УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Новые повелители нефтегазовых потоков

Новые повелители нефтегазовых потоков

Вчерашние соратники Семьи, нардепы-бизнесмены Игорь Еремеев, Ярослав Москаленко и Сергей Кацуба, воскресили разрушенные схемы Сергея Курченко и начали "крестовый поход" по захвату контроля над нефтегазодобычей в Украине.

Одна из ключевых государственных компаний по газодобыче "Укргазовидобування" работает на личное обогащение нардепа Игоря Еремеева. Совладелец крупной бизнес-группы "Континиум", которая, среди прочего, владеет несколькими крупными сетями АЗС, при протекции одного из финансистов партии Яценюка Николая Мартыненко, захватил контроль над госкомпанией и скупает сжиженный газ, сырье для экобензина и бензин собственного производства за бесценок. И пока Еремеев зарабатывает - госбюджет ежемесячно теряет миллионы.

Теперь же нардеп, возглавляющий депутатскую группу "Суверенная европейская Украина" в парламенте, замахнулся на контроль над всем нефтегазовым рынком Украины. По замыслу Еремеева, не только реанимировавшего разрушенные ранее схемы Курченко, но и усовершенствовавшего их, вся нефть и весь газ в стране должны продаваться через его биржу, по установленной им цене и исключительно установленным им покупателям.

"Обозреватель" публикует результаты собственного расследования о том, как рождалась новая нефтегазовая мафия.

Захват "Укргазовидобування": как это было

Строительство новой нефтегазовой пирамиды, во главе которой мечтал оказаться Еремеев, он начал с фактически захвата одного из ключевых государственных предприятий этой отрасли – компании "Укргазовидобування". Еще весной в этой госкомпании произошла смена руководства. Председателем правления стал Сергей Костюк – креатура нардепа Ярослава Москаленко, экс-регионала, входящего в еремеевскую парламентскую группу. Его заместителем назначен Вадим Шленчак, который до прихода в "Укргазовидобування" был владельцем сети АЗС "Калина", купленной впоследствии Еремеевым. Еще один заместитель председателя правления – Александр Сомов – тесно связан с Николаем Мартыненко, правой рукой Яценюка, который курирует нефтегазовый сектор в постмайдановской Украине. Должность директора по закупкам в "Укргазвидобуванні" получил человек, подконтрольный еще одному члену группы Еремеева Сергею Кацубе, имя которого в свое время всплывало в скандале с "вышками Бойко".

В конце июля текущего года председатель НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев, вероятно не без высокой протекции, назначил исполняющим обязанности своего заместителя Андрея Пасишника, который последние три года работал в различных еремеевских фирмах, в т.ч. "ВОГ Ритейл" и "Золотой экватор". Успел Пасишник в структурах WOG получить опыт работы лоббиста, будучи директором по связям с органами государственной власти. Уже в сентябре Пасишник становится исполнительным директором "Нафтогаза", а в октябре возглавляет наблюдательный совет "Укргазвидобування". Согласно официального Интернет-сайта НАКа, Пасишник контролирует в компании вопросы закупки, приемки, хранения и реализации нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа.

Как украсть миллионы. Ликбез от Еремеева

Новые руководители буквально сразу оправдали оказанное им доверие. И начали продавать компании Еремеева WOG сжиженный газ по фиксированной цене – 7 602 грн. за тонну. С самого начала установленная для WOG цена была ниже рыночной приблизительно на 700 грн. Дальше разрыв только увеличивался: например, в марте на рынке за тонну сжиженного газа платили 9 600 грн, а в апреле – около 11 тысяч. Но в "Укргазовидобуванні", несмотря на то, что на каждой тонне сжиженного газа, проданного WOGу, компания теряла до 3,5 тыс.грн., цену для еремеевской компании не меняли. Хотя и могли это сделать: соответствующее право было предусмотрено в заключенных с WOG договорах. Более того, руководство госкомпании игнорировало еще один пункт пресловутого договора, предполагающий 100% предоплату за купленный компанией Еремеева газ. В результате к прямым убыткам из-за продаж по "льготной" цене добавился еще и долг WOGа перед "Укргазовидобуванням", который к концу весны перевалил за 56 млн грн.

Условия продажи сжиженного газа собственной добычи "Украгазовидобуванням", в конце концов, привлекли внимание прокуратуры города Киева, которая выдвинула подозрение сразу двум должностным лицам госкомпании – Костюку и Шленчаку – подозрение в нанесении государству убытков в размере 36 млн.грн. Оба подозреваемых оперативно заболевают. А после недельного больничного попадают не в тюремные камеры – а в привычные кабинеты. За эту неделю прокуратура почему-то отзывает свой иск в суд – и, хотя дело не было закрыто, и Костюк, и Шленчак продолжают "трудиться" на благо группы Еремеева.

А вот другой источник заработка для группы Еремеева правоохранительные органы не перекрыли до сих пор. Речь идет о скупке компаниями Еремеева, Москаленко и Шлемчака так называемого деэтанпропанбутанизированного конденсата (ДЕПБК), ежемесячные объемы выпуска которого в "Укргазовидобуванні"– около 6,5 тыс.тонн. ДЕПБК - аналог стабильного бензина, из которого делают бензины экомарок, на которые не начисляется акцизный сбор. Он чаще всего либо используется для производства 76-го бензина, либо для продажи в виде сырья. Поэтому и цена его напрямую зависит от цены низкооктанового бензина - с вычетом акцизного сбора. Получаем закономерность: чем выше стоимость бензина – тем дороже должен продаваться и ДЕПБК.

Однако для компаний Еремеева, Шлемчака и Москаленко с марта и до сегодняшнего дня цена на ДЕПБК остается неизменной – 9 000 грн. за тонну. При том, что с марта цены на бензин и дизтопливо подскочили чуть ли не в два раза. Только за три месяца весны 2014 года эти компании без аукционов купили у "Укргазовидобування" деэтанпропанбутанизированного конденсата на общую сумму 143 млн. грн. нанеся, по подсчетам МВД, госбюджету убытков на 60 млн.грн.

Отдельный эпизод выгодных для Еремеева и невыгодных для государства взаимоотношений группы и "Укргазовидобування" - покупка бензина, который госкомпания производит на собственном заводе и отправляет потом на экспорт. Для легковых авто он не годится, но вот для заправки сельхоз или военной техники – самое то. Правда, украинским БТРам на украинском же топливе ездить не довелось – все продается за границу. Где скупается зарегистрированными через оффшоры компаниями, имеющими отношение к Еремееву. Традиционно, скупают они этот бензин по цене, на 100 долларов ниже рыночной. Итого – убытки государству достигают 2 млн.долларов в месяц. Или около 3 млн долларов – если бы "Укргазвидобування" продавало свой бензин внутри страны.

"Около 3 млн долларов компания "Укргазовидобування" теряет на бензине, плюс порядка 40 млн грн – на ДЕПБК (это тоже примерно 3 млн.долларов). вместе - уже 6 млн. И я не говорю уже про закупки. Грубо говоря, только на реализации своей продукции госкомпания теряет от 5 до 6 млн долларов в месяц. А с ними ведь еще не рассчитываются. Это даже оценить сейчас сложно. Потому что есть долг в 16 млн долларов – а заплатят компании Еремеева или нет, это уже другой вопрос", - говорит бывший гендиректор "Укргазовидобування" Андрей Тамразов.

По следам Курченко

Как бы ни были выгодны сделки группы Еремеева с "Укргазовидобуванням" - это слезы по сравнению с прибылью, которую можно получить, возродив придуманные еще беглым младоолигархом Сергеем Курченко схемы. Ведь при Януковиче только на "Укргазовидобуванні" Курченко зарабатывал не меньше миллиарда в год. Когда после победы Майдана Курченко бежал из страны, а ГПУ взялась за расследование его деятельности, оказалось, что только по одному из расследуемых эпизодов – продаже на автозаправках по коммерческих ценах сжиженного газа, который был предназначен для нужд населения, тогдашний генпрокурор Махницкий насчитал около 4,5 млрд грн ущерба государству.

Впрочем, это – лишь верхушка айсберга. Курченко придумал, как контролировать весь нефтегазовый рынок. Еще в 2011 году он добивается от правительства Азарова постановления, предписывающего продавать все добываемые в стране энергоресурсы через одну аукционную площадку – созданную Курченко "Первую независимую биржу". В результате, можно не только все сделки контролировать или скупать дешевую нефть и газ через свои компании, но и дополнительно зарабатывать на комиссионных для биржи (около 15 млн.грн в год).

Когда Курченко сбежал – его схемы были разрушены. Правда, как оказалось, ненадолго. Уже к лету Еремеев и Ко полностью восстановили существующую при Януковиче систему.

Прежде всего, следовало заменить "Первую независимую биржу" своей. Выбор пал на малоизвестную "Украинскую универсальную биржу", со штаб-квартирой в Полтаве. По правде, эта биржа не соответствовала ни одному из ключевых требований к площадке, на которой могут проводиться все торги энергоресурсами. У нее не было в Киеве, где проходят аукционы, ни собственного помещения площадью не менее 100 кв.м., оборудованного электронным табло для проведения торгов, ни 5 отдельных телефонных линий для городской и междугородней связи. Впрочем, все эти "мелкие" недочеты в срочном порядке были исправлены – если не в реальности, то на бумаге. "Собственные помещения" УУБ выросли до 5 офисов в Киеве общей площадью почти 200 кв.м – правда, если копнуть поглубже, несложно установить, что этими помещениями УУБ не владеет – она их арендует. Либо, как в случае с офисом на улице Богдана Хмельницкого, 55 – получает право арендовать у Киевской ТПП конференц-зал, если он будет в этот день свободен (немного забегая вперед, отметим, что именно это помещение впоследствии будет указано, как место проведения всех торгов по продаже энергоресурсов).

Появились и 5 телефонных линий. Правда, место их регистрации не совпадает с адресами указанных УУБ помещений.

Пенсионерка – "благодетельница"

И, наконец, самое интересное. При проведении конкурса одним из ключевых критериев являлся размер уставного фонда. За месяц до проведения конкурса, на котором должна была быть определена биржа, на которой будет продаваться весь газ и нефть собственной добычи, уставной капитал УУБ (который, по определению, формируется при создании компании) увеличился в 6 раз – с 10 до 60 с лишним миллионов гривень.

Это "чудо" случилось благодаря имущественным взносам двух участников биржи. Некто Маковой Александр Витальевич из Полтавы подарил УУБ Базу данных участников рынков задекларированной стоимостью в 1 млн133 тыс. грн. Еще более щедрой оказалась шестидесятилетняя жительница Черниговщины Маковая Анна Ивановна, передавшая УУБ электронную торговую систему ЕТС-1, которая, как следует из документов, поданных фаворитом конкурса, обошлась ей в почти 49 млн.грн. (при том, что рыночная цена такой системы, по мнению участников рынка подобного обеспечения, не превышает 100 тысяч гривень).

Как удалось выяснить "Обозревателю", Анна Маковая оказалась обычной пенсионеркой. Бизнеса у нее нет – есть только небольшой домик в Новгороде-Сиверском. Откуда у нее полсотни миллионов или хотя бы 100 тысяч гривень на приобретение объекта интеллектуальной собственности, в УУБ не объяснили.

На фото: пенсионерка Анна Маковая, "подарившая" "Украинской универсальной бирже" почти 50 миллионов гривен

На фото: дом в Новгород-Сиверском, в котором живет Маковая

Второй "благодетель" - Александр Маковой – сын Анны Ивановны, работающий в Полтавской области. Средства от имени матери и сына Маковых были переданы по доверенности, оформленной 15 лет назад. Поэтому остается открытым вопрос: знают ли Маковые о том, как они помогли лоббируемой Еремеевым бирже? Или этот впечатляющий взнос сделал кто-то еще, воспользовавшись когда-то подписанной, скажем, при продаже дома, доверенностью?

Конкурс "по-новому"

В июне 2014 Минэнергоугля объявляет конкурс на определение биржи, на которой будут продавать 100% газа и нефти собственной добычи все компании с государственной долей собственности. Конкурсная комиссия, которая должна выбрать эту биржу, большей частью сформирована из представителей Минэнергоугля, Минэкономразвития и "Нафтогаза Украины", где должность и.о. заместителя председателя правления на тот момент уже занял помощник Еремеева - Пасишник.

Прогнозировано, все члены комиссии дружно выставляют УУБ высокие баллы практически по всем критериям оценивания. Причем, делают это не во время заседания (что предусмотрено нормативным актом, дабы избежать сговора и коррупции при выборе биржи). Часть бланков оценивания датирована 18 июня. Часть вообще не имеет проставленной даты. Кроме того, входящий в комитет председатель правления "Укргазовидобування" Костюк соответствующий бланк оценивания вообще не заполнял. Вместо него это сделал не имеющий никакого отношения к аукционному комитету конкурсной комиссии человек – некто С.В.Прокопчук. Однако именно его оценка стала решающей – он проставил УУБ максимальные "10" баллов по всем (!) критериям. В итоге, уже 20 июня Минэнергоугля выдает приказ, обязывающий все без исключения компании с государственной долей собственности продавать весь объем добытого сжиженного газа и нефти исключительно через "Украинскую универсальную биржу".

Суды и министр в адвокатах

Закономерно, что такое положение вещей устроило не всех. Свои претензии к государству начала предъявлять отодвинутая в сторону курченковская "Первая независимая биржа". С судебным иском к Минэнергоугля выступила "Украинская межбанковская валютная биржа", где много лет подряд проводились торги энергоресурсами. УМВБ требовала отменить приказ Минэнергоугля от 20 июня об определении УУБ площадкой для продажи энергоресурсов, а также предшествующее ему решение конкурсной комиссии по выбору УУБ победителем конкурса.

Интересно, что на в судебных заседаниях по иску УМВБ к Минэнергоугля ходил принимал участие непосредственно министр Юрий Продан, у которого, судя по всему, более важных дел, чем отстаивание интересов никому до недавнего времени неизвестной биржи УУБ, не было. Правда, рассматривающего иск судью Окружного админсуда Киева "адвокатские потуги" министра не впечатлили: приказ Минэнерго о торговле энергоресурсами на УУБ был приостановлен.

Тогда Продан обращается в Хозяйственный суд Киева, который запрещает проведение аукционов где-либо, кроме УУБ. Впрочем, через некоторое время это решение было отменено. Поскольку два взаимоисключающих решения двух судебных инстанций привели к полной блокировке всех аукционов. Ведь один суд запретил продавать энергоресурсы на УУБ, а другой – обязал проводить торги только на этой бирже. Впрочем, похоже, Продан в конце концов задумался, как выглядят подобные действия – особенно на фоне военных действий на востоке и сложных газовых переговоров с Россией. И решил дистанцироваться от Еремеева и его структур – вплоть до того, что в середине сентября Минэнергоугля обвинило еремеевский "ВОГ Трейдинг" в мошенничестве и попытках отсудить у государства 88 млн грн за якобы потерянные компанией нефтепродукты в оккупированном Крыму. Но это уже совершенно другая история.

Вследствие борьбы бирж за место под "энергетическим солнцем" нефтегазодобывающие предприятия были загнаны в тупик. В результате в сентябре месяце "Укрнафта" обжаловала в судебном порядке правительственное постановление в части "ноу-хау младоолигарха", и просила суд вовсе исключить из порядка проведения аукционов внесенную Курченко и Азаровым антиконкурентную норму об обязательных продажах энергоресурсов через выбранную в министерстве биржу в принципе, ссылаясь на то, что ни в одном украинском законе такая монополизация не предусмотрена.

Суды, разборки и набирающий обороты общественный резонанс привели к тому, что правительство в октябре таки отменило постановление времен Азарова. А взамен приняло новое. В нем прописана формула, согласно которой продавцы самостоятельно определяют биржу для продажи собственной продукции. Есть только одно "но": при выборе следует учитывать рекомендации аукционного комитета, а он будет сформирован из 6 представителей Минэкономразвития и Минэнергоугля, а также 4 представителей "Нафтогаза".

НАК в лице Пасишника свое веское слово уже сказал. В аукционный комитет войдет он лично и некто Петр Столяр, еще до недавнего времени возглавлявший одну из еремеевских компаний. Теперь Пасишник требует немедленно сформировать аукционный комитет обвиняя Мирэнергоугля в затягивании процесса.

Вероятно, в истории с коррупционными схемами в нефтегазовом секторе и обворовыванием страны через государственные компании впору ставить не точку, а троеточие. Видимо, правильно сказано в народной мудрости: "Свято место пусто не бывает"… По информации высокопоставленных источников, свое право принимать "волевые" решения от имени НАК "Нафтогаз Украины" без согласования с руководителем компании и диктовать условия и правила игры Пасишник открыто обосновывает карт-бланшем, полученным от "Петровича" и личным общением с ним. По информации осведомленных чиновников, "Петровичем" для Пасишника является революционный премьер Яценюк.

В этой связи возникает логичный вопрос к Премьер-министру Украины Арсению Яценюку и председателю правления "Нафтогаза Украины" Андрею Коболеву: оценивают ли они возможные последствия, замыкая в одних руках бизнес-группы "Континиум" полный контроль над деятельностью национальной нефтегазодобычи, тем самым давая "зеленый свет" коррупции в период энергетического кризиса в стране?