УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Почему Босния не Украина

57,7 т.
Почему Босния не Украина

Есть страны похожие, а есть - не очень. А еще есть Босния. Она не похожа ни на что. И то, что сегодня в Боснии проходят бунты со штурмами правительственных зданий, не делает Боснию похожей на Украину, как не делают эти страны похожими славянские языки привычка кушать суп ложкой или географическое название "Тузла".

Собственно, какая страна, такая и Тузла. В Украине небольшой островок дал название локальному межгосударственному кризису, который, в свою очередь, стал следствием неспособности украинских и российских властей договориться об использовании акватории Керченского пролива.

Боснийская Тузла - третий по величине город Боснии. Он относительно мало пострадал в ходе межэтнической резни 90-х и кое-как существовал все те годы, когда сшитая франкенштейнами Дейтонских соглашений Босния и Герцеговина училась заново ходить, говорить и принимать пищу. Детище получилось не ахти - оно полностью состоит из системы сдержек и противовесов, оно разделено административными границами по этническому признаку, причем весьма приблизительно - поскольку такую этнорелигиозную чересполосицу, как в Боснии, еще поискать. Если коротко, то страна состоит из Республики Сербской, населенной преимущественно сербами, и Федерации Боснии и Герцеговины, населенной в основном хорватами и босняками-мусульманами.

Сегодня Тузла - преимущественно босняцкий город, но дело не в том. Сегодня Тузла - город, в котором тысячи жителей враз потеряли работу. Четыре завода были приватизированы, а потом доведены до банкротства и ликвидированы. Именно с протестов уволенных рабочих 5 февраля и начались массовые беспорядки по всей Федерации.

Следует признать, что жизнь в Боснии и Герцеговине после войны так и не наладилась. То есть, конечно, там уже не стреляют, но безработица, по скромным подсчетам, достигает 27%, а по смелым - превышает 40%. Соглашение об ассоциации с ЕС и особое торговое соглашение, создавшее чуть ли не идеальные условия для развития торговли между объединенной Европой и нищей балканской страной, не сделали страну менее нищей. Государство, живущее в условиях заваленных грудой дипломатических бумаг, но так и не исчерпанных межэтнических противоречий, не в состоянии выбраться из ямы экономической беспомощности.

Протесты в Тузле нашли поддержку в других городах Федерации Боснии и Герцеговины. И дело не только в солидарности боснийцев с уволенными рабочими. Дело в том, что администрация страны демонстрирует просто чудеса неэффективности. Коррупция зашкаливает, и одним из символов этой коррупции стал президент Федерации Боснии и Герцеговины Живко Будимир. В апреле прошлого года Будимира и еще целый ряд чиновников Федерации был арестован полицией. Среди обвинений - подписание амнистии для наркоторговцев, насильников и убийц, связи с криминалитетом и незаконное хранение оружия - президент "забыл" зарегистрировать подаренный ему еще в 90-х автоматический пистолет. Правда, уже в июне Будимир вышел на свободу и вернулся к исполнению президентских обязанностей. За время своего правления он сумел перессориться с множеством министров, вступить в жесткую конфронтацию с коллегой - президентом Республики Сербской, на которого он повесил в том числе и вину за арест. Не добавляет стабильности и этническая разобщенность в хорвато-мусульманской федерации - представители прохорватских и пробосняцких партий неизбежно пытаются придать конфликтам национальную окраску.

К чести бунтующих боснийцев, они сумели подняться выше националистической пропаганды. Выступая против коррупции, против нищеты, против антисоциальной политики властей, боснийцы также выступают против национализма. Нередко можно встретить лозунги: "Свобода - вот моя нация!" и "Смерть национализму!"

Протесты не сосредоточены в столице, они прошли во многих крупных городах. Где-то полиция браталась с протестующими, где-то - применила резиновые пули и слезоточивый газ. Есть также жалобы на жестокие избиения протестующих в полицейских отделениях.

За происходящим внимательно наблюдают как в Президиуме государства, так и в Республике Сербской. Следует отметить, что в этом полуавтономном образовании протесты не получили серьезного развития. Действующий же глава Президиума (фактически глава государства Босния и Герцеговина) Ж.Кошмич дал понять, что не удивлен происходящим, и намекнул на необходимость смены лиц в руководстве мусульмано-хорватской Федерации. Лица уже меняются - главы трех кантонов подали в отставку. Скандальный президент Федерации Будимир пока держится и призывает к миру, тогда как его премьер-министр обвиняет во всем "хулиганов", сеющих хаос. Тем не менее, именно против него направлен прозрачный намек Кошмича.

Евросоюз уже высказал озабоченность в связи с ростом насилия в Боснии, однако не стоит искать здесь поддержку протестующих - наоборот, ЕС похвалил власти, противостоящие "шквалу насилия".

Так что проводить параллели с Украиной здесь не стоит. А вот усвоить ряд уроков - не помешает. Во-первых, национализм не спасает страну от коррупции и нищеты, а экономику - от стагнации. Во-вторых, Ассоциация с Евросоюзом тоже не спасает, если страна не в состоянии наладить свою жизнь. В-третьих, если люди протестуют против коррупции и нищеты в стране, дружественной ЕС, не надейтесь, что ЕС встанет на сторону протестующих. И в-четвертых, если государственный чиновник не в состоянии спасти страну от нищеты и коррупции, и народ этим недоволен - ему лучше уйти до того, как его дворец вспыхнет синим пламенем.