УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как Александр Сугоняко съезжал с темы, или "Не грузите, да не грузимы будете"!

Как Александр Сугоняко съезжал с темы, или 'Не грузите, да не грузимы будете'!

Пресс-конференция руководства Ассоциации украинских банков (АУБ) была насыщенной. Главным действующим лицом этого действа выступал президент этой сомнительной организации Александр Сугоняко. Он гневно и справедливо клеймил позором некомпетентную политику правительства и Национального банка, что в целом не вызывало возражений. Но когда Сугоняко были заданы вопросы по поводу довольно сомнительной деятельности АУБ и его личной роли в сговоре против национальной валюты, "эксперт" явно растерялся.

Следует отметить, что в пресс-конференции, проводившейся 28 ноября в информагентстве "Лигабизнесинформ", принимал участие также председатель совета АУБ, народный депутат Украины, член Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Станислав Аржевитин. Мероприятие было посвящено итогам работы банковской системы Украины за 10 месяцев 2012 года и вероятным угрозам законодательных инициатив для экономики страны.

Выступающие профессионально раскритиковали действия Нацбанка, в частности - искусственное сжатие денежной массы, которое обескровило экономику и банковскую систему, а также привело к тому, что прироста кредитования в производство в 2012 году не было вообще. Сугоняко и Аржевитин справедливо обрушились на планы Нацбанка протащить норму о 15%-м сборе при продаже населением валюты.

Идиллия окончилась, когда журналисты начали задавать вопросы. Один из них задел Сугоняко за живое. В СМИ уже давно циркулирует информация о том, что очень многие банки вышли из ассоциации по причине расхождения своих сугубо экономических интересов с политическими играми Сугоняко, о чем в свое время в информпространстве прозвучали заявления руководителей ряда банков.

В связи с этим возникает подозрение, что АУБ на данный момент является этакой "потемкинской деревней", которая представляет позицию разве что только самого Сугоняко. Эти сомнения можно было развеять, если бы руководство АУБ опубликовало перечень финансовых учреждений, которые в настоящий момент являются членами ассоциации. Однако Сугоняко отказался даже назвать хотя бы пару банков. Впрочем, он обещал огласить весь список еще летом...

Второй вопрос коснулся причин заинтересованности Сугоняко в девальвации гривни. Как следует из персонального сайта президента АУБ, накануне выборов он неоднократно заявлял, что Нацбанк держит курс гривни к доллару стабильным исключительно по политическим мотивам. Уже после выборов, когда курс начал валиться благодаря посеянной на финансовом рынке такими как он "экспертами" панике, Сугоняко продолжил критиковать Нацбанк. Но теперь уже за курсовую гибкость: дескать, почему за неделю до выборов "гибкость" эта была вредна для экономики, а после "праздника демократии" курс гривни к доллару может колебаться в достаточно широких пределах без ущерба для народного хозяйства?! И вообще, нужно было, мол, слушать его, Сугоняко, и опустить курс гривни до уровня 10,5 грн за $1. Почему-то именно такое соотношение Сугоняко считает идеальным для сокращения импорта и снижения дефицита торгового баланса.

Критикуя действия НБУ по насильному удержанию курса путем сжатия гривневой массы, Сугоняко привел в пример западные страны, где на волне кризиса проводят так называемые программы количественного смягчения (QE). По мнению Сугоняко, это ведет к оживлению экономики и выходу из кризиса. В качестве доказательства президент АУБ привел пример последнего "глубокомысленного" заявления премьера Азарова о том, что монетарную политику надо бы смягчить.

Очевидно, эти рассуждения были рассчитаны на не слишком грамотную публику. По сути, "количественное смягчение" - это банальная денежная эмиссия, ведущая к монетарной инфляции, которая – таки да! – ведет к так называемому инфляционному оживлению экономики. Но это кратковременное облегчение, сродни очередной дозе "ширки" для наркомана, который получает кратковременный кайф, но все ближе и ближе подходит к пропасти. В то же время монетарное смягчение вызывает рост цен, прежде всего, на товары и услуги первой необходимости, включая энергоносители и базовое сырье, рост стоимости обслуживания внешнего государственного долга, обесценивание доходов рядовых граждан и их дальнейшее обнищание. Если, как советует Сугоняко, обвалить национальную валюту до 10,5 грн за $1, мгновенно взлетят тарифы на газ и цены на продукты питания, население бросится массово изымать гривневые вклады из банков, скупать валюту, что еще больше подтолкнет падение национальной денежной единицы и посеет валютную панику, успокоить которую будет непросто, если вообще возможно.

От девальвации, особенно резкой, выиграют олигархические структуры-экспортеры и банки, скопившие на корреспондентских счетах за рубежом, по разным оценкам, от 8 до 10 млрд долларов. Они смогут выручить за ту же валютную сумму побольше обесценившихся гривен, а экспортеры - сэкономить на упавшей валютной стоимости затрат, включая зарплату наемных работников. Это голубая мечта любого "нормального" капиталиста: затраты – поменьше, прибыль побольше!

Но все это будет до поры до времени. А затем из-за роста внутренних цен затраты в валютном эквиваленте вырастут, причем медленнее всего будут расти доходы простых граждан, обрекая последних на нищенское существование. И рано или поздно придется опять девальвировать гривню, чтобы вколоть в больную экономику очередную наркотическую инъекцию. Но социальные последствия искусственной девальвации гривни, похоже, Сугоняко вообще мало волнуют. В то же время известный экономист Александр Пасхавер неоднократно делал особое ударение именно на социальных аспектах популистских экономических решений, на осмысление которых у таких банкиров, как Сугоняко, обычно не хватает ни времени, ни желания: дескать, дебет с кредитом свести можем, а чем это окончится – не наша печаль!

На деле все достаточно банально. Дело в том, что банки всеми силами зачастую стараются выбить у НБУ средства на рефинансирование. Однако получив эмитированные гривни, хитроумные банкиры тут же вкладывают не в кредитование производства и сельского хозяйства, а в покупку валюты, обваливая курс. И помогают им в этом, такие вот алармисты, как Сугоняко. А потому "плач Ярославны", затеянный президентом сомнительной ассоциации по поводу того, что НБУ сжимает гривневую массу, вызывает смех. Ведь некоторые банки-призраки, за кои так переживает президент АУБ, в последнее время неуклонно ухудшают тот платежный баланс, по которому Сугоняко зело убивается.

Экс-замглавы Нацбанка Сергей Яременко очень метко выразился, что в конечном итоге девальвация не решает ни одной существующей проблемы, но все более увеличивает их количество и глубину. И к этому профессиональным экономистам добавить нечего!

Отвечая на подобные выпады, Александр Сугоняко сначала посетовал на непонимание со стороны прессы. В ответ журналистам пришлось зачитать президенту АУБ его недавние высказывания, размещенные на персональном сайте. После этого Сугоняко почему-то принялся цитировать Библейские заповеди: "Не лги!", "Не укради!". До "Не убий!" и "Не возжелай жены ближнего своего!", слава Богу, дело не дошло…

По факту, президент АУБ Александр Сугоняко своими странными заявлениями сеет панику на валютном рынке, чем объективно способствует, в том числе, нищете рядовых граждан. Вопрос лишь в том, что движет этим деятелем: то ли он выполняет чей-то заказ, то ли он это делает это для удовлетворения собственных амбиций…