Патологическое состояние, характеризующееся тремя и более эпизодами диареи в течение более двух суток подряд, возникает на фоне применения антибиотиков или в течение двух месяцев после их отмены.

Причины диареи антибиотик-ассоциированной

Причиной развития данной патологии является прием антибактериальных средств, чаще всего антибиотиков группы пенициллинов, класса цефалоспоринов, макролидов. Стимулирующими факторами могут быть: одномоментный прием нескольких антибиотиков, действие химиотерапии, антинеопластических препаратов, иммуносупрессоров, прием негормональных противовоспалительных препаратов, препаратов золота, прием антидиарейных препаратов, нейролептиков, болезни кишечника в анамнезе, онкологические опухоли кишечника, ишемический колит, прием цитостатиков.

Симптомы диареи антибиотик-ассоциированной

Основные симптомы заболевания: жидкий стул более трех раз на протяжении двух суток и более от начала приема антибиотиков или в период двух месяцев и более после окончания его приема, диарея может отмечаться от 3-5 раз в сутки до 20-30 раз в случаях тяжелого течения, стул водянистый с примесью крови, боли и дискомфорт в животе, субфебрильная температура.

Диагностика диареи антибиотик-ассоциированной

Проводится анализ анамнеза жизни,анамнеза заболевания, сбор жалоб и осмотр больного. Необходимые лабораторные методы исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови, анализ кала, бактериологический посев кала, метод ПЦР-диагностики, иммуноферментный анализ. Из инструментальных методов: колоноскопия, ректороманоскопия, биопсия кишечника, компьютерная томография с контрастированием . Необходима консультация гастроэнтеролога.

Лечение диареи антибиотик-ассоциированной

В первую очередь отменяется прием антибиотиков, назначается диетотерапия (стол №4), следует обеспечить возобновление водно-солевого баланса, в случае выявления конкретного типа возбудителя применяется специфическая терапия, используется также дезинтоксикационная терапия, назначается прием препаратов пробиотиков.

Профилактика диареи антибиотик-ассоциированной

Исключение самовольного приема антибиотиков, применение антибактериальных средств строго по назначению врача.