УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Вас захватило 100 обезьян с автоматами! Как так?! – АТОшник о Славянске

46,8 т.
Свободный Славянск

Ровно три года назад силы АТО вошли в оставленный российскими боевиками Славянск. После этого украинские воины освободили Константиновку, Дружковку, Краматорск, Дзержинск и другие населенные пункты. Казалось, что война на Донбассе близится к завершению, но вскоре Россия бросила в бой новые силы и остановила наступление сил АТО. 

Однако несмотря на то, что война длится до сих пор, планы Кремля по дроблению Украины на части потерпели крах. И одной из причин тому стала блестящая операция ВСУ по освобождению Славянска. 

В день годовщины "Обозреватель" пообщался с заместителем командира взвода 2 резервного батальона Нацгвардии (ныне батальон имени Кульчицького) Андреем Кобзарем, который принимал в тех событиях непосредственное участие. 

- С какими эмоциями шли освобождать город? Было больше воодушевления или адреналина?

- Честно, был очень стрессовый день. Мы тогда вообще не понимали, что произошло. Мне больше запомнилось уже шестое число, когда мы начали проводить планомерную зачистку. Потому что пятого июня мы заехали и сразу выехали. Думаю, что команду выйти нам дали во избежание неразберихи.

Андрей Кобзарь в верхнем ряду крайний слева

Читайте: "Боя за освобождение не было": глава Нацгвардии рассказал, как Гиркин убегал из Славянска

- Где находились в момент получения приказа о наступлении?

- Пятого июля мы стояли на блокпосту между Славянском и Красным Лиманом. С утра поступила команда идти на Славянск. "Что, как, куда?". Нужно понимать те времена. Сейчас понятно, где находится серая зона, линия фронта и враг.  А тогда украинская земля была там, где ты стоял. Любая  поездка за продуктами или водой - это была целая спецоперация. 

А вот шестого числа, часа в четыре утра, мы начали отработку информации по местам, где у боевиков было основное кубло. Помню, что в одном месте в Славянске соприкасалось сельхозучилище и молитвенный дом "Благая весть". Сепары заняли этот дом и вели огонь прямо со двора. А помещения позанимали под казармы. 

Когда зашли в подвал, то увидели, что там все опутано проводами. Непонятно - заминировано или нет. Приехали саперы, посмотрели. Потом зашли и мы. Там мы обнаружили такое количество оружия, что  я маленько испугался. Это сейчас с высоты пройденного времени мы все понимаем. А тогда было непонятно ушли ли они, насколько далеко и т.д. Плюс там была куча документов, которые однозначно свидетельствовали о том, что все это оружие российское. С подписями начальников хранилищ и т.д.

Все фото - Facebook Андрея Кобзаря

Читайте: Террористы "ДНР" собрались "освобождать" Славянск: опубликовано видео

Открыли бокс с учебной техникой в сельхозучилище, а там все забито под завязку полевым кабелем. Мы как-то еле-еле намутили себе кусок, чтобы поставить "монку"(мину,- Ред.), а тут такие запасы!

Это, кстати, очень показательно в плане разговоров о том, что Гиркин (командир боевиков в Славянске, - Ред.) ушел, потому что его выпустили специально, договорились и т.д. Ребята, если бы его выпустили, то он бы все это с собой забрал! Гиркин понимал, что до захлопывания мышеловки остаются считанные часы. Самый главный план у них не сработал. 

- В чем он заключался?

- Они хотели, чтобы мы сравняли Славянск с землей, чтобы потом показать "зверства хунты". Им это было очень важно, а молотить Славянск никто не стал. Его брали медленным удушением. Вот Гиркин и "дал по тапкам". Но потому что были взяты все ключевые места: Карачун, Николаевск, Красный Лиман, Ямполь-Закатное, была разгромлена их база в Брусино "Царицыно". Это была база отдыха, которая принадлежала какому-то местному нардепу.

Кстати, недавно всплыл интересный документ, датированный январем 2014 года. В нем местная депутат Партии регионов рапортовала руководству о том, какие меры были предприняты, чтобы не допустить Майдана. Рассказывала, что на базе уже живут боевые народные дружины. То есть это было готовое "народное ополчение".

Когда группа Стрелкова зашла, то все титушные отряды уже были сформированы, выезжали на Киев, имели структуру. Ему оставалось только поставить своих спецов командирами групп, а личный состав уже был сформирован.

- Почему Стрелков все-таки смог уйти?

- Боевиков на момент выхода из города было четыре-пять тысяч человек. Это была полноценная бригада с танками, артиллерией и всем прочим. Например, в нашем бате было всего 270 человек. Хотя, к примеру, в нормальном механизированном батальоне обычно больше 500 бойцов. Плюс к этому с нами было немножко десантуры, ВВшников и Нацгвардии. Перекрыть все пути было практически невозможно. После Нацгвардии я пошел служить в артиллерию, поэтому могу точно сказать, что шансов на гарантированное уничтожение колонны Стрелкова не было. 

Уничтожить такую колонну ночью невозможно. Наши самолеты ночью не летают. Хотя авиация внесла очень большой вклад в ту эпопею. Но когда колонна движется по городской застройке, улицам, без фар, то точную цель ты х*р укажеш. Начали бы стрелять - перебили бы кучу "мирняка". 

И самое главное. Наши артиллерийские силы на тот момент были представлены одной батареей десантников 95-й бригады и одной батареей 55-й бригады. Стрелять было не из чего. 

А выход Гиркина означал, что план А провалился. Это был такой себе рубикон по переходу к плану Б

- Вы сказали, что самый главный план у них не сработал. Какой был не главный?

- Начну издалека. Почему изначально был выбран именно Славянск? А все потому, что он плотно связан с Краматорском. На секундочку, Славянск - 120 тысяч населения и Краматорск тысяч 150. Плюс у Славянска звучное название. Дальше в Краматорске находится аэродром, что тоже очень важно. А рядом город Красный Лиман - это мощнейший транспортный узел. Я такой станции в жизни не видел! Пешеходный мост над путями был длиной 800 метров!

Читайте: "Королевська, повертайся в Кремль": в Славянске во время концерта ко Дню Победы произошла драка

Берешь контроль над всем этим и у тебя открываются пути на Харьков, Лозовую, Днепропетровск. Если бы им удалось захватить Днепр, то это был бы конец. Страна оказалась бы сразу перерезана. 

- Как вас встретил Славянск? С населением на оккупированных территориях были интересные разговоры?

- Было очень интересно. Мы тогда часто бегали в разведку, старались держать все под контролем. Там была одна такая станция, а за ней общежитие железнодорожников. Мы движемся и видим строение с виноградным палисадничком. Оттуда к нам выходит бабулька и приглашает попить компотику. 

Мы заходим. Говорит: "Хлопцы, а кто старший у вас?". Говорю: "Я". И она начинает рассказывать, что вот такой-то стоял на таком-то блокпосту. А недавно ее дочка у его матери половину дома снимала в Лимане. И вот поехала ее дочка вещи забирать, но хозяйка ее не пустила. При этом во дворе свет не горит, но слышны какие-то мужские голоса. Сразу стало понятно, кто там прячется. Ну, мы и сообщили куда надо. То есть люди в нас наконец-то поверили. 

- Еще вспомните истории о местном населении?

- Самая эпичная история была про сланцевый газ, который обнаружили в Славянске. Это был настоящий психоз. Любая бабушка могла тебе рассказать про гидроразрыв пластов земли, про горизонтальное направленное бурение, про негров с бурильными установками и т.д. 

Когда зашли в Славянск, то настороженность была большая. Мы старались успокаивать. Но как-то подошел ко мне один дед и начал говорить о том, какие мы плохие. Я ему говорю: "Уважаемый, а сколько население в Славянске?". Он говорит, что не знает. Я отвечаю: "122 тысячи. Так вот, вы свой город про*али. В городе 122 тысячи, а вас захватило 100 обезьян с автоматами.. А раз вы про*али город, то порядок приеду наводить я. И уже не взыщите".

Читайте: "Славянский" сценарий: Тышкевич объяснил, почему Россия не захватит Беларусь

Самое интересное было, когда мы зачистили техникум. Тогда я написал на доске: "Ми звільнили Слов'янськ назавжди" и подписался, а потом эту фотку запостил в Facebook. Мой друг перепостил этот снимок, а где-то через год ее увидела девочка и написала ему о том, что она убирала в техникуме после сепарского гнезда и увидела эту надпись. И как ей при этом было радостно. Я уже тогда знал, что мой месседж дойдет до нужного адресата.