УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Коррупция, как искусство

3,1 т.
Коррупция, как искусство

Можно по-разному оценивать события, которые год назад привели к досрочной смене власти на Украине. Кто-то считает их народным восстанием против коррупционного режима. Кто-то уверен в том, что произошел государственный переворот, при поддержке иностранных государств.

Однако при всей разности подходов к недавнему прошлому, у наших антагонистов все же имеется весьма показательная точка пересечения в оценках. Касается она нашего настоящего. А именно того обстоятельства, что режим прежней власти рухнул, но дело ее живет и процветает. Об этом пишет Иван Ткаченко в своей публикации на сайте "Элита Страны".

Васильковский арест

14 июля 2014 года решением Печерского районного суда г. Киева была заблокирована работа Васильковской нефтебазы, арендуемой ООО "Восток". Основанием для такого решения стало ходатайство следственных органов, занимающихся расследованием действий менеджмента группы компаний "Восточно-Европейская топливно-энергетическая компания" (ВЕТЭК).

У следователей возникло подозрение, что товар, содержащийся на Васильковской нефтебазе, был закуплен у структуры, принадлежащей опальному олигарху Сергею Курченко. В результате этого на объекте было заблокировано около 10 тысяч тонн нефтепродуктов, принадлежащих ООО "Восток", и семь вагоно-цистерн (более 400 тонн), принадлежащих ООО "ТНК Индастриз-Украина".

Однако с самого начала было абсолютно не ясно, а в чем, собственно, состоял криминал, который мог бы оправдать действия силовиков. Никаких фактов, указывающих на наличие "корпоративных связей" между ВЕТЭК, ООО "Восток" и ООО "ТНК Индастриз-Украина", у следствия не было. Акцизы с закупленных нефтепродуктов были исправно перечислены в госбюджет, имелись все необходимые документы, подтверждающие отсутствие каких-либо сделок с коммерческой структурой Курченко. Последний факт, кстати, подтверждают результаты многочисленных проверок налоговых органов, а также отсутствие претензий со стороны Государственной фискальной службы.

Фактически речь могла идти только о рецидиве проявления "революционного нюха" у следователей, который заменил им кропотливую работу в правовом поле. Либо об исполнении заказа третьей стороны, которая положила глаз на чужую собственность. И последующие события наглядно показали, что интерес третьей стороны, безусловно, присутствовал. Причем стороны, которая имеет значительные рычаги влияния во власти.

Скоропортящийся бензин

Все попытки собственников арестованных нефтепродуктов обжаловать решение суда были фактически проигнорированы. Более того, 28 июля Печерский райсуд с подачи все той же следственной группы принимает повторное решение о наложении ареста на нефтепродукты Васильковской нефтебазы, после этого часть товара вывозится в неизвестном направлении под предлогом проведения экспертизы. Хотя это противоречило судебному предписанию.

В сентябре в дело вступает Приморский районный суд г. Одессы, который принимает решение о передаче арестованного имущества на хранение сторонней компании. Выбор был сделан в пользу "Укртранснефтепродукт". Мотивировка более чем "гуманная" - предотвращение угрозы пожара и людских жертв, связанных с длительным хранением нефтепродуктов.

Однако новый хранитель "опасного товара" в оперативном порядке захотел перевести его себе на баланс. Причем с правом дальнейшей реализации. И ничего, что розничная торговля топливом не значилась среди целей деятельности "Укртранснефтепродукта". Ведь причина такого ходатайства предельно прагматична и продиктована исключительно заботой о сохранности товара. Хотите, верьте, хотите, нет, но в качестве формулировки в ходатайстве значится "не допущение изменения химического состава бензина", другими словами, не дать товару потерять потребительские качества.

Суд удовлетворяет данное решение, и передача на хранение арестованного имущества фактически превращается в захват чужой собственности. На Васильковской базе появляется группа лиц с удостоверениями сотрудников милиции и бойцов спецбатальона "Киев-1", и берет ее под свою "охрану". Вскоре за пределами нефтебазы появляются бензовозы розничных торговцев для обеспечения оперативного вывоза товара.

Примечательно, что продажей нефтепродуктов, принадлежащих ООО "Восток" и ООО "ТНК Индастриз-Украина", занимался все же не "Укртранснефтепродукт". И это, пожалуй, единственная попытка соблюсти хотя бы видимость приличия во всей этой темной истории. По утверждению розничных торговцев, бензин (о происхождении которого они, по всей видимости, даже не догадывались), был куплен ими у оптовиков, входящих в группу компаний "Фактор". Причем, по ценам ниже рыночных, и это понятно - топливо нужно было продать как можно быстрее, чтобы оно, как мы помним, попросту "не испортилось". А как он попал в закрома "Фактора", это уже дело десятое...

Чем сердце успокоится

Справедливости ради укажем, что "васильковская история", более всего напоминающая рейдерский захват под прикрытием государственных структур, далека от завершения. Жалобы и обращения в МВД, Минтопэнерго (в ведении которого находится "Укртранснефтепродукт"), Генеральную прокуратуру, СБУ и даже к Президенту пока результата не дали.

Определенную надежду на то, что ситуация вернется в правовую плоскость, дает, прежде всего, решение Васильковского горрайонного суда. В конце прошлого года суд удовлетворил жалобу ООО "ТНК Индастриз-Украина" на бездеятельность Васильковского межрайонного прокурора Киевской области. Пассивная позиция чиновника, выразившаяся в не фиксации в Едином реестре досудебных расследований сведений о совершении преступления, признана судом противоправной.

Однако с окончательными выводами мы все же спешить не будем. Хотя бы потому, что, по некоторым сведениям, и "Укртранснефтепродукт", и группа компаний "Фактор" принадлежат одному из высокопоставленных чиновников Верховной рады. Он просто вступил в другую партию и по итогам досрочных выборов сменил политическую ориентацию. А офис, расположенный на улице Банковой, сменил на кабинет главы одного из парламентских комитетов. И, судя по всему, этот политик по-прежнему считает, что он действует в строгих рамках закона.

Вместо эпилога

И вот здесь мы вновь возвращаемся к исходной точке. Каждый волен по своему трактовать трагические события, произошедшие в нашей стране год назад. В конце концов, заявленный курс на сближение с Европой предполагает еще и право на свободу мысли и оценок происходящего. Но чего мы реально добились, и ради чего миллионы наших сограждан, рискуя жизнью, вышли на майданы по всей Украине, если "коррупционный режим" так никуда и не делся? Если в судах, как и раньше, процветает телефонное право, а силовые структуры ангажированы и обслуживают чей-то корыстный интерес. Неужели все социально-политические потрясения, которая пережила страна за последнее время, были направлены только на "смену вывески", а не на борьбу с порочной чиновничьей системой и коррупционным произволом!?