УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Боевики знали, что стреляют по мирным людям: эксперты о теракте под Волновахой

Боевики знали, что стреляют по мирным людям: эксперты о теракте под Волновахой

13 января под Волновахой в Донецкой области террористы обстреляли микроавтобус с мирными жителями. Погибло 13 человек. Трагедия произошла всего через несколько дней после теракта в Париже, во время которого погибло 12 журналистов сатирического журнала Charlie Hebdo. Возможно, поэтому расстрел в Волновахе сразу стали квалифицировать как теракт – несмотря на то, что на востоке Украины чуть ли не ежедневно гибнут мирные жители.

Своими размышлениями о причинах трагедии, исполнителях и заказчиках, а также о том, кто, когда и как позаботится о рядовых гражданах, оказавшихся в блокаде на оккупированном Донбассе, с "Обозревателем" поделились экс-глава СБУ Игорь Калинин, полковник запаса, участник первого миротворческого батальона Украины в Сараево Михаил Савченко и участник АТО, военный журналист Владислав Волошин.

ИГОРЬ КАЛИНИН, экс-глава СБУ

-Подготовить коридор для перемещения граждан (таких коридоров на Донбассе создано семь, фактически в одном из них и был обстрелян автобус с мирными жителями - ред.), для эвакуации – достаточно сложное мероприятие. Конечно, было бы лучше, если бы таких коридоров было не семь, а двадцать семь, тридцать семь и так далее. Потому что террористы пристреливают эти коридоры. Они вводят координаты системы залпового огня. И для того, чтобы нанести удар, условно говоря, достаточно просто нажать кнопку.

Ошибка нашего военного руководства состоит в том, что количество этих коридоров не увеличивается. А те коридоры, которые есть, должны качественно охраняться. Это работа и разведывательных подразделений – выявление позиций боевиков, локализация этих позиций. Одно дело, когда разведывательная группа сепаратистов тайно проникает и обстреливает коридор из засады. Но когда ведется поражение системами залпового огня, прежде чем начать работу в этих коридорах, необходимо, чтобы наша артиллерия отработала по этим позициям, по этим точкам. И только после этого начать пропуск людей.

Мы помним Иловайск. Под Волновахой примерно та же ситуация – только там были военные, а здесь мирные граждане. Коридор был пристрелян. Как только начался отход наших бойцов, начали работать системы залпового огня.

Читайте: Камеры наблюдения зафиксировали момент обстрела блокпоста под Волновахой

Поэтому основные усилия должны быть направлены на формирование новых коридоров, а существующие брать под жесткий контроль безопасности. Сепаратисты не знают, кто передвигается в этом автобусе – мирные граждане или профессиональные военные.

-Как вы расцениваете сегодняшнюю блокаду Донбасса? Может ли эта мера привести к желаемой цели – к уменьшению "диффузии" террористов за границы зоны АТО?

-Закрытие зоны АТО преследует только одну цель: минимизировать воздействие сепаратистов, террористов на этот район боевых действий. Полную блокаду сделать невозможно. Сделать частичное блокирование района, думаю, наши Вооруженные Силы и административные органы в состоянии. Это сделать необходимо – дабы исключить попадание туда того, что не должно попасть.

Пункты пропуска должны работать эффективно, а все остальное должно быть закрыто.

-Людям, живущим в зоне АТО, все-таки время от времени необходимо пересекать "линию фронта". Как можно обезопасить мирных жителей?

-Вопрос очень сложный. В первую очередь, это вопрос административной власти региона. Здесь нужно проводить разъяснительную работу среди населения для того, чтобы ограничить их перемещения, чтобы люди не стремились перемещаться в зоне боевых действий. А если они решили покинуть эту зону, тогда обеспечить их сопровождение. Можно перенять опыт балканских республик, Югославии. Для этого необходимы так называемые группы сопровождения. Должна проводиться комплексная система мероприятий – и военное обеспечение, и административное, и четкая работа на оперативном уровне – заблаговременное выявление угроз, попыток нападения и так далее.

МИХАИЛ САВЧЕНКО, полковник запаса, участник первого миротворческого батальона Украины в Сараево

-Как известно, обстрел автобуса произошел на одном из пунктов пропуска. Можно ли говорить о том, что такие коридоры – идеальные объекты для атак на мирных жителей?

-Задача "ЛНР" и "ДНР" - создавать такие провокации, чтобы подать их как преступления Украины и доказать необходимость "постороннего вмешательства", то есть вмешательства России. Поэтому они будут использовать любой повод для провокации. Силой они не могут победить, а вот такие мелкие подленькие дела – это для них естественно.

-Возможно, следовало увеличить количество пропускных пунктов или организовывать их как-то иначе? Сегодня люди оказываются мишенью террористов.

-Семь пунктов или пятнадцать – думаю, большой разницы нет. Если у кого-то будет желание организовать подобную провокацию, независимо от количества коридоров, они своей цели добьются. Кроме того, организовать работу пропускных пунктов совсем не просто. Если сделать их очень много, может начаться коррупция или еще что-то. Государству намного проще контролировать меньшее количество пропускных пунктов.

-О каком контроле можно говорить, если на этих пунктах гибнут люди?

-Я имею в виду, что главная цель этих пунктов пропуска – сделать невозможным попадание оружия, боевиков на территорию мирной зоны. А люди гибнут, потому что идет война.

-Как вы оцениваете блокаду зоны АТО? Как разрешить проблему мирных жителей?

-Понимаете, блокада – это следствие того, что происходит. В принципе открыть эту зону для того, чтобы все нехорошее бежало на остальную территорию Украины, нельзя. Оно и так будет просачиваться, но в случае закрытия зоны процент уменьшается. Блокада – это обязательная мера. Мы же не можем всю Украину превратить в зону АТО. Взрывы в Днепропетровске, Харькове, Одессе – это отголоски всего этого. Конечно, мы не можем перекрыть все каналы. Оружие и взрывчатка есть вне зоны АТО, но в значительно меньших объемах.

Прежде всего, надо перекрывать границу с Россией – тогда, я думаю, террористы сами сдадутся, и в блокаде отпадет необходимость. А пока ситуация такова – другого выхода просто нет.

-Как можно защитить мирное население? Можете ли вы поделиться советами для людей, которые живут в зоне АТО и вынуждены время от времени пересекать эту "линию фронта"?

-Там идет война – обезопасить себя нельзя в принципе. Шальные пули, снаряды, провокации. Все зависит от Господа Бога и случая. Людям, которые живут там, все-таки желательно меньше подходить к окнам, меньше появляться на улицах, в особенности там, где скопление вооруженных сил. Если кто-то будет стрелять по украинским военным или наоборот, то туда может прилететь "ответка". Поэтому советую держаться подальше от вооруженных людей.

-Что может сделать государство, чтобы сократить потери мирного населения?

-По большому счету, то, что может сделать государство – прекратить этот конфликт. А пока он идет, фактически ничего сделать нельзя. Если теракт не остановлен на стадии замысла, он, как правило, будет осуществлен. Поэтому террористы-одиночки, которые ни с кем не делятся своими планами, добиваются успехов. А на Донбассе хватает своих идиотов, которые все это делают. Очень тяжело застраховаться от чего-либо.

Даже здесь, где не ведутся боевые действия, у нас есть шанс попасть в какую-нибудь переделку.

ВЛАДИСЛАВ ВОЛОШИН, участник АТО, военный журналист

-Это была провокация, спланированная и осуществленная боевиками на автомагистрали Донецк-Мариуполь. Они знали, что там блокпост, и знали, что на этом блокпосту обязательно идет досмотр и техники, и автотранспорта, и пассажирских автобусов. Просто осуществляя залп по этому блокпосту, они рассчитывали на то, что будут убиты или ранены гражданские люди, а не только военные. Вы сами понимаете, как происходит пересечение блокпоста. Машины выстраиваются в очередь, останавливаются, идет досмотр. Террористы наверняка знали, что из-за обстрела пострадает мирное население.

-То, что произошло, произошло на пропускном пункте. Может быть, надо было как-то иначе организовывать перемещение мирных жителей?

-В мировой практике используются именно такие коридоры. Других нет.

-Но это же мишень для террористов.

Читайте: Чувствуешь себя человеком второго сорта: жители Донбасса о теракте под Волновахой и пропускной системе

-Да. Точно так же как редакция газеты – тоже мишень для террористов. Любой объект, где есть сосредоточение гражданского населения – это объект для террористов.

-Вы считаете, что этих людей никак нельзя было защитить?

-Возле каждого человека не построишь укрепление, укрытие. Любой человек, который едет на автомобиле по дороге, точно так же не защищен. Террористы сознательно шли на уничтожение гражданского населения.

-Насколько эффективна в борьбе с терроризмом такая мера, как блокада зоны АТО?

-В мировой практике нет более эффективной меры, чем блокада с пропускными пунктами. Чтобы как-то защититься от наплыва в Украину террористических групп, бандформирований и террористов. Точно такие же коридоры работают в Палестине и Израиле. Очень часто именно по таким коридорам осуществляются удары боевиков и страдает мирное население.

Идет война с терроризмом. Если территория Донецкой и Луганской области временно оккупирована террористическими группами, поэтому они ведут свою войну, не брезгуя террористическими методами.