УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Некрасов: Путина заменит неожиданная кандидатура

42,3 т.
Дмитрий Некрасов

Рейтинги поддержки власти в России постепенно снижаются. Ура-патриотическая истерия ослабевает. Что лидирует сейчас в головах россиян: холодильник или телевизор? Об этом в эфире "Обозреватель.LIVE" говорили с экс-сотрудником Администрации президента России, экономистом и политическим деятелем Дмитрием Некрасовым.

- Что сейчас все-таки побеждает в головах россиян: холодильник или телевизор?

- Сложный вопрос. Конечно, телевизор лидирует. Но и холодильник все больше дает о себе знать. Если говорить языком сухих цифр, сейчас рейтинги поддержки власти на 5-7% выше, чем до крымской истории. А в какой-то момент они были выше на 20%. То есть пик ура-патриотической истерии прошел.

Если смотреть на период с 2016 года, то мы видим тренд на понижение. Это официальные отчеты. Возможная причина – в этот период ничего яркого во внешнеполитической жизни не происходило. Стоит только где-то помахать кулаками, пострелять ракетами – и этот тренд изменится.

Читайте: "Там человек десять есть": в России назвали список вероятных преемников Путина

Параллельно экономические сложности, конечно, приводят к тому, что рейтинги постепенно ползут вниз. Но сейчас они все равно выше, чем до крымской истории, несмотря на санкции, падение реально располагаемых доходов населения, падение товарооборота розничной торговли.

- Давайте посмотрим на конкретные цифры. Несколько недель назад появились данные опроса "Левада-центра". Так вот, сейчас за Путина готовы проголосовать 48%. Еще в 2015 году – 62%. Серьезное падение.

- Да, по сравнению с 2015 и 2016 годами, очевидно падение. Но разумнее же все это сравнивать с более длинными периодами. По сравнению с периодами мира и спокойствия рейтинги сейчас выше. По сравнению с периодом активных боевых действий  ниже. Зависимость очевидна.

- Сейчас активно обсуждают вариант развития событий в России, связанный с выдвижением преемника. Пусть это не самый вероятный путь, но все же часто называют в этом контексте Сергея Шойгу.

- Это гадание на кофейной гуще. Но мне не кажется кандидатура Шойгу наиболее очевидной. Сценарий преемника я оцениваю, как очень низкий. Но теоретически это скорее будет фигура не из первого ряда очевидности. Это будет кто-то из второй линии, кто-то относительно неожиданный.

Читайте: Осуждение Шойгу станет первым шагом к трибуналу над РФ - Луценко

- Есть ли риск, что накануне выборов, чтобы снова накрутить рейтинги и спровоцировать военную истерию, Кремль пойдет на серьезную эскалацию ситуации в Украине?

- Думаю, вероятность есть, но не стопроцентная. Просто есть много других факторов. Да, рейтинг снизился, но для режима выиграть выборы 2018 года – не проблема.

- Важно же еще, с каким результатом выиграть.

- Полагаю, для них явка важнее в данной ситуации. Не думаю, что для них так уж принципиален запредельный результат.

Будет обострение или нет – в большей степени зависит от того, как будут складываться отношения с США. Сейчас для Кремля даже безопаснее трясти кулаками на сирийском направлении, чем на украинском.

Читайте: Выборы-2018: Путин – навсегда?

Еще раз: эскалация в Украине - возможный вариант. В сложных ситуациях Кремль будет использовать обострение для мобилизации своей поддержки. Но сейчас нет гарантий, что так будет, по нескольким причинам. Во-первых, есть другие факторы. Во-вторых, сирийская карта сейчас даже более интересна для внутренней аудитории – "мы ведь великие, с американцами бодаемся".

- Думаете, в случае с Трампом еще можно разыграть сирийскую карту?

- Я говорю о сирийской карте для внутреннего использования. Но даже в случае с Трампом эта карта на столе. Хотя я изначально не верил в большую сделку с Трампом. То есть даже если бы ее каким-то чудом заключили, вряд ли бы удалось долго ее придерживаться. И все же карта на столе. Всегда говорил, что Путин с самого начала очень удачно ее разыграл. Это дополнительный козырь, который он использует до сих пор, несмотря на все связанные с ним проблемы.

- Знаете, после ракетного удара США многие заговорили, что уже скоро, совсем скоро Путин сдаст Асада. Думаете, вероятно?

- Может и сдаст. А зачем он ему? Думаю, легко сдаст, если ему что-то за это предложат. Просто я не верю в большую сделку, поэтому мне кажется, что ничего не предложат. Но в целом допускаю, что сдаст.

Читайте: Есть жертвы, пострадали дети: стало известно о новых преступлениях режима Асада в Сирии

- Объективно, насколько хуже стали жить россияне по сравнению с 2013 годом? И с чем они это связывают? Со злым Западом, который хочет уничтожить Россию, или все же с действиями своего руководства, с аннексией Крыма?

- Что касается первого вопроса, есть объективные данные. Реально располагаемые доходы населения сократились на 10%. По некоторым данным – на 13%. Оборот розничной торговли – тоже на 10 с лишним процентов. Некоторые рынки, например продажа новых автомобилей, сократились в 2 раза по сравнению с пиком. Очевидно, россияне стали жить заметно хуже. Это неравномерно отразилось на разных группах населения. Но в целом покупать стали меньше, жить – хуже.

Другое дело, что преимущественно это не связывают с Крымом. Во-первых, и объективно-то большее влияние оказали цены на нефть, чем западные санкции. А субъективно люди говорят и о ценах на нефть, и о злом Западе. Но нет в головах большинства россиян причинно-следственной связи: забрали Крым – стали жить хуже. Сколько не разговаривал с людьми, здесь разрывается шаблон.

Читайте: Порошенко узнал у Меркель, что будет с санкциями против России

Есть еще третий момент. Российское население, в принципе, уже адаптировалось к новой реальности. Например, долгое время сокращались объемы потребительского кредитования. Сейчас кредиты опять начали набирать. То есть сейчас потребительский оптимизм усилился, и экономика подает признаки роста. Падение ВВП остановилось, инфляция вообще снизилась до 4% – много позитивных явлений. Но несмотря на это, реально располагаемые доходы населения – едва ли не единственный показатель, который продолжает сокращаться. И непонятно, когда это остановится. Думаю, в долгосрочной перспективе это, конечно, окажет влияние на настроения россиян, но сейчас этой взаимосвязи не вижу.

- Распространенное мнение: санкции оказывают долгосрочный эффект, и через какое-то время могут серьезно осложнить ситуацию в России. Из-за этого Москва может изменить свою политику, и таким образом решится если не проблема Крыма, то проблема Донбасса. Что вы об этом думаете?

- Очевидно, санкции влияют на долгосрочное экономическое здоровье России. Но очень долгосрочное. Это не то влияние, которое в моменте приводит к какой-то катастрофе. Понимают ли это российские элиты? Отлично понимают. Население – думаю, не до конца.

Читайте: США приготовили новые санкции для России

Хотят ли в Москве снять санкции? Хотят. Что готовы ради этого уступить? Крым – нет. Донбасс – возможно. Но сами по себе санкции не приведут к какой-то сделке. Потому что в санкционном режиме Россия может существовать десятилетия. Путин и экономический блок понимают, что хорошо бы санкции снять, потому что все это неприятно. Но перед ними не стоит выбор: снятие санкций или смерть. Этот вопрос будет элементом торга, в том числе по Донбассу, но одним из многих. Да и мне кажется, что какое-то урегулирование отношений Россия-Украина и Россия-Запад до ухода Путина с поста главы государства, невозможно. Просто потому что многим надо сохранить лицо.

- Страны G7 на минувшей неделе допустили расширение санкций против РФ. На деле, есть ли политическая готовность к этому со стороны Запада? И что в теории могло бы нанести серьезный удар российской экономике?

- Пока такой готовности не вижу, но, возможно, она будет постепенно нарастать. Опять же, мы не знаем, что будет делать непредсказуемый Трамп. К тому же, скоро закончатся выборы в Европе. Если будут Меркель и Макрон, то вероятно какое-то ужесточение позиции по отношению к России. Но пока я особо не вижу политической воли ужесточить санкции.

Читайте: Ответить за Сирию: в Канаде заявили о готовности расширить санкции против России

Можно хотя бы постараться придерживаться уже введенных санкций. Мы же видим, что те же сервисные нефтяные компании оказывают свои услуги, как и прежде, только теперь через транзитные офшоры. И внешний долг рефинансируется, несмотря на прямой запрет на привлечение долгосрочного финансирования. То есть Россия и западный бизнес научились обходить санкции.

Пойти на шаги, которые окажут серьезный мгновенный эффект, например, отключение от SWIFT, Запад сейчас и близко не готов.

Как сообщал "Обозреватель", Украина расширила санкции против России.