УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Битва за Стамбул

540
Битва за Стамбул

К облакам перечного газа на улицах исторического центра Стамбула все уже привыкли. Особенно легко к этому привыкнуть, когда смотришь на происходящее, сидя перед экраном телевизора или компьютера за сотни и тысячи километров от места событий. Несколько сложнее тем, кто безуспешно пытается законопатить окна, чтобы не полз ядовитый дым в комнаты, выедая глаза и драконя носоглотку. Впрочем, многие из тех, перед кем стоит такая проблема, заняты другим - они выносят лимоны, воду и молоко протестующим, чтобы те могли защититься от едкого химиката. Поначалу у полиции было два относительно эффективных средства воздействия на демонстрантов - газ и водометы. Потом решили совместить, заправив в водяные баки порцию перечного концентрата. Но и это протестующих не останавливает.

На утро 17 июня Таксим таки был очищен от демонстрантов, однако это вовсе не означает прекращения протестов. Подходы к площади заблокированы полицией, которая, как пишет на Facebook украинский журналист и очевидец событий Осман Пашаев, сама страдает от перечного газа: ветру безразлично, в какую сторону нести облака слезогонки, а полиции в город нагнали столько, что средств индивидуальной защиты на всех не хватает.

Что боее всего удивляет в турецкой ситуации, так это вопиющая неспособность властей проявить хоть какую-то гибкость. Если принять определение демократии как способности учесть мнение оппонента, то Эрдоган и его администрация, похоже, вообще не понимают, как демократией пользоваться и зачем это нужно, если есть газ, водометы и послушные люди, готовые пускать эти средства в ход.

Впрочем, послушных полицейских уже недостаточно, и вице-премьер Турции грозит - пока только грозит - призвать на помощь армию. А это уже совсем другой поворот событий. Нет, турецким военным не впервой поднимать оружие против бунтующих граждан Турецкой республики, будь то курдские повстанцы или вооруженные леваки. Однако здесь, как "Обозреватель" уже писал ранее, есть нюанс: протесты носят откровенно антиисламистский характер. Армия Турции, пронизанная духом Кемаля Ататюрка, всегда стояла на страже светского характера государства, не останавливаясь, в случае необходимости, перед военными переворотами, когда от власти отстраняли тогдашних однопартийцев нынешнего премьер-министра.

Как поведет себя армия, если ее двинут на подавление антиисламистских беспорядков? Поможет ли зачистка, которую провел Эрдоган в армейской верхушке, отправив за решетку организаторов последнего антиисламистского переворота - или же армия, хоть и обезглавленная, сохранила способность играть собственную игру? Пойдет ли армия против бунтующего Стамбула, предпочтет сохранить нейтралитет или же, воспользовавшись ситуацией, в очередной раз попытается сменить власть в Анкаре? Ответ на этот вопрос мы узнаем не ранее, чем Эрдоган отдаст приказ войскам выйти на улицы Стамбула.

Пока же премьер вывел на улицы не военных, а гражданских. В древней столице прошел митинг сторонников Эрдогана. Он примечателен двумя моментами. Во-первых, выступая на митинге, премьер "наорал" на Европейский союз, который осмелился высказаться в осуждение чрезмерного насилия в Турции. "Евросоюз, знай свое место!" - заявил Эрдоган, и то, что Брюссель не спешит с ответными резкостями, говорит о многом. В частности. о том, насколько важным партнером Евросоюза сумела за эти десять лет стать Турция - в том числе, и стараниями Эрдогана.

Впрочем, турецкое, курдское и левое лобби в Европе не дремлет. Протесты против политики Эрдогана в Европе и в Германии в частности заставили федерального канцлера Ангелу Меркель также выступить с осуждением излишнего насилия в Стамбуле. Однако отдельные выступления европейских лидеров не заменят четкой и жесткой позиции Европы - хотя бы такой, какая была у Евросоюза по отношению к Украине горячей осенью 2004 года. Пока Европа выжидает.

Второй же момент, которым интересен митинг сторонников Эрдогана, в той "ответке", которую митингующие устроили кемалистам. Как вы помните, в начале протестов в нескольких городах страны протестующие подожгли офисы правящей партии. Теперь запылал стамбульский офис оппозиционной Народной республиканской партии, и устроили этот пожар как раз участники завершившегося митинга сторонников Эрдогана.

Пока это единичный акт. однако не исключено, что в случае необходимости Эрдоган сможет мобилизовать многочисленную армию своих сторонников на защиту режима и тем самым превратить антиправительственный протест в гражданское противостояние. Иными словами, премьер готов поставить страну в ситуацию гражданской войны. Нет, наверняка он этого не хочет и искренне надеется, что полицейского террора будет достаточно. Но пока полиция не может прекратить протесты...

Более того, они разрастаются, приобретая все более широкую социальную базу. Пять крупнейших кемалистских и левых профсоюзных объединений, во главе с Конфедерацией профсоюзов бюджетных работников и Конфедерацией прогрессивных профсоюзов, объявили о начале всеобщей забастовки и вывели своих сторонников на улицы Стамбула и Анкары. Надо ли говорить, что даже против этих относительно мирных демонстраций была брошена полиция?

Выход из этого очевидного тупика неясен. Особенно с учетом позиции Эрдогана, который всех, кто поддерживает протестующих, называет террористами и грозит наказанием всем, кто оказывает помощь участникам протеста. Сегодня Эрдоган, которого турки называют не иначе как ЭрдоГаз, требует только одного - подчинения. Однако рано или поздно ему придется предоставить гражданам Турции возможность выбирать, и кто знает, не уложится ли этот выбор в простую формулу: "подчинись или умри"?