УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Человек на все времена

1,7 т.
Человек на все времена

В Венесуэле умер Уго Чавес. Фигура яркая, одиозная, харизматичная и точно - самая известная за рубежом со времен основания латиноамериканского государства.

Смерть Уго Чавеса, скончавшегося от рака во второй половине дне 5 марта, заставит все венесуэльского общество научиться жить по-новому. И хотя в Венесуэле военные уже поспешно присягнули на верность вице-президенту страны Николасу Мадуро, говорить о преемственности власти в стране пока что преждевременно. Новые президентские выборы в Венесуэле пройдут через 30 дней, и далеко не факт, что Мадуро сможет на них победить представителя оппозиции, которым, наверняка, снова станет Энрике Каприлес-Радонски. Во внешнем мире уже началась "битва за Венесуэлу", а в самой стране объявлен 7-дневный траур.

Как все начиналось

Впервые имя некоего подполковника десантных войск Уго Чавеса в международных сводках прозвучало в феврале 1992 года, когда под его руководством почти тысяча солдат и офицеров попыталась осуществить государственный переворот. Все закончилось двухдневными кровопролитными боями и подавлением мятежа путчистов с арестом главного заговорщика. Уго Чавес угодил в тюрьму, однако тут же стал иконой в народных массах. Да и неизменный красный берет десантника очень здорово ассоциировал подполковника Чавеса с другой иконой латиноамериканского мира – Че Геварой. И хотя во внешнем мире мятеж какого-то там "тронутого" десантника остался практически незамеченным – вся планета соображала, куда делся Советский Союз и что теперь будет на его месте – в самой Венесуэле уже началась новая эра "социальной справедливости".

Большая победа

Чавесу посчастливилось выйти из тюрьмы уже через два года отсидки. Бывшему президенту страны Карлосу Пересу, против которого и совершался февральский путч 1992 года, был объявлен импичмент, и президент в последний момент успел бежать в США.

В Венесуэле был избран старенький (78 лет!) президент Рафаэль Кальдера, который первый раз президентом страны избирался еще в древнем 1969 году. Кальдера тут же подписал помилование Чавесу, но очевидно было, что действующий президент в силу своего возраста являлся временщиком, и в стране все 4 года его правления шла бурная предвыборная гонка. Все эти четыре года Чавес активно искал свою нишу, посещал Кубу, наладил персональные дружеские отношения с Каддафи и Хусейном, призывал Штаты вернуть на историческую родину Переса. И вместе с тем создал свою левацко-популистскую партию, которая во главе коалиции левых сил смогла взять треть голосов на парламентских выборах.

За этим успехом тут же последовала победа и на президентских выборах 1998 года, на которых Чавес взял 55% голосов, обойдя уверенно представителя правых Энрике Рёмера. Однако уже выборы 1998 года показали, что Венесуэла находится в жесткой социально-идеологической конфронтации. Чавес это понимал, и чтобы в будущем не оказаться на месте экс-президента Переса, в сжатые сроки провел конституционную реформу "под себя". В 2000-ом году он вновь переизбрался на президентских выборах. Только уже с принципиально другими полномочиями.

Герой нашего времени

Как ни странно, но "президент Чавес" мог уже закончиться в 2002 году. Его неуравновешенная социальная и экономическая политика привела к затяжному кризису и массовым стачкам. Бастовали нефтяники, бастовала оппозиция, сам президент опротивел даже верхушке военных, и все закончилось тем, что его в апреле 2002 года арестовали, объявили низложенным и вывезли в заточение на остров. Военный переворот тут же поддержал на внешней арене Вашингтон, и казалось, что Чавес в этот раз в тюрьме окажется на очень долгое время.

Также смотрите фоторепортаж Уго Чавес: путь президента

Но неожиданно свергнутого президента поддержали бедняки, которые сотнями тысяч вышли на улицы в поддержку Чавеса. И также неожиданно Чавеса поддержала вся низовая структура армии, которая помнила бравого подполковника-путчиста, взявшего на себя одного ответственность за переворот 1992 года.

В Венесуэле произошел именно тот случай, когда народ буквально внес Чавеса обратно в президентский дворец. И именно с 2002 года и появился тот "апгрейденный" Уго Чавес, которого запомнил весь мир ярым антиамериканистом.

Уго Чавес и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад

Уго стал демонстративно посещать страны, которые в "приличном мировом сообществе" принято было обходить стороной – Иран, Ирак (времен Саддама Хусейна), Боливию, Кубу, Белоруссию…

Уго Чавес с ливийским лидером Муаммаром Каддафи

Именно при Чавесе началось мощное военно-техническое сотрудничество с Россией, которое очень здорово раздражало США. В 2008 году Венесуэлу посетили "с дружеским визитом" два стратегических бомбардировщика Ту-160, а заход военных кораблей РФ в территориальные воды Венесуэлы и вовсе стало обыденным явлением.

Успел стать Уго Чавес и "липшим другом" еще одной одиозной фигуры современности – Александра Лукашенко.

Что будет теперь

Смерть Чавеса, безусловно, изменит Венесуэлу. Даже если на президентских выборах победит условно преемник Уго Чавеса, вряд ли Мадуро окажется таким же параноидальным антиамериканистом.

Какое-то время по инерции курс Чавеса наверняка продолжится, но вполне вероятно, что в стране начнутся перемены. В первую очередь следует говорить о пересмотре национализации образца 2007 года, когда с венесуэльского рынка были выведены американские нефтяные компании, мексиканские производители цемента и итальянские металлурги.

В стране может начаться виток большой приватизации, и для международных представителей важно, кто в Венесуэлу сможет зайти первым.

Снизится в стране также и градус политического противостояния. Мировое сообщество признает Мадуро только в том случае, если он откажется от идеи быть "пожизненным президентом". В Латинской Америке быть диктатором можно только при условии наличия мощной личной харизмы. У Николаса Мадуро, проведшего 10 лет за спиной Чавеса, таковой харизмы априори не имеется. А это значит, что если что-то пойдет "не так" внутри страны, экзальтированные толпы венесуэльцев не будут освобождать Мадуро из тюрьмы, как это произошло с Чавесом в 2002-ом. В любом случае, венесуэльской политической элите теперь нужно будет учиться жить без Уго Чавеса.

Фото: ЕРА/ Обозреватель