертью.

- Вы постоянно говорите в интервью, что кино умерло. Если так, то что тогда стоит развивать?

- Не стоит проливать слезы по кинематографу. Если считать, что его изобрели братья Люмьер в 1895 году, то получается, что кино с нами уже 117 лет. Это достаточный срок, чтобы умереть. К примеру, опера скончалась в начале Первой мировой войны. На смену ей как раз пришел кинематограф. Он прожил славную жизнь, но тоже закончился. Пленка умерла, пришла цифра. Но то, что идет и ей на смену, еще гораздо более впечатляющее. Кино вот-вот передаст эстафетную палочку значительно более интересным технологиям. Такое время. Святую Троицу, то есть Отца, Сына и Святого Духа, давно заменили мобильный телефон, лэптоп и камкордер (компактная цифровая видеокамера. – Авт.). Теперь мы ждем, когда Майкрософт соединит в одно целое эти три божественных начала, и придет новая эра. Когда это случится, все смогут стать кинематографистами. На самом деле уже сейчас разница между кинематографистами и некинематографистами, то есть между мной и вами равна нулю. Просто у вас здесь старомодный кинофестиваль и старое кино.

- Какую роль играет интернет в Вашей жизни?

- Я постоянно пользуюсь интернетом как средством связи, но также использую его и в эстетическом плане, чтобы создавать что-то, творить. Технологии позволяют мне отрешиться от старых привычек. И вам позволят. Я уже говорил, что сейчас между мной и вами нет никакой разницы. Я часто слышу причитания людей: "Я не умею танцевать, я не умею петь, я не умею рисовать". Ерунда! Каждый умеет. Просто никто не может потребовать, чтобы мы делали это на олимпийском уровне. Вот вы все – журналисты, представители самого низшего уровня жизни. Полагаю, вы больше ничего не умеете, раз выбрали эту профессию. Но ведь вы мечтали кем-то стать?

Тут одна из журналисток возмутилась:

- Я стала журналистом, чтобы говорить правду!

- Журналист не говорит правду, ему платят.

- Мне не платят!

- Кому здесь еще не платят? Ага, Вы одиноки…

- Можете назвать конкретную дату смерти кинематографа?

- 31 сентября 1963 года. В этот день появился пульт от телевизора (на самом деле пульт дистанционного управления изобрели немного раньше, это сделал американский инженер Юджин Полли в 1955 году. – Авт.).

Кино – крайне пассивное занятие. Два часа вы сидите в темноте и смотрите в одну точку. Какого черта?! Человек – не ночное животное. Ваша точка – плоский прямоугольный экран. Смотрите на него – и две трети мира остается у вас за спиной. И так целых 120 минут, не меняя позиции. Ночью и то за это время вы несколько раз переворачиваетесь. Не шевелиться – антифизиологично. А вы это делаете уже 117 лет!

Мы с вами вовсе не замкнуты в рамки экрана. Так почему мы сидим и смотрим в одну точку? Человек смотрит в одну точку, только когда мертв.

XXI век принес интерактивность и мультимедиа. Кино на это не способно. Поэтому прощай, кино! Уверен, "Аватар" совсем скоро станет таким же примитивным явлением, как средневековые лекции при светильниках.

- Зачем тогда сами снимаете кино?

- Так я тоже говорю правду. Много лет назад я начинал с документалистики, но скоро понял, что она сродни фикции. Поэтому предпочел художественность, то есть говорить ложь, чтобы сказать правду.

Кино надевает смирительную рубашку на нашу физиологию. Мне такой подход не нравится. Говоря это, я имею в виду форму кинематографа, а не содержание. То, что вы видите на экране на протяжении 117 лет – не кино, а иллюстрация текста. Я же твержу о показе визуальном, а не иллюстративном.

То, что говорит кино, – проходящее. То, что говорит Пушкин, - вечно. Кино было создано как дешевое развлечение для пролетариата, как пропаганда, манипуляция. Христианство – тоже голая пропаганда (Питер Гринуэй – известный атеист. – Авт.), оно обещает пирог на небе после смерти, не зная, будет ли кому его приготовить.

Кинематограф – плосок, он не показывает трехмерное пространство, окружающее нас. Даже чеховский театр декламирует одну и ту же мысль на протяжении нескольких часов. А мир-то гораздо богаче, чем одна мысль…

- У меня не вопрос, а замечание. 31 сентября не существует в календаре…

- Ооо, вижу англичанина и родное чувство юмора! (смеется)

- Расскажите о ходе съемок байопика Сергея Эйзенштейна, когда фильм планируется к прокату? И какие еще ближайшие проекты на очереди?

- Снять фильм занимает столько же времени, сколько родить и вырастить ребенка. Пока с "Эйзенштейном" у нас все идет по расписанию – все, что я могу сейчас сказать. Также на очереди – картина "Пища для любви", экранизация новеллы Томаса Манна "Смерть в Венеции". Начало съемок запланировано на июнь 2013 года.

- Вы нас спрашивали, кем мы мечтали стать. А сами кем хотели быть?

Тут Гринуэй совершенно ушел от вопроса в иные дебри, отметив лишь что "не любит, когда люди прячутся за фасадом своей работы". И в итоге разговор снова плавно перетек в русло под названием "кинематограф умер":

- Умерло кино, но не умер экран. Ведь говорят: "Если тебя не снимают, значит ты не существуешь". Так что видеосъемка жива. Просто нужно думать о новых технологиях, а не о старых стереотипах. Все старое кино основано на тексте. Вы ходите смотреть "Властелина колец" и чертовых "Гарри Поттеров". Зачем? Пойдите купите книгу. Эти фильмы – это тот же текст, но никак не визуальное искусство. Все годы своего существования кинематограф был визуально неграмотен. Он рассказывал, а не показывал. Пришло время отказаться от текста и начать новую эпоху. Еще Рембрандт когда-то сказал: "Если у тебя есть глаза – это еще не значит, что ты видишь"…

ФОТО: Наталья Васюк

Питер Гринуэй: кино умерло, да здравствует…
Питер Гринуэй: кино умерло, да здравствует…
Питер Гринуэй: кино умерло, да здравствует…
Питер Гринуэй: кино умерло, да здравствует…
Питер Гринуэй: кино умерло, да здравствует…
Питер Гринуэй: кино умерло, да здравствует…
Питер Гринуэй: кино умерло, да здравствует…
Питер Гринуэй: кино умерло, да здравствует…
Питер Гринуэй: кино умерло, да здравствует…
Питер Гринуэй: кино умерло, да здравствует…