УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Часы Столыпина для Тимошенко

Часы Столыпина для Тимошенко

Пятого мая при большом стечении народа (точнее, его лучших представителей в лице сельских, поселковых и городских голов и депутатов местных советов) Юлии Тимошенко подарили "часы Столыпина". Подарил ее верный соратник Иван Кириленко. Об этом пишет gazeta.ua.

Неясно, то ли это обычная тикалка с портретом царского премьер-министра, то ли действительно личный Петра Аркадьевича раритетный аксессуар. Да это и неважно. Куда важнее то, что Юлия Владимировна, похоже, решила примерить вместе со столыпинскими часами еще и… нет, не бороду, как Кончита Вурст, а имидж либерального реформатора-государственника. Именно о том говорил вручатель часов Иван Кириленко.

По версии Кириленко, успех реформ Столыпина был ошеломляющим: "Дешевые кредиты селу и крестьянам из Государственного земельного банка. Упрощение всех процедур при получении земли тем, кто хочет на ней работать. И все права по решению всех местных проблем передать местной общине... За несколько лет огромная империя вышла на первое место в мире по темпам экономического роста, на пятое - по объему экономики".

Для начала стоит заметить, что реформы Столыпина были не столь успешны, как о том сейчас принято писать. Это такое же пропагандистское клише, как и "полный и абсолютный крах" его реформ по версии советской исторической школы. На самом деле, конечно, Столыпину кое-что удалось - например, угробить крестьянскую общину и сформировать небольшую прослойку зажиточных индивидуальных крестьянских хозяйств.

Другое дело, что за этот шаг пришлось расплачиваться нищетой, голодом и разорением основной массе менее удачливых земледельцев. Ведь лишней земле было взяться неоткуда, а помещиков Столыпин раскулачивать не торопился.

С освоением Сибири тоже вышло не очень - туда запретили ссылать политических заключенных, а вместо того повезли в знаменитых "столыпинских вагонах" крестьян-переселенцев - для процветания края при помощи государственной финансовой поддержки. С учетом чиновничьего воровства и головотяпства в большинстве случаев крестьяне получили вместо помощи шиш с маслом, а потому выживали в Сибири как могли.

Хваленый экспорт зерна за границу, который Россия смогла себе позволить в результате столыпинских реформ, имел своим результатом массовый голод в 1911-1912 гг. Поэтому слова Кириленко о том, что "Успех Столыпина в том, что он, наверное, впервые на таком уровне и в такой стране поднял голос за права простого человека", отдают нездоровым цинизмом: на самом деле "простому человеку", прежде всего крестьянину, в ходе столыпинских реформ предлагалось сыграть в реалити-шоу на выживание, причем бонусы получал сильнейший, а слабейшему позволялось сдохнуть.

Разумеется, такая реформа не могла быть осуществлена мирно, без насилия, принуждения и массовых репрессий.

Девять тысяч виселиц - "столыпинских галстуков", установленных по всей стране, и военно-полевые суды, состоящие из четырех офицеров без юридического образования и поставлявшие для виселиц отбракованный человеческий материал - вот что было двигателем столыпинских реформ. Об этом писал, в частности, знаменитый писатель Владимир Короленко: "Виселица опять принялась за работу, и еще никогда, быть может со времен Грозного, Россия не видала такого количества смертных казней. До своего "обновления" старая Россия знала хронические голодовки и повальные болезни. Теперь к этим привычным явлениям наша своеобразная конституция прибавила новое. Среди обычных рубрик смертности (от голода, тифа, дифтерита, скарлатины, холеры, чумы) нужно отвести место новой графе - от виселицы".

Граф Витте еще более категоричен: "Никто столько не казнил и самым безобразным образом, как он, Столыпин, никто не произвольничал так, как он, никто не оплевал так закон, как он, никто не уничтожал так, хоть видимость правосудия, как он, Столыпин, и все, сопровождая либеральными речами и жестами".

О гневном протесте Льва Толстого тоже стоит помнить - его классическая работа "Не могу молчать" посвящена как раз произволу Столыпина и его администрации.

Недаром Столыпин стал иконой самых мракобесных и реакционных слоев российского общества, мечтающих о железной руке, не боящейся насилия, крови и грязи.

И то, что столыпинские часы сегодня оказались в холеных ручках Тимошенко, очень символично. Увещевать Юлию Владимировну, предостерегая от таких рискованных исторических подражаний - дурное дело. А вот нам всем стоит помнить, что в комплект со столыпинскими часами и столыпинскими реформами неизбежно входят столыпинские вагоны и столыпинские галстуки.