УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Газовый барьер МВФ

Газовый барьер МВФ

Переговоры украинской делегации с МВФ о возобновлении сотрудничества – за этой нейтрально-корректной формулировкой скрывается банальное «дайте денег», завершились договоренностью о проведении очередного раунда переговоров. Но денег, скорее всего, нам в этом году не дадут. А они нам, кто бы что ни говорил, скорее всего все-таки понадобятся.

Напомним, что Международный валютный фонд в июле 2010 года одобрил программу сотрудничества stand by на общую сумму 15,5 миллиардов долларов. Сразу после этого Украина получила первый транш в размере $1,89 млрд. В декабре 2010-го совет директоров МВФ принял решение о выделении второго транша, полтора миллиарда долларов, но на этом пока сотрудничество и закончилось. В прошлом году Украина не получила от Фонда ни цента.

Хорошее прошлое

Глава правительства Николай Азаров не устает оптимистично повторять, что деньги МВФ – это, конечно, неплохо, но сейчас мы вполне можем обойтись и без них. И в подтверждение своих слов кивает как раз на прошлый год – мол, если тогда продержались, то и сейчас выстоим.

С непосредственным начальником согласен и вице-премьер-министр Сергей Тигипко. «Весь 2011 год мы прожили без кредита Международного валютного фонда. И справились», - с гордостью заявил он недавно. И при этом даже пожурил международных финансовых экспертов за недальновидность: «Нам говорили, что наш экономический рост в 2011 году составит 4,5%; он составил 5,2%. Нам говорили, что у нас цены на 9% вырастут, они выросли у нас на 4,6%». Вывод: «Мы можем уже говорить, что наша позиция достаточно сильная».

Но вывод лидера партии «Сильная Украина» не столь уж и очевиден. Одно дело позиция в прошлом году, другое – в нынешнем.

“Да, в 2011 году страна смогла прожить без поддержки МВФ на фоне относительно стабильных темпов роста мировой и украинской экономик, что привело к существенному росту экспорта товаров. Также большим подспорьем для экспорта оказался хороший урожай зерновых в стране. Особенно это поддержало гривню осенью, когда был снят мораторий на экспорт зерновых”, - говорит «Обозревателю» руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Николай Ивченко.

По его словам, еще одним фактором, который помог прожить прошлый год без кредита МВФ, стали относительно невысокие средние цены на российский газ – 329 долларов за тысячу кубометров.

Как рассказывает «Обозревателю» глава пресс-службы НБУ Сергей Шумихин, осенью прошлого года золотовалютные резервы Нацбанка составляли $32-34 млрд. «Запасов было достаточно, их хватало на пять месяцев. На сегодняшний день золотовалютные резервы составляют 31,8 миллиардов долларов. Даже если приток валюты в страну полностью прекратится, а такой вариант просто невозможен, запасов тоже хватит надолго», - утверждает Сергей Шумихин, и при этом осторожно добавляет: «Много зависит от платежного баланса. Если он будет нормальный, кредит МВФ не понадобится».

Проблемное настоящее

Но главное отличие этого года от предыдущего как раз в том, что платежный баланс (поступления от экспорта товаров и услуг, доходы от зарубежных инвестиций и приобретения иностранными компаниями внутренних активов страны) вряд ли будет хорошим. Точнее, он будет еще хуже. Основные ограничители притока валюты в Украину очевидны – разрастание долгового кризиса в еврозоне на фоне отсутствия конкретных путей его решения, замедление темпов развития мировой экономики.

“В прошлом году дефицит платежного баланса составил 9,8 миллиардов долларов. В этом году, мы ожидаем, показатель ухудшится до 10,5-11 миллиардов, - говорит Николай Ивченко. – Приток валюты по финансовому счету, даже несмотря на Евро-2012, вряд ли окажется больше показателя 2011 года, и составит около 6,5 миллиардов долларов. Кроме того, ожидается снижение темпов роста экспорта”.

Есть и другие неприятные новости. Наступил час расплаты с тем же Международным валютным фондом. Украине в течение 2012 года необходимо погасить около 3 миллиардов долларов кредита МВФ, полученного еще в 2008 году. Летом надо рассчитаться с российским ВТБ, вернуть $2 млрд.

Президент Центра рыночных реформ, бывший министр экономики Украины Владимир Лановой, говоря о необходимости нахождения средств на покрытие дефицита платежного баланса ($10-11 млрд.) и дефицита бюджета ($1,5 млрд.), указывает «Обозревателю» еще на одну причину, по которой средств НБУ может просто не хватить.

“Население в месяц покупает валюты на 1-1,5 миллиарда долларов. В июле прошлого года золотовалютные ресурсы НБУ составляли 38 миллиардов, в декабре – уже 31. Если дело будет идти такими темпами, то потребности населения будут сравнимы со средствами для погашения дефицита платежного баланса”.

Если просуммировать, получается, действительно многовато. Населению миллиардов десять минимум вынь да отдай, на покрытие дефицитов выложи. Старые долги вернуть, опять же. Золотовалютных денег НБУ явно может не хватить. Надо где-то брать.

Предвыборная твердость

Где брать лучше всего, понятно. Но на очередные переговоры с МВФ, которые состоятся ориентировочно в середине февраля, надежды мало. Впрочем, как и на все последующие переговоры в течение этого года (точнее – до выборов), ежели таковые состоятся. Уж больно непримиримую позицию заняла Украина в газовом вопросе.

Сергей Тигипко не скрывает – да все и так прекрасно в курсе, что основной вопрос, который обсуждается на переговорах, касается требования МВФ поднять тарифы на газ для населения. (Украина, согласно договоренностям от 2010 года, должна была поднять цену на 50% сразу, и потом еще несколько раз поквартально. Первое было выполнено, второе - нет). Вице-премьер заверил, что Украина не намерена поднимать эти тарифы. Ну еще бы. Кто же у нас в год выборов с электоратом будет баловаться.

Как рассказывает «Обозревателю» независимый эксперт, бывший пресс-секретарь компании «Нафтогаз Украины» Валентин Землянский, сейчас средняя стоимость газа для населения составляет 100 долларов за тысячу кубометров. Это при том, что цена, позволяющая получать средства для разведки и разработки новых собственных месторождений, а также стимулировать приход на рынок западных компаний, составляет порядка 260 долларов за тысячу кубов. «Нынешняя стоимость газа позволяет выходить в ноль, но это не решение проблемы», - говорит Валентин Землянский.

По словам эксперта, поднимать сейчас цену одномоментно нельзя: «С учетом перманентной предвыборной ситуации это критично. Сразу потянется цепочка тарифов теплокоммунэнерго, получим социальный взрыв на ровном месте. Но спрашивается, что мешало двигаться эволюционным путем, почему ничего не сделано было в прошлом году? Та же Россия, где цены на газ приведены в равновесное состояние, повышает стоимость на 15% ежегодно. На пять процентов в первом квартале, еще на десять – во втором. И население ничего не ощущает».

Но вряд ли сейчас цена на газ будет подниматься даже постепенно. Сергей Тигипко говорит, что на переговорах украинская сторона изложила МВФ свои предложения по компенсации соответствующих расходов за счет госбюджета Украины. Звучит как-то сомнительно. «За счет госбюджета». Это что, будут отрывать кусок у, например, учителей или еще кого-то? Какие программы будут урезать в преддверии выборов?

Сомнительная Россия

Единственный вариант, единственный источник изыскания внутренних ресурсов – это договариваться с Россией по стоимости голубого топлива. Да, бытовой газ для населения мы используем свой, украинского происхождения. Но теплоэлектроцентрали используют российский газ, порядка 12 миллиардов кубов в год. И обходится топливо по цене в 130 долларов. То есть более 280 долларов с тысячи кубометров дотируется государством. Так что если Россия окажется к нам благосклонна и цена уменьшится, действительно можно будет что-то выкроить.

Но Россия тоже занимает непримиримую позицию. Она и нашу трубу хочет, и затянуть в Евразийский союз. Так что сдача одного из главных рычагов давления на Украину ей как-то не с руки. Если и снизит стоимость газа, то не намного.

Тут, кстати, резонно вернуться к мысли того же Сергея Тигипко. Мол, если МВФ денег нам все-таки не даст, то Украина может обратиться за соответствующей помощью к странам БРИК. Бразилии, России, Индии или Китаю. Трудно представить всерьез, что необходимые средства предоставит нам Индия или Бразилия. Даже Китай под вопросом. Остается Россия. Но – возвращаемся опять к ее непримиримой позиции.

“Если бы это было так просто, кредит у России мы взяли бы еще в прошлом году. Мы же с ней ведем переговоры не только по газу”, - говорит «Обозревателю» эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Разочаровавшая Украина

Есть гипотетический вариант, что на самом деле у МВФ просто уже не хватает собственных средств, и поэтому она специально ставит нам разные неприемлемые условия типа газа для населения, чтобы, сохранив лицо, сохранить и деньги.

Теория для нас лестная, но не жизнеспособная. На пункте о необходимости повышения цен на газ для населения МВФ настаивает ради поддержки стабильности дефицита компании «Нафтогаз Украина». Там, в МВФ, люди неглупые и они понимают, что проблема должна быть решена раз и навсегда, а не замаскирована разными «компенсациями за счет чего-то».

“С экономической точки зрения условия МВФ абсолютно верные, - говорит Николай Ивченко. – А говорить о нехватке средств… На данный момент фонд обладает ресурсом в размере 380 миллиардов долларов. Сумма, зарезервированная для Украины – 12 миллиардов, очень некритична”.

Владимир Лановой, считая, что средств у МВФ, безусловно, достаточно, говорит о том, что фонд от нас немного устал: «Два года назад мы еще были в приоритете. Но предпосылок для улучшения экономической ситуации нет, политическая ситуация ухудшилась». И в это же время, по словам президента Центра рыночных реформ, у МВФ появились другие заботы, ранее для него не характерные. Помощь развитым странам еврозоны.

Одним словом, ситуация пока что патовая.