УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как защитить неродившегося ребенка от пьющей мамы?

Как защитить неродившегося ребенка от пьющей мамы?

В начале марта российскими правоохранителями было завершено следствие по одному, вроде бы, довольно заурядному делу. Муж приковал беременную жену наручниками к батарее на кухне – тем самым, совершив преступление, предусматривающее лишение свободы на срок от 3 до 5 лет. Вот только причина таких действий довольно неожиданна – 31-летний мужчина хотел, чтобы его супруга перестала пить по время беременности. То есть – заботился о здоровье не только "второй половинки" – но и будущего ребенка.

Сложно сказать, какой вердикт вынесет российский суд по этому делу. Но можно однозначно сказать – оно вновь подняло вопрос об отношении к проблеме отношения будущих матерей к своим еще нерожденным детям. Внятного решения которой пока, увы, не видно.

Действительно, отношение общества к детям в этом смысле достаточно противоречиво. Вот уже пару тысяч лет родители, как в более древние времена, уже не имеют власти над жизнью и смертью своих чад – их защищает закон. Эта защита, правда, в последнее время начинает принимать извращенные формы, как это происходит с ювенальной юстицией – но не будем о грустном. Главное – что материнству и детству в современном мире, не исключая Украину, обеспечивается особое внимание – конечно, в меру возможностей той или иной страны.

Однако реально ребенок сам по себе защищается государством лишь после своего рождения. Между тем, его развитие от момента зачатия целых 9 месяцев происходит в материнской утробе. Конечно, о беременных женщинах тоже стараются заботиться – тем самым опосредовано заботясь и об их будущих детях. Только забота эта может реализоваться лишь опосредовано – через организм будущей матери. Но как быть, если она не желает вести здоровый образ жизни?

Можно ли пить беременным?

К сожалению, проблема эта распространена практически повсеместно. Возьмем, например, употребление беременными алкоголя. О ее запущенности в Украине свидетельствует уже тот факт, что в стране отсутствует хоть какая-то статистика на этот счет. Судить о масштабах этого зла можно лишь по косвенным цифрам, а также - сравнивая данные из других стран. Например, каждая вторая украинская девушка-подросток регулярно употребляет так называемые "слабоалкогольные напитки".

Статистика же мировая еще более удручающа. Ежедневно употребляет спиртное от 4 до 7% беременных женщин, более трети из них делает это достаточно часто. В США "сильно-пьющих" будущих мам – те самые 7%, каждая 13-я. Причем, в их числе больше всего почему-то не представительниц "низов" – а, как раз, элиты общества, обеспеченных дам, достигших немалых карьерных высот, обычно, между 30 и 40 годами.

В Великобритании по циничному признанию местных медиков, тех будущих мам, кто не пьет вообще, не наберется и десятой части. Посему местный Минздрав перестал их предупреждать о необходимости полного "сухого закона". А английские ученые тут же сообразили исследование, в котором, как дважды два, доказали, что "умеренное" потребление спиртного ну просто никак не вредит здоровью неродившегося малышка – но в некоторых случаях даже несколько уменьшает риски преждевременных родов, например. Правда, под этой "умеренностью" понимается употребление алкогольных напитков от 6 до 20 "единиц". С учетом того, что единицей на Западе принято считать 25 мл чистой водки, в пересчете на этот продукт англичане разрешили беременным пить до 1 бутылки водки в неделю или эквивалент в менее крепких напитках, вроде трех бутылок сухого вина или десятка бутылок средней крепости пива.

Впрочем, "цитадель либерализма" во многих других отношениях - США, к собственным пьющим беременным относится однозначно строго – только "сухой закон", допустимых безопасных доз алкоголя для растущего в материнской утробе ребенка не существует. Тем более, что такое отношение основано на данных исследований здоровья детей на протяжении десятилетий, а не нескольких лет, как это имело место у "революционеров" от науки.

Последствия материнского пьянства – фетальный алкогольный синдром плода

Именно он может развиться у ребенка после рождения, если его мать во время беременности употребляла алкоголь. К его признакам относятся:

низкий вес при рождении

малая окружность головы

снижение прибавки массы тела

задержка развития

нарушение функции органов

лицевые аномалии, в том числе маленькие глазные отверстия, плоские скулы, тонкая верхняя губа

эпилепсия

плохая координация движений/мелкой моторики

слабые навыки социализации, такие как трудности создания и поддержания дружеских отношений и отношений, связанных с группами

отсутствие воображения или любопытства

трудности в обучении, в том числе плохая память, неспособность понять такие понятия, как время и деньги, плохое понимание языка, плохие навыки решения проблем

поведенческие проблемы, в том числе гиперактивность, неспособность сосредоточиться, социальная изоляция, упрямство, импульсивность и тревожность

– задержка в развитии, снижение внимания, обучаемости, памяти и многое другое.

В общем, почти то же самое, что у взрослых алкоголиков описывается понятием "алкогольная энцефалопатия", диффузное поражение вещества мозга коварным спиртом. Разве что взрослым гражданам не грозят уродства развития, ведь пить они начинают не в материнской утробе, когда формируются человеческие органы.

Еще у употребляющих спиртное матерей дети в половине случаев рискуют стать алкоголиками. Механизм тот же, что и у матерей-наркоманок – у плода под воздействием поступающего извне дурмана развивается "абстинентный синдром" – то ли алкогольный, то ли наркотический.

Аборт гуманнее медленного искалечивания?

Ну а теперь представим на минуту, как бы поступили с женщиной, регулярно спаивающей своего ребенка? Правильно – тут же лишили бы материнских прав, а то и возбудили бы уголовное дело по статье "нанесение вреда здоровью". Но если тот же ребенок еще не родился – за нанесение ему вреда беспутной мамаше не будет ровным счетом никакой ответственности.

Интересно заметить, что в социуме периодически обостряются споры о допустимости абортов. Их противники упирают на то, что такая операция – убийство еще нерожденного человека. Но последний тезис – больше из области религии, философии. А рождение ребенка больного – это уже бесспорный факт. И на его выхаживание, последующую социализацию общество тратит гораздо больше средств, чем на воспитание ребенка здорового. Кстати, при всех стараниях врачей и педагогов – именно такие дети чаще всего пополняют ряды мелкого уличного "криминала", которому в темное время суток на пустынных улицах лучше не попадаться.

Это если не вспоминать о том, что немало горе-мам пользуются предоставляемой законом возможностью оставить ребенка в роддоме – если он серьезно болен. Да что там говорить – автору статьи приходилось слышать горькие признания врачей-неонатологов: "Иногда мы не можем спасти относительно здоровых, но слабых детей – потому что все "инкубаторы" в роддоме заняты детьми-инвалидами".

Охрану детей надо начинать с момента зачатия

Тем не менее, законодательство что Украины, что России не предусматривает ровно никаких санкций с целью обуздания непутевых мамаш. Разумеется, в оправдание ситуации можно сослаться на "права человека" – дескать, еще неродившийся ребенок – всего лишь часть тела матери, с которым она вольна поступать, как пожелает. Но тогда, наверное, надо более толерантно относиться и просто к антигуманному отношению к детям?

Правда, с год назад в кулуарах Верховной Рады появился было законопроект, предусматривавший штраф в 85 гривен за употребление алкоголя беременной. Но он так и не стал законом. А без этого, кроме общественного осуждения, ничего таким беспутным мамам и не угрожает. Хотя продолжение такого поведения грозит не просто здоровью их собственных потомков – но и, как это не высокопарно звучит, будущему здоровью нации, которой грозит вырождение из-за роста числа алкоголиков и наркоманов.

Как видится, проблему следовало бы решать не только "кнутом" (да еще таким "жалким", в 85 гривен) – но и "пряником". Например, женщине, ставшей на учет в женской консультации при наступлении беременности, помимо прочих регулярных анализов, делать среди них и исследование на алкоголь и наркотики. Он стоит относительно недорого и производится, скажем, всем кандидатам на получение водительских прав или разрешения на оружие.

Одновременно часть довольно-таки немалых выплат, полагающихся женщине после рождения ребенка, можно было бы давать ей "авансом" – сразу после наступления беременности. Подобно тому, как общество выплачивается студентам стипендию за одно их намерение стать полезными для сограждан специалистами,

а не за реальную пользу. Что, кстати, заодно уменьшило бы и количество желающих сделать аборт. Но такой "аванс" должен выплачиваться, как "премия за образцовое поведение", в частности – здоровый образ жизни и отказ от алкоголя, никотина, наркотиков. Не будет его – лишение такой "премии" окажется гораздо чувствительнее, чем копеечный штраф.

Впрочем, для тех женщин, кого не могут остановить во вредных привычках даже деньги, возможно, требуются и более жесткие меры. Например, изоляция – конечно, не в тюрьме, а в санатории закрытого типа или таком же гинекологическом центре – с хорошим питанием, занятием гимнастикой, развлечениями, но без возможности достать спиртное или что похуже.

Впрочем, ныне все это – из области мечтаний. А пока единственным средством спасти здоровье неродившихся детей у пьющих мам по-прежнему являются лишь словесные увещевания, да криминальные эксцессы с насильственным лишением беременных свободы пить, как это и произошло в России.