УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

В ущерб РФ и монополии: что изменит энергоинтеграция Украины в Европу

энерговышка

Через несколько лет энергосистема Украины может перейти на европейские правила игры, сказав "да" конкуренции и "прощай" постсоветской зависимости. В июне произошли сразу два знаковых события: вступил в силу закон "О рынке электрической энергии", и было подписано Соглашение об условиях присоединения к Европейской сети системных операторов передачи электроэнергии (ENTSO-E), активная работа над которым велась около двух лет.

Если реформирование энергосистемы не заглохнет на полпути, украинский рынок ждут качественные перемены. В последствиях, рисках и сложностях энергоинтеграции в Европу разбирался "Обозреватель".

Модернизация системы

Украина подала заявку на интеграцию в энергосистему Европы еще в далеком 2006 году. Но тогда особых подвижек в работе над соглашением не наблюдалось. Активная фаза согласований началась в 2014 году, а 28 июня 2017-го договор скрепили подписями. Это только начало долгого пути по выполнению условий присоединения.

Читайте: Отделиться от России: в Раде раскрыли последствия энергосоглашения с Европой

Судя по соглашению, у Киева есть восемь лет до полной синхронизации с европейской системой. Но технические мероприятия нужно провести в ближайшие три года, далее – период тестирований и проверок.

Одна из сложностей – для модернизации нужны немалые средства. По оценкам "Укрэнерго", речь идет о сумме до 1 млрд евро. В первую очередь надо скорректировать систему регулирования частоты и мощности тока. В этом заключается ключевое отличие ENTSO-E от действующей в Украине энергосистемы.

"На первом этапе сложности будут связаны с модернизацией определенных систем, с капиталовложениями в подготовку к полной интеграции, с административным ресурсом. Но это огромный позитив для украинского потребителя в долгосрочной перспективе", – отметила в беседе с "Обозревателем" народный депутат от Блока Петра Порошенко, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Ольга Белькова.

Фактор России

Киеву также предстоит доказать, что энергосистема страны способна сохранить стабильность и устойчивость в изолированном от России режиме. На данный момент 96% энергосистемы Украины синхронизирована с РФ, Беларусью и Молдовой. Безусловно, Москва не в восторге от попыток Киева избавиться от зависимости еще и в этой сфере. Тем более в прошлом году Латвия, Литва и Эстония решили отказаться от системы электроснабжения BRELL, которая объединяет страны Балтии с Беларусью и Россией.

Читайте: Отжали окончательно: Севастополь переведут на дорогую российскую электроэнергию

Поэтому нельзя исключать риска некоторых контрмер со стороны РФ. По крайне мере, информационная кампания в росСМИ уже запущена. Ее основной месседж – синхронизация с европейской энергосистемой "убьет" украинский экспорт. Хотя на деле энергоинтеграция призвана дать конкурентный толчок рынку. Экспорт страны "умрет" лишь в одном случае – если национальные игроки в новых условиях будут играть по старым правилам, а это, как минимум, неразумно. Хотя противодействие со стороны украинских компаний более чем вероятно.

Как бы там ни было, за последние три года Украина заметно продвинулась в направлении энергонезависимости от России. Синхронизация с европейской системой в случае успеха станет финальным и своего рода историческим аккордом.

Цены и экспорт

Сейчас энергосистема страны представлена ДТЭК, "Донбассэнерго" и государственной "Центрэнерго". Причем, ДТЭК контролирует 76% рынка тепловой генерации и 27% общей. По сути, речь идет о монополистической структуре рынка.

Если синхронизация состоится, и закон о рынке электроэнергии заработает адекватно, украинским компаниям придется столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны европейских игроков. Теоретически это позволит снизить цены на электроэнергию для потребителей. К примеру, Польша прошла процесс энергоинтеграции 15 лет назад. За последние пять лет цены на электроэнергию снизились там на 30% благодаря конкуренции с западноевропейскими поставщиками.

Читайте: Новые тарифы: за что в июле украинцы будут платить больше

"В моем понимании ключевой момент – повышение конкуренции на энергорынке. Потому что сейчас он глубоко монополизирован. Чем больше мы будем интегрироваться в европейские рынки по всем направлениям, тем у украинцев будет больше возможностей получать честную конкурентную цену. Стратегически это очень правильно. Это открывает новые возможности и для производителей, и для потребителей", – подчеркнула Белькова.

Украинские компании действительно могут извлечь немалую выгоду из интеграции в европейскую систему. Экспорт избытка тока в ЕС может быть увеличен, по разным оценкам, на 15-30 млрд кВт/ч, что соответственно скажется на валютной выручке и стабильности гривни.

Как сообщал "Обозреватель", несколько облэнерго подверглись хакерской атаке.