УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Прощайте, домны с терриконами?

Прощайте, домны с терриконами?

Что теряет Украина, теряя Донбасс, и что теряет Донбасс, уходя от Украины? Для первой это налоги, промышленность и полезные ископаемые, для второго - бюджетные дотации, звенья производственных цепочек и выход на мировой рынок.

О Юзовском месторождении природного газа как причине захвата Славянска террористами не писал только ленивый. Действительно, Славянск находится на территории залегания газоносных сланцев. Запас газа там предполагается в объеме примерно 2 трлн т. С другой стороны, площадь месторождения не исчерпывается окрестностями Славянска, а треть его вообще находится на территории Харьковской области.

Проблема в другом - пока в регионе сохраняется крайне нестабильная ситуация, разработка сланцевого газа здесь под большим вопросом.

Читайте: "Газпром" нервничает из-за того, что Украина может добывать свой газ - Тарута

Но и помимо газа здесь есть что терять. В первую очередь, это Донецкий угольный бассейн. Уголь здесь добывается как энергетический, так и коксующийся. Правда, последний - не слишком высокого качества, поэтому потребители - коксохимические предприятия предпочитают польский коксующийся уголь. Он с учетом доставки выходит дороже, но как качественное сырье оказывается более выгодным.

Проблема угля на Донбассе - в его глубоком залегании и непростых условиях добычи. Шахты требуют постоянных дотаций, а стоимость угля выходит слишком высокой, чтобы конкурировать с российским углем, который добывают открытым способом.

Таким образом, "независимость" ДНР оставит ее один на один с проблемной угольной промышленностью, которая частично требует высоких дотаций, частично - закрытия и ликвидации. Рассчитывать на помощь России не стоит - Донбасс слишком дорогой "подарок" для российского бюджета, и если Украина попросту вынуждена была дотировать Донбасс, то у РФ такой экономической нужды нет - своих угольных бассейнов хватает, и куда более рентабельных. Впрочем, говорить, что потеряв донецкий углепром, Украина попросту избавится от обузы - неверно. Поскольку Украине этот уголь все-таки нужен, он является одной из дорогих, но необходимых составляющих частей экономики страны.

Читайте: В Краснодоне снова появились блок-посты – на них дежурят журналисты российских каналов

А вот железной руды на Донбассе немного. Мариупольское месторождение не может составить конкуренцию богатейшим залежам Криворожского и Кременчугского железорудных бассейнов. Поэтому независимость Донецкой и Луганской "народных республик" больно ударит по металлургическим предприятиям региона. Мариупольский МК им.Ильича, "Азовсталь", Макеевский МЗ, Енакиевский МЗ, "Донецксталь", Донецкий металлопрокатный завод, "Электросталь", Донецкий электрометаллургический завод, Алчевский МК - предприятия эти зависимы от поставок рудного сырья. Еще в январе "Укрпромвнешэкспертиза" прогнозировала увеличение стальной выплавки в 2014г. на 4% - в расчете на повышение спроса в Европе, на Ближнем Востоке, а также в Украине благодаря строительству дорог и замене труб в теплосетях. Однако теперь металлурги Донбасса вряд ли найдут покупателей своей продукции в Европе, Ближний Восток тоже, скорее всего, отпадает, а о внутреннем спросе и вовсе говорить нечего. Резкое падение производства на предприятиях черной металлургии неизбежно, а это повлечет за собой рост явной и скрытой безработицы.

Кроме того, неприятности донецкой металлургии повлекут за собой падение производства и увольнения в коксохимической промышленности региона, а также на производстве огнеупоров. Да и тяжелое машиностроение Донбасса, заточенное под нужды металлургии, угледобывающей и коксохимической промышленности, серьезно пострадает.

Химпром Донбаса, в частности, производство удобрений, из-за экспортной ориентации попадает в неприятную ситуацию - экспортировать продукцию из непризнанной республики крайне затруднительно, а полагаться на помощь россиян - несерьезно, ведь они куда охотнее задушат попавшего в беду конкурента (а конкуренция у того же "Стирола" с российским химпромом достаточно жесткая), чем помогут ему выйти на российский или мировой рынок.

Единым махом основные отрасли промышленности Донбасса оказываются в глубоком кризисе. В некоторых отраслях его можно преодолеть лишь путем привлечения огромных дотаций на поддержание производства и еще более мощных инвестиций на его модернизацию - ведь не секрет, что донецкая металлургия и коксохимическая промышленность пребывают в состоянии крайней отсталости и перманентного устаревания. То, что называется там модернизацией, на самом деле является внедрением технологий вчерашнего дня на предприятиях дня позавчерашнего. Так обстоит дело, например, с открытием при Ющенко кислородно-конвертерного цеха на Алчевском меткомбинате.

Единственный свет в окошке металлургов Макеевки, Донецка и Мариуполя - это железные руды Российской Федерации. Вот уж кто не побоится снабжать своих вассалов сырьем, тем более что значительная часть металлургии Донбасса (как, собственно, и коксохимической промышленности, и угледобычи) давно принадлежит россиянам.

Потеряв меткомбинаты Донбасса, Украина столкнется с проблемой сбыта железной руды - но выйти на мировой рынок с добытой или обогащенной рудой будет куда проще, чем металлургическим предприятиям непризнанного Донбасса - найти покупателя для своей готовой продукции.

Вообще, "серая зона" на Донбассе очень выгодна российским конкурентам - ведь благодаря созданию непризнанных республик доступ продукции промышленности Донбасса на мировой рынок оказывается крайне затруднен. Что позволяет россиянам не только укрепить свои позиции на мировом рынке, но и поставить производителей Донетчины и Луганщины в зависимое положение, открывая им российский рынок на российских же условиях или предоставляя услуги по выводу их продукции на мировой рынок. Это одна из причин, по которой России не выгодно включать Донбасс в состав Российской Федерации - лучше держать его на расстоянии, но на коротком экономическом поводке.

Особняком в этом раскладе стоит крупный грузовой Мариупольский морской порт. Украина, потеряв его, все-таки может компенсировать эту потерю за счет черноморских портов. А вот для россиян этот порт очень выгоден - через него удобно отгружать российскую продукцию. Но увы, санкции против России и против непризнанных республик могут достичь того уровня, при котором судно, зашедшее в порт Мариуполь, не будет принято ни в одном порту мира. Как решить эту проблему, станет ясно, если вспомнить, что Путин вовсе не обещал ограничиться дестабилизацией и отделением только двух украинских областей. Его аппетиты простираются гораздо дальше. Куда? Об этом мы поговорим в следующий раз.