У тещи квартиры, у мамы машина, а у самого – скрытая декларация: OBOZ.UA выяснил, чем владеет семья главы Львовской таможни
Какие скандалы произошли на Львовской таможне после того, как Иван Керезвас стал и.о. ее начальника
Перевод статьи с сайта B loomberg V iew
Слияние власти и бизнеса привело Украину на грань коллапса государственной системы. Сегодня мультимиллионер, который заработал свой капитал благодаря умению сосуществовать с предыдущим руководством страны, возможно, поможет исправить ситуацию. Его зовут Борис Ложкин, и он – глава Администрации Президента Петра Порошенко.
Признаюсь честно: Я работал на Ложкина в 2011-2012 годах в качестве редактора и консультанта. Его медиа-холдинг, UMH, был крупнейшим игроком на украинском медиа-рынке – динамично развивающейся медиа-империей, состоявшей в партнерских отношениях с основными прокремлевскими СМИ, а также с международными брендами, такими как Forbes и Vogue. В его состав входили также и украинские издания, такие как еженедельный журнал Корреспондент, часть акций которого принадлежала кондитерскому магнату Петру Порошенко. Я постоянно напрямую общался с Ложкиным по поводу проектов, важных для его компании, но мы не были близкими друзьями, и наши отношения оставались сугубо профессиональными. В последний раз, до этого интервью, я видел его два года назад.
Бизнес Ложкина был бы невозможен без политических связей. Однако он никогда не пытался использовать эти связи для создания сенсаций – он демонстрировал сдержанность, не характерную для владельцев средств массовой информации в Украине в то время. Тем не менее, он не святой: он проявил талант к выживанию в условиях, когда олигархи и политики, подконтрольные им, грабили страну. Сейчас он применяет те же навыки выживания при других обстоятельствах.
Летом 2013 года, когда президент Виктор Янукович был при власти, и его приближенные могли захватить любой понравившийся им бизнес, Ложкин продал UMH Сергею Курченко, у которого были тесные связи с семьей Януковича. Несмотря на то, что, возможно, у Ложкина не было выбора, (хотя, он это и отрицает), многие редакторы и журналисты расценили этот шаг как предательство и покинули компанию. Ложкин получил от этой сделки более $150 млн. Он отправился путешествовать, учиться и искал возможности для инвестиций.
После того, как Янукович был свергнут "Революцией Достоинства", Ложкин получил неожиданное известие во время путешествия с друзьями по Израилю: его старый партнер по бизнесу, Порошенко, только что избранный Президентом, предложил ему работу Главы Администрации. Ложкин принял предложение почти сразу. Он был вдохновлён революцией, и в то же время не был занят никакой другой деятельностью.
Он говорит, что не осознавал в полной мере, насколько плохо обстояли дела в Украине. "Сейчас, оглядываясь назад, – говорит Ложкин, – я иногда удивляюсь, как мы выстояли. Мы подверглись агрессии на Востоке, у нас почти не было ни армии, ни реальной власти".
Кабинет Ложкина размером с теннисный корт, обставленный в советском стиле, он осовременил, разместив там произведения современного украинского искусства. Этот кабинет отражает его основное на данный момент достижение – реформу государственной службы. С помощью профессиональных HR-ов он способствовал трудоустройству в украинском правительстве иностранных граждан – министра экономики Айвараса Абромавичуса, министра финансов Наталью Яресько и около десятка других высших чиновников.
"Это была моя идея – заразить правительство другой формой жизни, – говорит Ложкин. – У тех, кто сможет изменить систему, должен быть другой менталитет".
Один из основных вопросов: как обеспечить таким профессионалам достойную зарплату. Ложкин надеется, что приватизация около 1350 государственных компаний будет способствовать, наполнению государственного бюджета, а также избавлению от коррумпированных чиновников, которые ими управляют. "Большинство этих предприятий не приносят прибыли", – говорит Ложкин. "Куда пойдут эти деньги?" Он считает, что с продажей госпредприятий может отпасть необходимость в министерстве экономики как таковом.
Массовая приватизация – нелегкая задача. Трудно продать предприятия по выгодным ценам в стране, в которой в этом году ожидается сокращение ВВП на 5 процентов. В феврале Украина получила около 11 млрд. гривен (около $470 млн.) от продажи лицензий на 3G связь. Это произошло здесь на десятилетие позже, чем в большинстве европейских стран. "Это доказывает, что даже сейчас есть спрос на хорошие активы", – говорит Ложкин. Правда, многие госпредприятия – это очень плохие активы.
В то же время, Ложкин рассчитывает на помощь инвесторов и неправительственных организаций, которые смогут профинансировать команды специалистов, помогающие разрабатывать государственную стратегию, законопроекты и выполняют много другой работы.
Личный пресс-секретарь Ложкина получает зарплату в частной компании, финансируемой за счёт международных грантов. Он признает конфликт интересов, существующий в системе, однако отмечает, что он носит временный характер. Показательно, что даже одиозный миллиардер Игорь Коломойский, губернатор Днепропетровской области, добровольно ушел в отставку и публично помирился с Президентом.
Слияние бизнеса Коломойского и государственной власти "было полностью оправдано весной 2014 года, – говорит Ложкин. – Но весной 2015-го общественное мнение и западные инвесторы требовали другого, и он это почувствовал".
Как насчет конфликтов интересов Порошенко? Его кондитерская компания Roshen, которую он обещал продать после вступления в должность, открыла десятки новых магазинов в Киеве уже после того, как он стал Президентом. "Что ж, это означает, что он продаст ее дороже, – сказал Ложкин. – Он определенно не хочет быть крупным бизнесменом. Он большой политик, глава государства, это его миссия, а все остальное отходит на второй план".
Ложкин очень острожен в инвестировании в Украину. Большинство средств от продажи UMH, которые не указаны в его декларации о доходах, находятся в оффшорном фонде, к которому, по словам Ложкина, он не имеет отношения. "Если бы я не был главой Администрации, я бы, безусловно, инвестировал в Украину, – говорит он. – Сейчас наблюдается существенное снижение ВВП, в то время как мировые тенденции противоположны. Это означает, что вскоре последует значительный подъём".
Ложкин видит наилучшие перспективы в сельскохозяйственном секторе, который меньше всего пострадал от революции и войны, а также в инфраструктурных проектах – не в медиа. "Время для этого придет через полтора-два года, за исключением некоторых интернет-проектов, – говорит он. – Потребительский рынок на данный момент слишком слаб – к примеру, на данный момент в Украине телевидение как бизнес не является прибыльным".
Ложкин говорит, что останется на должности до тех пор, пока будет нужен Петру Порошенко. Он – один из немногих украинцев, с которыми я разговаривал, кто верит, что Президент будет избран на второй срок. Этот факт, а также прогнозируемый Ложкиным экономический подъем, требует стабильного мира в восточных регионах. Несмотря на постоянные жалобы от Порошенко и других украинских политиков касательно регулярного нарушения перемирия, Ложкин верит, что Минские договоренности могут быть эффективны.
"Мы действительно стремимся к децентрализации, не путайте с федерализацией", – говорит Ложкин. Он считает, что жители Востока действительно хотят больше экономической независимости от центра, а не неограниченной власти для лидеров сепаратистов, которые в настоящее время контролируют значительную часть территории Украины. "Если мы говорим о реальных интересах населения Донбасса, то мы можем их удовлетворить, – говорит он. – Что же касается политических амбиций определенных индивидуумов – я не уверен".
Как русскоговорящий выходец с Востока Украины, построивший бизнес в российской медиа-индустрии, Ложкин – хорошая кандидатура для ведения подобных переговоров.
"Я думаю, этот год будет решающим, – говорит он. – До конца года мы должны провести реформы таким образом, чтобы люди почувствовали изменения. Хотя, возможно их доходы и не вырастут в ближайшее время. Это произойдет в 2016-17 годах".
Ложкин явно недоволен темпами реформ и своими достижениями на данный момент. Конфликт на Востоке ещё не закончен. Украина по-прежнему едва управляема, коррумпирована и отягощена долгами. "Мы должны реформировать страну, которую сознательно уничтожали в течение 23 лет, – говорит он. – Поэтому, к сожалению, нам пришлось потратить много времени, просто затыкая дыры".
Рабочий день Ложкина обычно заканчивается около полуночи – часа ночи, иногда длится до раннего утра. Вести бизнес было легче: не приходилось иметь дело с анархией, царящей в Украине, и Конституцией, дающей много полномочий фрагментированному парламенту и коалиционному правительству в противовес Президенту. Для людей из бизнеса, привыкших иметь практически абсолютную власть, трудно привыкнуть к бюрократии государственного управления и необходимости искать компромиссы в политике.
Для того чтобы снизить риски захвата государственной власти и авторитарного стиля управления, необходимо использовать опыт таких людей, как Ложкин. Пожалуй, это – лучший шанс на спасение для Украины.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZ.UA поссылке...
Подпишись на наш Telegram . Присылаем лишь "горящие" новости!
Какие скандалы произошли на Львовской таможне после того, как Иван Керезвас стал и.о. ее начальника
Но есть надежда, что это похолодание не будет продолжительным
Переговоры президента Украины и госсекретаря США могут состояться на полях Мюнхенской конференции